Конструкт образовательной ценностно-ориентированной ситуации на основе содержания литературного произведения.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
В работе представлен материал по проектированию ценностного диалога с детьми на основе прочтения литературного произведения, а также спланированы другие ценностно- ориентироанные культурные практики, в которых дети могут попрактиковаться в ценностных выборах в ходе общения и взаимодействия с опорой на описанную "Модель становления ценностных ориентиров ребёнка посредством художественной литературы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Модель становления ценностных ориентиров ребёнка посредством художественной литературы". | 27.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание 1. Спроектируйте конструкт образовательной ценностно-ориентированной ситуации на основе содержания любого детского литературного произведения для определенной возрастной группы. Проект конструкта можно скачать ниже.
Последовательность действий:
1. Выбрать детское литературное произведение с учетом возрастных особенностей детей.
Организовать ценностный диалог с детьми по прочтению литературного произведения, спланировать другие ценностно-ориентированные культурные практики, в которых дети попрактикуются в ценностных выборах в ходе общения и взаимодействия с опорой на описанную «Модель становления ценностных ориентиров ребенка посредством художественной литературы».
Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе развития ценностных ориентаций
Ценностно-смысловой контекст культурной практики чтения детской художественной литературы
Развивающая, гуманистическая направленность содержания
образовательной деятельности, согласно которой приоритетным признается
развитие личности ребенка (любознательность, инициативность,
самостоятельность, нравственность, способность к творческому
самовыражению) предает особое значение прежде всего культурным
практикам (игровым, продуктивным, чтению художественной литературы и
др.), призванным делать ставку на осмысленность и детский интерес
развивать ребенка как инициативного и самостоятельного субъекта
активности, удержать развивающую задачу.
Этапы работы с текстом литературного произведения:
1. До чтения – мотивационный, целеориентированный.
2. Во время чтения –содержательный, ценностно-ориентированный.
3. После чтения – ценностный диалог; творческий; рефлексивный;
открыто-перспективный.
Цель: сформировать личность, обладающую определенным читательским
опытом, отличающуюся развитым интересом к чтению, не только умеющую
эстетически воспринимать и понимать художественное произведение,
понимать ценности культуры в соответствии с возрастными возможностями,
но и способную к самовыражению в разных видах литературно-речевой,
творческой деятельности.
Технологическая карта
организации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми
1. Мотивационный целеориентированный.этап.
Технологические компоненты деятельности Содержание деятельности,
действий педагога Действия детей Планируемый результат
Организация на совместную деятельность «Круг» Приглашаю детей на стульчики.
В: послушайте. О чем мечтал герой рассказа и почему он потом отказался от этой мечты
Садятся на стульчики,
Отвечают на вопросы
Проявляют интерес
Слушают рассказ воспитывать интерес к книгам, художественным произведениям;
Актуализация знаний детей
(работа с моделью трех вопросов: что мы знаем)Краткий подводящий диалог к теме:
Фиксирует предложения детей в таблице «Модель трех вопросов» или «Модель пяти пальцев». Дети проявляют интерес Дети умеют осознавать то, что усвоено
Знакомство с ценностью.
Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей)
Ценностный диалог (направленность обсуждения литературного произведения на осознание и проговаривание детьми ценностей (при обсуждении сюжетов, поступков, поведения персонажей).В: Дети о ком этот рассказ? Кем в детстве мечтал стать Дениска?
В: Почему у него так часто менялось мнение?
В: Как отнёсся к просьбе сына папа? Почему так?
В: Что почувствовал мальчик?
В: А что предложила мама? Как отреагировал Денис на мамино предложение? Для чего же понадобился мишка Дениске?
В: Почему Дениска не стал использовать свою игрушку вместо боксёрской груши?
В: О чем думал Дениска, глядя на своего мишку?
В: Какие чувства вызывали эти воспоминания?
В: Как называет Дениска мишку?
В: Почему Дениска чуть не заплакал? Какое решение он принял?
В:Он решил: Нельзя предавать своих друзей, даже, если они игрушечные. Нельзя предать свою детскую любовь).
Ответы детей: астрономом, капитаном дальнего плавания, боксёром.
Дениска был маленький, и его привлекали разные профессии.
Он ему отказал
Огорчение, обиду.
Мама предложила мишку- старую игрушку использовать вместо груши
Ему стало жалко свою игрушку
Он вспомнил как играл с мишкой, вспомнил, что мишка был его другом
Любовь, привязанность, нежность, желание «отдать жизнь за своего друга»
Он называет его своим бывшим, самым лучшим другом
Ему стало стыдно за себя, ведь он хотел бить своего «самого лучшего друга, настоящего друга детства», а так поступать нельзя Умеют анализировать произведение; отвечать на вопросы по тексту.
Осознают нравственно – духовное значение дружбы в человеческих взаимоотношениях;
Способны усвоить нормы и ценности, принятые в обществе. Сформированы понятия «дружба», «друг».
