Конспект ООД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

 Конспект занятия по речевому развитию на тему «Путешествие в волшебный лес»  в старшей группе ДОУ. Занятие построено с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникативных технологий, развивающих дидактических пособий. По содержанию занятие является интегрированным. Интеграция различных видов деятельности позволяет расширить и обогатить структуру занятия.

    В каждом этапе занятия подобраны наглядные пособия, которые стимулируют и активизируют детей. Используются здоровьесберегающие технологии: смена статичных и динамичных поз, подвижная игра речевого характера, упражнения на развитие мелкой моторики рук. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект ООД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.

Автор: Паршикова Светлана Геннадьевна, Липатова Мария Анатольевна - воспитатели, МБДОУ «Детский сад №102», г. Рязань

 Конспект занятия по речевому развитию на тему «Путешествие в волшебный лес»  в старшей группе ДОУ. Занятие построено с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникативных технологий, развивающих дидактических пособий. По содержанию занятие является интегрированным. Интеграция различных видов деятельности позволяет расширить и обогатить структуру занятия.

    В каждом этапе занятия подобраны наглядные пособия, которые стимулируют и активизируют детей. Используются здоровьесберегающие технологии: смена статичных и динамичных поз, подвижная игра речевого характера, упражнения на развитие мелкой моторики рук.

Конспект занятия в старшей группе.

Тема: «Путешествие в волшебный лес».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: Создание условий для естественного социально – коммуникативного развития детей, обогащения опыта самостоятельной деятельности, решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов. 
Задачи: Образовательные:
          -  формировать умения образовывать «ласковые слова» (с уменьшительно-ласкательным суффиксом);

-  продолжить знакомство детей с многозначными словами;

- продолжать учить детей соотносить знаковые символы с образами, подбирать родственные (однокоренные) слова и слова антонимы;

- закреплять навыки словообразование (притяжательные прилагательные) через словесные игры;

-  формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей;   
           -  формировать коммуникативные навыки (диалогическую речь через совместное обсуждение; правильное слово произношение). 
Развивающие:
 Развивать познавательную активность, внимание, память, творческие возможности. 
Воспитательные:
 Воспитывать любознательность, вызвать у детей позитивные эмоции, развивать умение работать в команде, воспитывать уважение к своим товарищам.

Форма проведения: игра – путешествие.
Материал к занятию: Конверт с письмом,  картинки для игры «Скажи наоборот», «Какое варенье?», пособие «Семья слов»,  корзинки с заданиями, аудиозаписи музыкального сопровождения.

Предварительная работа, речевые игры на подбор антонимов, работа с пособием «Семья слов», решение проблемных ситуаций.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости! Давайте с ними поздороваемся. Дети здороваются.

Воспитатель: Чтобы гости смогли узнать наши имена, давайте назовем друг друга по имени ласково. Вспомните, когда называешь имя, надо взять за руку, посмотреть в глаза, улыбнуться и сказать нежно-нежно, вот так. (Воспитатель показывает, называя по имени рядом стоящего ребенка.)Таким образом, дети, называя друг друга, оказываются все вместе, взявшись за руки.

 Воспитатель: Вот какие мы дружные и добрые.

Дети видят шарик, с привязанным письмом.

Воспитатель: - Ребята, смотрите, что это такое? Откуда этот конверт появился здесь? А здесь еще и что-то написано! Давайте я сейчас прочитаю. 
«Детский сад «Радуга», детям старшей группы №11»
-Ребята, так это же для нас письмо! (воспитатель открывает конверт и читает)
«Дорогие ребята! Пишет вам лесная Фея. В нашем чудесном лесу случилась беда. Злой волшебник расколол волшебную снежинку и ее лучики разлетелись , теперь все феи остались без волшебства. Чтобы собрать лучики, нужно отправиться в путешествие в наш волшебный лес, но там вас будут  ждать трудные задание. За правильное выполнение каждого вы будете получать волшебные лучики, с помощью которых в конце путешествия сможете собрать снежинку фей и вернете нам волшебство. Фея.»

-Ну что, поможем Фее?

