Родительское собрание на тему: "Развитие речи детей. Создание развивающей среды в семье" Игра-путешествие в страну "Играем - речь развиваем"
материал (младшая группа)

Повестка дня:

1.Возрастные нормы речевого развития детей дошкольников.

2. Создание развивающей речевой среды в семье.

Цель:

Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sobranie.docx31.57 КБ

Предварительный просмотр:

Наименование учреждения

МАОУ «Школа №3 г.Белогорск »

Родительское собрание

 на тему:

"Развитие речи детей. Создание развивающей среды в семье"

Игра-путешествие в страну "Играем  - речь развиваем"

Подготовила:

Воспитатель

Скрипченко Е.Н.

2019 г.

Повестка дня:

1.Возрастные нормы речевого развития детей дошкольников.

2. Создание развивающей речевой среды в семье.

Цель:

Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Ход собрания:

Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание: "Развитие речи детей. Создание развивающей среды в семье".

Всем известно, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения.        

Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

Основные задачи речевого развития детей – это:

1.Учить детей выражать свои мысли, чувства, впечатления – определенные для своего возраста.

2. Формировать у детей представления о доброте, взаимопомощи, развитие интереса, любознательности.

          Предварительно вы  заполняли анкеты и проанализировав их напрашивается вывод, что речь ваших детей удовлетворительна  и многие считают, что формой педагогической помощи для вас является род. собрания,  открытые занятия, наглядная агитация, индивидуальные беседы.

         Итак, все мы знаем, что ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Взрослые определяют, направляют поведение ребенка. Объясняют, как он должен себя вести.

        Предлагаю Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы речевого развития ребенка и прокомментировать свой выбор (раздать каждому родителю).

Игра "Ромашка"

1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.

2. Общение ребенка с другими детьми.

3. Речь взрослого – образец для подражания.

4. Paзвитие  мелкой моторики рук.

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с ребенком взрослых и друзей.

 Спасибо всем.

Основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста. Это

1. Восприятие звуковой культуры речи.

2. Словарная работа.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Обучение рассказыванию – связной  речи.

       Давайте с Вами поговорим о том, какая сторона речи Вас беспокоит? (высказывания родителей по теме родительского собрания).

          Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни. 

Сейчас я  представлю вашему вниманию материал "Возрастные нормы речевого развития детей  5- 6 лет".

2 часть

А сейчас я предлагаю вам закрыть глаза и представить, что мы с вами дети.

Игра-путешествие по стране «Играем - речь развиваем"

         Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений. И так, отправляемся в путешествие:

(На каждой станции воспитатель проигрывает материал с родителями)

1.Станция «Творческая» . (слова зачитываются) Вам нужно проявить творчество и подобрать прилагательные  к словам:
- снег  (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)
- человек  (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)
- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)
- луна (яркая, растущая и т.д.)

 Молодцы. Продолжаем наше путешествие.

            Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры,  что активизирует речь.

2. Станция «Наши руки не знают скуки» 

  • Массаж. Массируя пальцы рук активизируется работа внутренних органов.

Большой - отвечает за голову
Указательный - желудок;
Средний - печень;
Безымянный – почки;
Мизинец – сердце.

1) Растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.
2) Потереть ладони, похлопать.

  • Пальчиковые игры (без предметов). Пальчиковая игра «Медведь» (с предметом) (медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)

Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек)

 Молодцы. Двигаемся дальше .

3. Станция «Игровая» (игры для формирования звукопроизношения)

      Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.

Речевая игра «Вьюга» (педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга)

«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкают.

Речевая игра «Насос»

Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…».

Чистоговорки:

Уп, уп, уп – мама варит суп. (зв. П.)
БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б)
«Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б)
«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа».
«Жу-жу-жу молоко дадим ежу».
«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки».

4. Станция " Гимнастика для язычка "

          Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка. За одно занятие не следует давать больше двух – трех упражнений. К последующим упражнениям надо переходить лишь усвоив предыдущие. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. Можно проводить следующие упражнения играя в сказку: например "Теремок".

В лесу стоит маленький домик, 

Настоящий теремок

Надуть щеки

Этот домик очень красивый, с
Черепичной красной крышей и  большой кирпичной трубой.