Игровая ситуация Мотивирует на деятельность (обеспечивает деловой заинтересованный настрой). Дети проявляют интерес к деятельности
Работа с «Моделью трех вопросов»: Что мы знаем? Что хотим узнать?
Представление новой информации В центре «Искусства» нарисовать любимую игрушку или портрет друга
В центре «Познания» составить рассказ по схеме о своем друге
В центре «Кулинарии» приготовить из соленого теста угощение для друга Дети выбирают центр, в котором будут работать Дети создадут продукт деятельности
Продолжение работы с «Моделью трех вопросов: Что нужно сделать, чтобы узнать?»
Обозначение культурно-смыслового контекста последующей деятельности (ценностно-ориентированной культурной практики)
Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной/самостоятельной деятельности детьми в центре активности, с учетом культурно-смыслового контекста предстоящей деятельности (типа работ: по образцу. по схеме, по незавершенному продукту, по описанию);
групповое/ индивидуальное обсуждение В. Я предлагаю вам сегодня поработать в специально –организованных Центрах:
«Центр познания»;
«Искусства»;
«Кулинарии».
Ситуация успеха.
Объединяются в подгруппы.
Делают выбор Центра. Проходят каждый к тому центру, который выбрали. Дети способны составить рассказы, нарисовать портреты, слепить угощения
2. Содержательный (деятельностный) этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и познание в контексте решения ценностных задач).
Взрослый инициирует диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы.
Дети принимают общую цель работы малой группой (в центре активности, включаются в совместное планирование, распределение действий (ролей) осуществляют деятельность в центрах активности самостоятельно.
Технологические компоненты деятельности Центр
активности Содержание
деятельности
(конкретная задача, культурно-смысловой контекст) Презентация деятельности в центрах активности Материалы, средства для самостоятельной деятельности детей в центре активности Результат,
продукт
деятельности
Творческий (ориентация на ценностно-окрашенные ситуации продуктивного характера, побуждающее к образному выражению в творческой продуктивной деятельности).
Презентация центров активности (педагогом/ребенком).
«Тренировка» в ценностном поведении в ходе конкретной деятельности (дела) в центрах активности Центр познания Развивать словесно-логическое мышление.
Ориентировать детей на составление небольшого рассказа по мнемотаблице. В центре «Познания» вы составите рассказ по схеме о своем друге и мы разместим его в этом центре Мнемотаблица, листы бумаги, карандаши, фломастеры, ручки. Рассказ о друге
Центр искусства Развивать логическое, творческое мышление, мелкую моторику. В центре «Искусства» вы нарисуете портрет друга или любимой игрушки Образцы портретов, листы бумаги, карандаши Портреты друга или любимой игрушки
Центр кулинарии Развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение В центре «Кулинарии» вы из соленого теста приготовите угощение для друга Картинки угощений (торты, пирожное, печенье и т. д); образцы изделий из соленого теста Готовые угощения
Дети способны составить рассказы, нарисовать портреты, слепить угощения
Центр мастерская
Центр грамоты
Центр игры
Центр конструирования
Центр математики
Центр книги
Центр безопасности и здоровья
Двигательный центр
3. Рефлексивный этап (направленность на осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях, ориентация на позитивный опыт самопознания и самовыражения. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль).
Технологические компоненты деятельности Содержание деятельности,
действия педагога Действия детей Планируемый
результат
Рефлексивная ситуация Как назывался рассказ, который мы прочитали?
Кто его написал?
Что вы узнали про дружбу и друзей? Осознают нравственно – духовное значение дружбы в человеческих взаимоотношениях;
Способны усвоить нормы и ценности, принятые в обществе. Сформированы понятия «дружба», «друг».
Расскажите, что вы делали сегодня в центрах
«Друг детства»
В. Ю. Драгунский
Дружбой нужно дорожить. Настоящий друг не оставит в беде, не будет обижать
Ответы детей Дети называют автора и название произведения.
Сформированы понятия «друзья не разлей вода», «друг детства»
Обсуждение итогов работы в центрах активности (продуктов деятельности, культурно-смыслового контекста (для чего? для кого? где можно использовать) Дети подводят итоги своей творческой работы, представляют свои результаты.
Воспитатель хвалит детей. Даёт оценку творческой деятельности. Дети делятся впечатлениями друг с другом; демонстрируют продукты деятельности; дарят друзьям Дети с удовольствием делятся с друзьями продуктами своей деятельности
4. Открыто-перспективный (Выход на самостоятельную деятельность, самостоятельный ценностный выбор в том числе в специально конструируемых образовательных ценностных ситуациях «концентрированного» их проживания и осознания)
Как вы думаете, вы могли бы кому-нибудь объяснить, рассказать, как нужно обращаться с любимой игрушкой? Да. Брату, сестре, детям из младших групп Дети ориентированы на самостоятельную деятельность
Цветок и Бабочка.
Жил-был Цветок. К нему подлетела Бабочка и села на него.
Цветок спросил ее:
- Как тебя зовут?