 Дети: Да!
Воспитатель: А на чем мы отправимся в путешествие? (Предлагает отправиться на воздушном шаре.) Давайте его надуем! Вдох глубокий носом, выдох ртом. Молодцы!

Воспитатель: -Ребята, занимайте посадочные места, отправляемся в путь!
         Ма – ма – ма – наступила зима.

Ла- ла- ла – зима сугробы намела.

Мы – мы – мы – не боимся мы зимы.

Са- са- са- пролетаем мы леса!

Га- га- га- пролетаем мы луга!

Ля- ля- ля- пролетаем мы поля!

 Воспитатель:- Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Даже страшно дальше идти. И помощи не у кого попросить. Ну, разве что, у нашей знакомой елочки, вон она стоит.

Елочка:— «Я помогу вам, если вы про мои иголочки что-нибудь интересное расскажете, а еще про мою подружку, звездочку».

Воспитатель: Конечно, расскажем. Скажите, ребята, разве только у елки бывают иголки. А какие вы еще  иголки знаете? (у сосны, швейную, у ежа, медицинскую). А какие звезды вы знаете? (у елки, на небе, морская звезда, звездочка- орден). Какое удивительные это слова «иголка» и «звездочка»! Слово одно, а обозначает много разного. Оказывается, слова, которые имеют много значений называются многозначными словами. Повторим вместе: «Многозначные слова». Многозначных слов очень много. Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием, мне, кажется, они даже не ожидали, что вы знаете многозначные слова (елочка дарит детям лучик). Нужно идти дальше.

Дети видят шишку.

Воспитатель: Ой, кто это шишками бросается? А вы знаете, от какого дерева шишка? Правильно, от ели. Значит,  она как называется? (Еловая). Давайте с шишкой поиграем! Вставайте в круг! Передавайте шишку по кругу, хорошо ее потрогайте. Кто же нам эту шишку бросил? Да это белочка! Помоги нам, белочка найти лучик от волшебной снежинки!

Белочка: Я помогу вам, если справитесь с моим заданием. Игра « Скажи наоборот».  Молодцы, получайте лучик.

Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько интересных следов на снегу, кто же здесь пробегал? Сможете угадать, чьи это следы? Зайца- заячьи, белки-беличьи, волка- волчьи, лисы- лисьи, кабана- кабаньи.

Воспитатель: Ой, какие сугробы у нас на пути. Сможем ли мы через них пройти? Посмотрите, какой красивый снежный комочек, нужно с ним поиграть и мы сможем дальше идти.

Физкультминутка: 

«Наконец пришла зима».

Наконец пришла зима,

Стали белыми дома.
         Снег на улице идет,

Дворник улицу метет.

Мы катаемся на санках-

Пишем на катке круги.

Ловко бегаем на лыжах,

И играем мы в снежки.

Воспитатель: Как много снежков вы слепили, давайте из них построим снежную крепость? У вас на столе лежат «снежки», а для того чтобы из них построить снежную крепость, нужно разделить слова, которые я буду называть на слоги. Сколько в слове слогов, столько «снежков» вы поставите. Крепость начинаем строить снизу-вверх. Слушайте внимательно: сне-гу-роч-ка, сне-жин-ка, гор-ка, сне-го-пад, сан-ки, лед, снег. Какие отличные крепости у вас получились, молодцы, а вот и волшебный лучик.

Входит Фея: Здравствуйте, друзья! Спасибо вам, что отправились в волшебный лес к нам на помощь! Я покажу вам дорогу. Посмотрите, кого я встретила по пути?

Дети: Гномика.

Фея: А кто такой гномик? Он обещал нам помочь, если вы выполните его задание.  Назовите слова – родственники к слову ДОМ.

Дети: ДОМ – домишко,  домик,  домовёнок,  Домовой,  бездомный (пес), домашний,  домище, домина, домохозяйка. (Работа по пособию «Семья слов»)

Фея: А теперь немного поиграем « Доскажи – покажи»

Жил был веселый гном

Он в лесу построил ….дом

Рядом жил поменьше гномик

Под кустом построил ….домик

Самый маленький гномишка

Под грибом сложил ….домишко

Старый, мудрый гном-гномище

Выстроил большой…домище

Был он стар и был он сед

И большой был ….домосед

А за печкой за трубой

Жил у гнома…..домовой

Есть любил он суп вчерашний

Пил он только квас….домашний.

