Конспект ОД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Синонимы и антонимы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Горожанцева Наталия Валерьевна

Конспект ОД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Синонимы и антонимы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение «Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад»

Конспект

образовательной деятельности

по речевому развитию

для детей старшего дошкольного возраста

«Синонимы и антонимы»

                                                                                                                                             Подготовила:

                                                                                                                               воспитатель                                                                                                            

                                                                                                                               Горожанцева Н.В.

Ход НОД:

Цель:

Познакомить детей с понятиями «синонимы» и «антонимы», учить подбирать слова сходные и противоположные по смыслу.

Задачи:

Обогащать словарный запас.

Продолжать учить детей составлять предложения с заданными словами, отвечать полным предложением.

Воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции.

Ход ОД

Воспитатель: - Ребята, скажите, вы знаете на каком языке мы с вами разговариваем? (На русском). Чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать язык. Лучше говорит и пишет тот, кто много читает, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью.

(Инсценировка: стук в дверь. - Кто там? Входят три опоздавших воспитателя.)

Первый: - Не сердитесь на нас!

Второй: - Не обижайтесь.

Третий: - Не злитесь.

Воспитатель: - Почему вы опоздали? Где вы были?

Первый: - Недалеко.

Второй: - Близко.

Третий: - Рядом.

Так вы были все в разных местах или все в одном месте? (В одном).

Воспитатель: - Проходите, садитесь, пожалуйста. Ребята, вам не кажется, что они странно отвечали? Все говорили об одном и том же, но по-разному.

- Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и тоже.

- Такие слова-друзья называют еще «слова близкие  по значению» или «слова-синонимы», потому что они обозначают близкие понятия.

Вот такие слова - друзья использовали наши опоздавшие:

Сердитесь – обижаетесь – злитесь.

Недалеко – близко – рядом.

А еще, например, есть такие  слова-друзья:

Большой – огромный – громадный.

Маленький – крошечный – малюсенький.

- К некоторым словам можно подобрать не одно или два  слова, близкое по значению, а несколько. Например:

Обмануть – перехитрить – одурачить – провести.

Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный.

- Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте:

Человек бежит. Река бежит.

- Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению слову «бежит».

Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется, катится, плывет.

- Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению. Послушайте коротенькую историю:

«Однажды Вася заболел. И мама его не пустила гулять. Решил он тогда в окно смотреть, если  гулять нельзя. Увидел как ребята весело катаются на горке и стало ему очень грустно» .

- Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению. (Печальный, невеселый, унылый, тоскливый, несчастный.)

Физкультминутка:

А теперь мы разомнемся,

Улыбнемся, посмеемся.

Наклоняйтесь ниже, ниже,

Головой к коленям ближе.

А теперь вы не ленитесь.

Хорошо назад прогнитесь.

Головою покрутите,

Потянитесь, потянитесь!

Вы, ребята, не устали?

Сели – встали! Сели – встали!

Все руками помахали

И на место побежали!

- А теперь послушайте стихотворение И. Токмаковой и попытайтесь отыскать в нем слова-друзья.

Зябнет осинка

Дрожит на ветру

Стынет на солнышке

Мерзнет в жару.

                      (Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.)

- Когда мы используем слова-друзья, наша речь становится точной, выразительной, яркой.

- В русском языке есть не только синонимы – слова-друзья, но и слова-недруги, слова с противоположным значением. Такие слова называют еще слова-антонимы. Вот примеры таких слов:

Горячо – холодно.

Много – мало.

Большой – маленький.

- Отгадайте загадку про лесную птицу и найдите в этой загадке слова, противоположные по значению.

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.   (Дятел; пара слов «враг – друг»)

- Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов.

Игра с  мячом

- Поиграем в игру «Подскажи словечко».

Сейчас я буду называть слова, а вы подбирайте к ним слова-недруги:

Куст низкий, а дерево …

Вагон большой, а тележка …

Ночь была холодная, а день …

Молоко жидкое, а сметана …

Малина сладкая, а лимон …

А теперь задание будет немного сложней, без слов подсказок:

Молодой – старый.

Светло – темно.

День – ночь.

Плачет – смеется.

Горячий, широкий, злой, трусливый, конец, радость, война, ночь, высокий, тяжелый, большой, маленький, приходить, новый, радоваться, бездельничать, плохо, мелко, грязно, рано, сладкий.

Послушайте рассказ про гномов и попробуйте определить такие слова недруги.

В избушке под елью гномики жили

Работать умели и крепко дружили.

Гномы из леса к себе пригласили

На праздник веселый много гостей.

Из кладовой где хранилось съестное

Друзьям принесли угощенье лесное

Подведение итога занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие по России»

Цель: создать условия для духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.Задачи: Образовательные: Формировать представления детей о России, уважительное отношение к государственным симв...

Конспект ООД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Лабиринт знаний"

Целью данного занятия является закрепление с детьми полученных знаний, использование в обучении  игр развивающей направленности.       Данная игра проходит в виде кв...

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в осенний лес»

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.Приоритетной формой работы является коллективная (статическая и динамическая работа) и в подгруппах. Коллективная деятельность оказыв...

План – конспект ООД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста: « Осенняя сказка»

План – конспект ООД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста: « Осенняя сказка»...

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста

Тема: Одежда Цель: Создавать условия для закрепления знаний детей об одежде. Задачи:Закреплять знания детей о названиях предметов одежды, обобщающем понятием «одежда»., о на...

Конспект ООД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия по речевому развитию на тему «Путешествие в волшебный лес»  в старшей группе ДОУ. Занятие построено с использованием элементов современных образовательных техно...

Конспект ООД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием логопедического лото «Домашние животные»

Задачи: Закреплять представления о домашних животных.Уточнять и расширять словарь по теме “Домашние животные”.Развивать мелкую моторику, зрительное, слуховое восприятие, творческое во...