-Я – Бабочка-Крапивница.
-А куда ты летишь?
-Я лечу к своей подруге Бабочке - Лимоннице пить чай, а на тебя села, чтобы отдохнуть и подкрепиться.
Но тут, неожиданно, пошел дождь, крылышки у Бабочки сильно промокли, и она уже не могла лететь дальше. Цветок предложил ей спрятаться под него и переждать дождь. Дождь быстро закончился, и Бабочка выползла из-под Цветка, а Цветок начал махать своими листочками и лепесточками, чтобы ее обсушить. Бабочка обсохла, поблагодарила Цветок за то, что он ее спас, а Цветок подарил ей целую баночку вкусной пыльцы. С тех пор они стали дружить.
Добрый Олень.
Бантик сдуло ветром с головы девочки. Он долго порхал, как бабочка, по городу, пока его не унесло в лес. Там его нашел Олень и нацепил бантик себе на рог и пошел по лесу красоваться. Вдруг из чащи вылез Медведь.Медведь спросил Оленя:
- А где раздают такие красивые бантики. Мне тоже надо.
Олень сказал:
- Не знаю, я снял его с ветки.
Медведь залюбовался красотой бантика, а Олень был очень добрым и сказал:
-Давай поделим этот бантик на двоих и будем оба красивыми.
Медведь обрадовался такому подарку и потом всегда защищал Оленя в лесу.
Кувшин и Ветка березы.
Кувшин стоял на подоконнике и грелся на солнышке. Он был пустой и радовался, что в него ничего не наливают, что он свободен от всех забот. Кувшин разнежился и заснул. В это время поднялся сильный ветер. Ветка березы стала раскачиваться из стороны в сторону и смахнула Кувшин с окна.
Кувшин упал на землю и разбился.
Ветка очень расстроилась от того, что погубила Кувшин. Она плакала и дрожала своими листиками. Но тут прибежали дети, увидели разбитый Кувшин и склеили его суперклеем. Кувшин немножко поболел, но пришел Художник и украсил его разноцветными рисунками, которые залечили все его раны. Кувшин поправился и стал еще краше.
Задание 2. Представить продукт речевой творческой деятельности ребенка (совместный продукт детей) на основе применения одного из методов развития речевого творчества детей: историю, сказку и др.
Сказка. (совместное творчество ребенка с родителями)
Приключения поросят
Жили – были маленькие поросята. Жили они дружно. Они любили играть на скрипке, на дудке, в мячик и даже купаться в грязи. Однажды они пошли в лес за желудями.
По дороге им встретился волк. Волк захотел их съесть. Поросята бросились убегать от волка. Вдруг на пути они наткнулись на глубокую яму. Один поросенок яму перепрыгнул, а другой свалился прямо в яму. Волк растерялся, что делать? Бежать за первым поросенком или прыгать в яму за вторым? Пока он думал, первый поросенок сразу смекнул в чем дело, схватил палку и стал крутить ею. У волка закружилась голова, и глаза «разбежались» в разные стороны. Волк упал на землю и схватился за голову. А поросенок тем временем опустил конец палки в яму и вытащил своего брата. Они вдвоем продолжили свой путь. На обратном пути они встретили оленя. Поросята угостили оленя желудями и попросили оленя довезти их до небес. На небесах был бог. Они попросили у бога силы и защиты всем слабым и чтобы все хорошие желания сбылись. А потом олень отвез поросят домой. С тех пор поросята стали с оленем хорошими друзьями, а бог их защитником.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конструирование образовательной ценностно - ориентировочной ситуации с детьми младшей группы на основе сказки "Теремок"...
Методическая разработка "КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ __6-7_ ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ".
Дидактическая сказка А. Каменчуковой «Рождественская сказка об ангелах». («Петербурговедение»)Технологическая карта организации образовательной ценностно-ориентирова...
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ _5___ ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Л.Н.ТОЛСТОГО « ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ» ( БАСНЯ).
Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций. Л.Н. Толстой " Отец и сыновья". ( басня) В ...
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 4-5 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций....
МИРЗОЯН Ж.М. Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 5-6 года жизни на основе произведения художественной литературы (Сказка Б. Заходера "Серая Звёздочка" - Чтение)
Конструкт направлен на воспитание у детей интереса и умения слушать художественное произведение; способствование формированию эмоционального отношения к поступкам литературных героев....
Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 7 года жизни на основе чтения литературного произведения Е. Пермяка "Чужая калитка"
Цель: познакомить с рассказом Е. Пермяка «Чужая калитка», поддерживать потребность заботу о людях, делать добрые дела, беречь чужое имущество.Образовательные задачи:Воспитательные: формиро...
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 6-ГО ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ЧТЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЕВГЕНИЙ ПЕРМЯК «СМОРОДИНКА»
Цель: познакомить с рассказом Е. Пермяка «Смородинка», сформировать нравственные ориентиры, трудолюбие, осознания полезности труда. Формировать умение трудиться, воспитывать любовь к приро...