Фея: Молодцы. Гномик дарит вам волшебный лучик. Нужно идти  дальше.

Физкультпауза: 

Мы шагаем друг за другом

Лесом и волшебным лугом.

Через речку переходим

На полянку мы выходим.

На полянке есть пенёчки

Вы садитесь здесь дружочки.

Фея: Посмотрите, здесь Лесовичек живет, он вас хочет вареньем угостить, но вот забыл, какое варенье сварил. Возьмите баночки с вареньем, посмотрите на картинку и напомните Лесовичку какое это варенье.

Дети: Груша-грушевое, яблоко-яблочное, черника-черничное и т.д.

Фея: Молодцы, помогли Лесовичку. Получайте волшебный лучик. Пора в путь отправляться! Послушайте, какие сказочные звуки издаёт волшебный лес! Посмотрите, на елочке сорока-тараторка сидит, может, она поможет нам лучик от снежинки найти? (Проговаривание скороговорки – четко, быстро, внятно, чтобы  всем было понятно).

Три сороки – тараторки, тараторили на горке.

Рефлексия: Фея: Смотрите, ребята, вот волшебная снежинка! Давайте вернем ей лучики. Спасибо вам!

-Дети, вам понравилось путешествовать по волшебному лесу?

          - Какое задание для вас оказалось самым сложным? А какое самым интересным?

- Нам пора расставаться. Вы вернули нам волшебную силу, а я вас верну в детский сад. Закрывайте глаза. (Фея говорит волшебные слова, дети открывают глаза.)

                                          Литература

  1. Чернова И.Г. Многозначные слова как способ расширения и уточнения словаря // Электронный ресурс. Режим доступа: http://chernova.moy.su/index/mnogoznachnye_slova/0-12 
  2. Зуева Л.Н., Костылева Н.Ю., Солошенко О.П. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. М, 2003.
  3. С.Гаврина, Н.Лутявина  Делим слова на слоги. Для детей 5-7 лет.СПб,2008.
  4. Крикленко О. В. Пособие "Семья слов" в работе по формированию у дошкольников навыка образования родственных слов. Дошкольная педагогика. 2018. № 7. С.37-38 ,Детство-Пресс (Санкт-Петербург).
  5. Новиковская О. А. Чистоговоркискороговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи. – Москва: АСТ, 2015
  6. Федеравичене, Э.А. Обучение старших дошкольников элементам словообразовательного анализа . М., 2002.
  7. Ушакова, О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. М., 2001.
     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие по России»

Цель: создать условия для духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.Задачи: Образовательные: Формировать представления детей о России, уважительное отношение к государственным симв...

Конспект ООД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Лабиринт знаний"

Целью данного занятия является закрепление с детьми полученных знаний, использование в обучении  игр развивающей направленности.       Данная игра проходит в виде кв...

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в осенний лес»

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.Приоритетной формой работы является коллективная (статическая и динамическая работа) и в подгруппах. Коллективная деятельность оказыв...

План – конспект ООД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста: « Осенняя сказка»

План – конспект ООД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста: « Осенняя сказка»...

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста

Тема: Одежда Цель: Создавать условия для закрепления знаний детей об одежде. Задачи:Закреплять знания детей о названиях предметов одежды, обобщающем понятием «одежда»., о на...

Конспект ООД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием логопедического лото «Домашние животные»

Задачи: Закреплять представления о домашних животных.Уточнять и расширять словарь по теме “Домашние животные”.Развивать мелкую моторику, зрительное, слуховое восприятие, творческое во...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Перелетные птицы".

Цель:Обобщение полученные знания по теме "Перелетные птицы".Задачи:1. Учить образовывать множественное число существительных; согласовывать числительные с существительными; подбирать определ...