Хоботок – вытянуть губы вперед и вращать ими.

В доме есть три маленьких 
Круглых окошка со ставнями

Окошко – приоткрыть верхние и нижние зубы

И большая резная дверь.

 Однажды подул очень сильный ветер.

Оскал – показать зубы в улыбке, при этом зубы разжать

Стены у дома были красивые.

Покрасить стенки – кончиком языка

Погладить щеки

Стали они шататься вправо – влево,

Вправо – влево…

Поочередно надувать щеки

Зашатался и пол в домике вперед - назад, вперед-назад,

Двигать челюстью вправо – влево

Дверь то закрывалась, то открывалась

Открыть рот

Даже труба на крыше закачалась,

Хоботок

Вдруг дом рухнул и рассыпался…

Худышка - втянуть щеки

Вот какое замечательное путешествие у нас с вами получилось. Все виды игр вы можете проводить с детьми дома.  

 Итог собрания

      Мы сегодня с Вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились, я предлагаю Вашему вниманию буклеты.

А каким может быть решение нашего родительского собрания (высказывания родителей):

1. Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

2. Поощрять в семье занятие ребенка лепкой, рисованием.

3. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы.

Я благодарю Всех родителей за участие в работе родительского собрания. Пусть дети радуют Вас своими успехами.

Приложение 1.

Консультация для родителей

"Возрастные нормы речевого развития детей  5- 6 лет".

          Нормы речевого развития детей 5-6 лет свидетельствуют о качественном скачке в умении строить связные речевые конструкции. Ребенок в этом возрасте способен пересказать текст, соблюдая необходимую логическую и временную последовательность. В этот же период начинает формироваться так называемая внутренняя речь, помогающая дошкольнику планировать предстоящую деятельность.

         Кроме того, теперь ребенок может выделять первый звук в словах, делая первый шаг к звуковому анализу.

Пятилетние дети воспроизводят слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого–то и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных слов. Бурное речевое развитие детей в этом возрасте базируется на готовности артикуляционного аппарата (губ, языка, щёк, мягкого неба, нижней челюсти) к производству полноценных звуков речи. К шести годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно или неверно.

        От того, как вы будете разговаривать с ребенком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи вашего малыша. Поправляя ошибки в его речи (в звукопроизношении, в грамматическом оформлении словосочетаний, предложений) вы заботитесь о его интеллектуальном развитии. Так как правильно оформленная, красивая, чисто звучащая речь является не только средством общения, но и орудием мышления.

       Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности. может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).

             Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными. обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами. обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными инаречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Используют в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).

             Дети подбирают слова на заданный звук, находят определенный звук в разных частях слова (в начале, середине и конце слова).

Свободно делят слова на слоги. В этом возрасте ребенок уже может самостоятельно составить описательный или повествовательный рассказ, придумывает ему название, персонажей, изменяет голос, когда говорит за разных героев. На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из 20-30 предложений. То есть владеют одной из самых сложных речевых форм – монологической. В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы. К 6 годам дети владеют развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

               Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий. Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. тема: "Развитие речи детей" Игра с детьми и родителями (законными представителями) "Звездный час"

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при р...

Мастер-класс по созданию развивающей среды в домашних условиях «Детское зеркало: создаем, развиваем, получаем»

Образовательное учреждениеМАУДО «Детский сад №10» (структурное подразделение), г. Ялуторовск, Тюменская областьАвторПрокопьева Анна АлексеевнаДолжность, ВоспитательКвалификационная категорияВысшаяНазв...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ТЕМА: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка....

Родительское собрание Тема: «Развитие речи старших дошкольников»

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время часте...

«Развитие речи детей. Создание развивающей среды в семье»

Презентация как приложение к родительскому собранию "Развитие речи детей. "...

Родительское собрание на тему: "Развитие речи детей. Создание развивающей среды в семье"

Речь – чудесный дар природы, он не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась п...

Родительское собрание. Тема: «Развитие речи детей̆ 6-7 лет»

Тема: «Развитие речи детей̆ 6-7 лет»Цель: Повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития детей дошкольного возрастаОборудование:-Памятки  для родителей.Подгот...