Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Осенние листочки» «Учимся, играем, речь развиваем».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: формировать умения составлять связный рассказ об осени с опорой на картинки символы.
Задачи:
-обобщение о признаках осени и представления о её характерных особенностях;
-создать условия для пробуждения детей к речевой активности;
-расширение и активизация словаря по теме «Осень»;
-активизирование речи детей посредством составления предложений, рассказов по картинкам-символом.
Обеспечить условия развития инициативы, самостоятельности и активности детей.
Словарная работа:
Существительные: осень, листопад, урожай, облака, листва, сапоги, куртка, ветер.
Прилагательные: осеннее, холодный, хмурый, дождливый, пасмурный, хмурый.
Глаголы: опадают, кружиться, моросить, собирать, запасать.
Материал: Листья, картинки символы, разрезные картинки, гриб, пенек, елочка, заяц, дерево, птица, лиса.
Ход ОИС:
Дети стоят в кругу, звучит тихая музыка, ребенок читает стихотворение
« Уж небо осенью дышало...» Александр Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
-Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?
В-ль: - Ребята, я хочу вас сегодня пригласить в очень интересное путешествие в лес, увлекательное и познавательное. Но к каждому путешествию нужно подготовиться, настроиться. Давайте мы сейчас с вами встанем посвободнее. И настроимся на наше путешествие.
Молодцы! Скажите мне пожалуйста какое у нас с вами сейчас время года? (осень).
Значит путешествие наше будет какое? (осеннее). Ребята, начать наше путешествия я хотела с рассказа об осени по картинкам. Приготовила их и положила на стол. Но они куда-то исчезли. Ой ребята, посмотрите, на почту нам пришло письмо ( на интерактивной доске написано письмо осени и картинка осень))
Почитаем? Может поймем, что случилось с нашими картинками.
Письмо
Осень вступила в свои права! Посмотрите вокруг вас сколько листьев и среди них есть заколдованные – это и есть картинки. Я захотела с вами поиграть и превратила картинки в листики, но все листья случайно разлетелись. Чтобы их расколдовать, вам необходимо найти листья и выполнить все мои задания. Подпись: Золотая осень!
В-ль: Ну и ну! Пошутила осень. Задания мы с вами выполним. Листики найдем. Все картинки расколдуем. Рассказ составим об осени. Молодцы!
Сейчас мы отправимся с вами искать первый заколдованный листок. Смотрите грибок, а под ним лежит листик, с заданием осени.
Для этого нужно назвать осенние месяцы.
2.Послушайте загадки: Слайды месяцев
1.Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь)
2. Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй? (Октябрь)
3. Самый хмурый месяц года,
Хочется домой, —
Скоро сонная природа
Встретится с зимой. (Ноябрь)
- Какой сейчас месяц?
В-ль: Почему так говорят? Плачет ноябрь холодными слезами (в ноябре часто идут дожди и они с каждым днем холоднее, так как приближается зима)
Молодцы! Осенние месяцы мы назвали, листик улетел и появилась картинка? «Наступила осень» (реб. идет и вешает ее на доску).
Идем дальше, смотрите елочка, а под ней лежит листок с заданием: нужно в словах подобрать признак предмета.
Осень (какая?) – ранняя, золотая, поздняя, грустная, дождливая, сырая, холодная…
Дождь (какой?) – мелкий, моросящий, холодный, частый, короткий, унылый, сильный…
Деревья(какие?),
Небо(какое?)…
Листья (какие?)…
Ветер (какой?)...
Настроение (какое?)...
- Расколдовываем? «Солнышко редко выглядывает из-за туч». (реб. вешает на доску)
В-ль: Ребята, смотрите пенек , а на нем лежит листок. И нам предлагает осень поиграть в игру "Погода осенью"
У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:
Когда идет дождь - дождливая.
Когда дует ветер - ветреная
Холодно - холодная
Пасмурно - пасмурная
Сыро - сырая
Хмуро - хмурая
Ясно – ясная
Молодцы! Вот следующая картинка «Погода стала дождливой».
А мы будем искать следующий листочек.
Ребята, посмотрите кто это? Конечно заяц, и у него листок.
Здесь заколдованный листок. И вот новое задание для вас: «Собери картинку» (дети собирают разрезанные картинки с осенними овощами).
В-ль: Расколдовали картинку? (показывают) и говорим хором: «Осень пора сбора урожая»
В-ль: Что это за дерево, и смотрите на нем остался один лист . Мы с вами находимся в лесу. А если мы идем в лес, где растут одни березы, значит это лес какой? (березовый).
- если одни ели? (еловый)
- сосны? (сосновый)
- клены? (кленовый)
- дубы? (дубовый)
- рябины ? (рябиновый)
- каштаны? (каштановый)
- липы? (липовый)
- ивы? (ивовый).
Молодцы! Посмотрите у нас картинка «С деревьев опадают листья»
Физкультминутка
Ну, раз мы с вами в лесу ребята, я предлагаю вам поиграть с красками осени, они создают различное настроение.
