Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе. Сказка «У страха глаза велики».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Романова Елизавета Дмитриевна

Задачи занятия:

-познакомить с шуточной сказкой «У страха глаза велики»;

-учить детей понимать эмоционально-образное содержание произведения. Познакомить с пословицей (у страха глаза велики);

- учить детей осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний (бранится, горюет, повесил голову, не покладая рук, уносить ноги);

-развивать внимание, мышление (умение рассуждать, интонационную выразительность, умение соотносить речь с движением.)

-воспитывать внимание к слушанию произведения; отрицательное отношение к трусости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе. Сказка «У страха глаза велики».

Возрастная группа: Средний дошкольный возраст.

Образовательная область: речевое  развитие.

Интеграция  ОО: «Познавательное   развитие», «Социально – коммуникативное  развитие», «Художественно - эстетическое  развитие», «Физическое  развитие».

Тема: «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

Задачи:

-познакомить с шуточной сказкой «У страха глаза велики»;

-учить детей понимать эмоционально-образное содержание произведения. Познакомить с пословицей (у страха глаза велики);

- учить детей осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний (бранится, горюет, повесил голову, не покладая рук, уносить ноги);

-развивать внимание, мышление (умение рассуждать, интонационную выразительность, умение соотносить речь с движением.)

-воспитывать внимание к слушанию произведения; отрицательное отношение к трусости.

Оборудование: иллюстрации, шкатулка, текст сказки, музыкальное сопровождение.

Этап занятия

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Организационно-мотивационный.

-Ребята, вы  любите слушать сказки? Сегодня я к вам в гости пришла да не одна, а со своей волшебной шкатулкой, из которой я достаю интересные сказки. Но сегодня с утра еще там не было ни одной сказки. Давайте заглянем, может быть сейчас появилась новая сказка? (открываю  шкатулку).

Отвечают на вопрос. Рассматривают шкатулку, заглядывают в нее.

Основной

-Посмотрите-ка оказывается для нас есть новая сказка. Садитесь поудобнее, узнаем что же это за сказка. Это  русская народная сказка «У страха глаза велики»

Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек. Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца. Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!

Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород. А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб! Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги. Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабка охает:— Ох! Медведище меня чуть не задавил! Внучка плачет:— Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил! Курочка на печке кудахчет: — Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала! А мышка из-под печки пищит: — Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась! А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает: «Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!» .Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».

1. Вам  понравилась сказка? 2. Ребята, вспомните и назовите героев сказки?  3. Кого испугались водоносы? 4. Что показалось бабушке, внучке, курочке, мышке?) 5. Что же показалось зайке?. 6. Скажите, это на самом деле с ними случилось? (нет). - Подскажите, что случилось на самом деле? Значит герои все придумали? И герои-водоносы и заяц с перепугу побежали и даже не поняли, что случилось. - Чему учит эта сказка? (что не надо бояться) высмеивает трусость.

- Молодцы! Вы знаете, ребята в этой сказке есть секрет. Он заключается в народной поговорке: «У страха глаза велики». Поэтому когда говорят «У страха глаза велики», то это значит не стоит бояться того, чего нет на самом деле. Давайте повторим поговорку «У страха глаза велики» (повторяют). Как вы ее поняли? Если тебе страшно, то все кажется по-другому (больше, ужаснее). Не стоит бояться пустяков.

- Что-то мы с вами засиделись, пора размяться. Начнем друг другу улыбаться! Физкультминутка "Улыбнитесь"

Быстро встаньте, улыбнитесь,                                Влево, вправо повернулись,

Выше, выше потянитесь.                                Руками коленей коснулись.

Ну-ка плечи распрямите.                                Влево, вправо повернулись,

Поднимите, опустите.                                     Сели - встали, сели – встали

                                                                         И на месте побежали.

- Раз вам понравилась сказка, давайте я вам прочту самый интересный отрывок (повторное чтение) .

- Как вы поняли поговорку «У страха глаза велики? » (не надо бояться того, чего нет). Если они испугались, как их можно назвать? (трусливые). Как вы думаете, хорошо быть трусливыми? Какими лучше быть? Назовите противоположное слово – храбрыми. О чем была эта сказка? (о трусости) Правильно, молодцы!

Игра  «Подбери  картинку  к  выражению  из  сказки»

- Ребята, в шкатулочке есть для вас интересная игра. Называется она «Подбери картинку к выражению из сказки». Достаю из шкатулки картинки (раскладывает на столе). В любой сказке встречаются необычные выражения. Вот мы и попробуем  разгадать их.

Выберите, пожалуйста, картинку, которая подходит к выражению «бранится».

Что значит «бранится»? (ругаться). «Горевать» - (переживать), «Повесил голову» (расстроился), «Не покладая рук» (трудиться)

Слушают сказку внимательно, не отвлекаются, ножки вместе, руки на коленях, спинки прямые.

Отвечают на вопросы:

1)Понравилась ли им сказка; 2)Вспоминают героев 3)Испугались зайца 4) (бабушке показалось, что ее чуть медведище не задавил, внучке показалось, что на нее наскочил страшный волк, курочке показалось, что лисица чуть ее не сцапала, а мышке показался котище усатый 5) зайке показалось, что за ним гнались четыре охотника да все с ружьями) 6)

Слушают значение пословицы

Выполняют физкультминутку по словам.

Повторно слушают выбранный отрывок.

Играют в игру.

Заключительный

- Какую сказку вы узнали? С какой  поговоркой  вы познакомились

Вспоминают сказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ЧТЕНИЕ СКАЗКИ «ФЕДОРИНО ГОРЕ» К.ЧУКОВСКОГО»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮС ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:«ЧТЕНИЕ СКАЗКИ «ФЕДОРИНО ГОРЕ» К. ЧУКОВСКОГО»...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе: Н. Сладков. «Почему ноябрь пегий»

Цель:  Ознакомление  детей с новым произведением Н. Сладкова «Почему ноябрь пегий» Задачи: помочь понять смысл фразы «почему ноябрь пегий»; активизировать словарь; учить внимательно слу...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Путешествие на облаке»

Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное, познавательное, речевое, художественно - эстетическое.Возраст детей: средняя группаФормы организации: подгруппа.Задачи:Образовательные...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на тему: «Одежда»

Программные задачи: формировать обобщающее понятие «одежда»;активизировать словарь по теме;закреплять знания детей о разной одежде (зимней, летней, нарядной, красивой, праздничной), в умен...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой для средней группы. Чтение сказки Владимира Сутеева «Под грибом»

  Познакомить с произведением В. Сутеева «Под грибом»;    Учить понимать смысл сказки, заключённую в ней мораль;              ...