А знаете ли вы, что такое настроение? Настроение — это то, как ты себя чувствуешь, то состояние, в котором ты сейчас находишься. Часто на наше с вами настроение влияет то погода, то музыка, то человек, с которым мы разговариваем А у вас какое настроение ( Хорошее, веселое, грустное)
— А сейчас мы это проверим. На полу лежат осенние листья. Красный лист — радость, веселье, коричневый — грусть, недовольство, а желтый это хорошее, спокойное настроение. А теперь выберите листик, который соответствует вашему настроению.
(Дети выбирают и показывают)
Настроение можно выразить по—разному: движением, мимикой лица. Вот сейчас мы с вами попробуем показать настроение музыкального произведения движениями, танцем с осенними листьями.
«Танец осенних листьев», муз. Филиппенко (Дети двигаются с листьями по всему залу.)
— Вот видите, музыка была одна, а эмоции она вызвала у каждого свои. У кого-то радость, у кого-то грусть, у кого-то спокойствие, у кого-то веселье.
В-ль: молодцы! Здорово мы в лесу отдохнули.
Смотрите. Кто это? Правильно птица. Что это за птица? Смотрите она села на листок, а задание такое: Нужно слово поделить на слоги.
-Ворона, сорока, голубь, синица, воробей, грач, сова, снегирь, клест, галка.
Молодцы! С этим задание тоже справились. Говорим хором «Перелетные птицы улетели на юг»
В-ль: Ребята. Посмотрите, кто живет в лесу. Конечно это заяц. Он сидит около листика и предлагает с вами поговорить.
Игра «Доскажи словечко»
Животные очень внимательно наблюдают за людьми, удивляются, как мы не похожи на них.
У животных есть шерсть, а у людей нет …. шерсти.
У животных есть лапы, а у людей нет …. лап.
У животных есть хвост, а у людей нет …. хвоста.
У животных есть копыта, а у людей нет …. копыт.
У животных есть норы, а у людей нет ….нор.
В-ль: Молодцы! Про животных рассказали. Картинку расколдовали. Говорим хором «Животные готовятся к зиме»
(ребенок по выбору относит на доску и крепит )
В-ль: Смотрите в одиночестве лежит листик, как вы думаете он заколдованный? ДА, ведь тут есть задание осени для вас.
Нужно назвать какие теплые вещи мы надеваем с вами на прогулку. Становитесь в кружок. Передаем мячик и называем, что мы надеваем на осеннюю прогулку. (шапку, куртку, ботинки, свитер, брюки, колготки...)
- молодцы! Тепло оделись!
- картинку расколдовываем? (показываю «Люди надели теплую одежду).
В-ль: Все мы с вами картинки расколдовали. Присаживайтесь пожалуйста за стол. И мы с вами попробуем рассказать об осени.
Ребята, кто из вас хочет рассказать описательный рассказ по картине, которую мы с вами составили.
- Ребята, мы с вами со всеми заданиями справились. Все что осень – нам задала мы выполнили. Давайте сейчас вспомним, что же интересного было в нашем путешествии? Что понравилось?
(Дети отвечают)
В-ль: Мне тоже ребята очень понравилось как мы с вами сегодня путешествовали. Вы все молодцы, отвечали, не перебивали друг друга, слушали внимательно. Молодцы! Большое вам спасибо!.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/11/06/730286bb-324f-4600-8e50-d33a5e6256d0.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/11/06/625d8e67-8d2d-4177-b2ab-3cfd8bf05c8d.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/11/06/ff52377b-f52f-4476-a9a8-aae602e95c02.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Осенние мелодии".
При проведении НОД по рассмаитриванию картин возможны затруднения как со стороны педагога, так и со стороны детей, в частности при подборе эпитетов и способов описания. В данной работе представлен наш...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/14/picture-564462-1421249290.jpg)
Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе "Осенний пейзаж"
Цель: развивать творческие способности детейЗадачи:- знакомить детей с рисованием в проэкции.- развивать чувство цвета, формы и величины, творческое воображение, мышление, композиционные умения ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/04/picture-639458-1680631981.jpg)
Конспект занятия по музыкальному воспитанию для подготовительной группы "Осень разноцветная"
Конспект занятия по музыкальному воспитанию для подготовительной группы "Осень разноцветная"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/13/picture-735528-1452671043.jpg)
конспект занятия по художественному творчеству в подготовительной группе "Осень в нашем городе"
Конспект занятия в подготовительной группе "Осень в нашем городе"Цель:– формировать композиционные умения – размещать предметы ярусами, начиная с заднего плана.Зада...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/17/picture-888320-1492430221.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Осень золотая!»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Осень золотая!»...
План-конспект занятия на развитие внимания в подготовительной к школе группе. "Учимся быть внимательными".
План-конспект занятия на развитие внимания в подготовительной к школе группе.Подготовила Новикова Т.А., воспитатель. «Учимся быть внимательными»Тема: «Учимся быть вниматель...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Осень"
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Осень"...