КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 6-ГО ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ЧТЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЕВГЕНИЙ ПЕРМЯК «СМОРОДИНКА»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Жабреева Ольга  Константиновна

Цель: познакомить с рассказом Е. Пермяка «Смородинка», сформировать нравственные ориентиры, трудолюбие, осознания полезности труда. Формировать умение трудиться, воспитывать любовь к природе, приобщения к художественной литературе как произведению искусства, приобщения к художественной литературе как произведению искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_smorodinka_zhabreeva_o.k.docx33.92 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 6-ГО ГОДА ЖИЗНИ

НА ОСНОВЕ ЧТЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ                 ЕВГЕНИЙ ПЕРМЯК «СМОРОДИНКА»        

Ценность: труд и творчество (о трудолюбии, настойчивости, целеустремлённости)

Тема: Е. Пермяк  «Смородинка»                                                                                                                        

Цель: познакомить с рассказом Е. Пермяка «Смородинка», сформировать  нравственные ориентиры, трудолюбие, осознания полезности труда.

Образовательные задачи:

Воспитательные: формировать умение трудиться,  воспитывать любовь к природе,  приобщения к художественной литературе как произведению искусства,  приобщения к художественной литературе как произведению искусства.

Обучающие: учить  пересказывать рассказ по плану.

Развивающие: развивать зрительную и слуховую память, внимание, воображение, словесно-логическое мышление, через умение классифицировать, синтезировать и анализировать. Развивать умение вести диалог.

Материалы: ковер, 3 стола (центры активности), стулья по количеству детей, ноутбук, телевизор, книга Е. Пермяка «Смородинка», портрет Е. Пермяка, колокольчик, мольберт (магнитная доска, магниты), презентация «Смородинка» (6 слайдов (Приложение 4), план пересказа, двухсторонний скотч, ножницы и др.

Понятия (в т. ч. абстрактные): Труд, настойчивость, бережное отношение.

Планируемые результаты:

- проявляют интерес к чтению художественной литературы; - проявляют интерес к труду; - осознают полезность труда;  - соблюдают установленные правила в общении: мы говорим по одному, не перебиваем, слушаем внимательно; - умеют в ходе обсуждения высказывать свою точку зрения, делиться своими открытиями, обмениваться новыми знаниями, тем чему научились, что получилось.

Технологическая карта организации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми

Мотивационный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на ценности, их эмоциональное восприятие; вызвать интерес, эмоциональный отклик детей)

Технологические компоненты деятельности

Содержание деятельности,

действий педагога

Действия детей

Планируемый результат

Организация на совместную деятельность «Круг»

Звучит звоночек, который приглашает детей на самоцветный круг. Для содействия установлению позитивных взаимоотношений с детьми, встречает, приветствует их: Собрались все дети вкруг, Я твой друг и ты мой друг. Вместе за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся! (Устанавливает комфортный социально-психологический климат.)

Отвечают на приветствие взрослого. Эмоционально и вербально реагируют на предложение взрослого.

эмоциональный настрой на общение, совместную деятельность.

Актуализация знаний детей

Краткий подводящий диалог к теме:

Ребята отгадайте загадку:

- Что за куст такой душистый,
Лист резной и бархатистый?
Ягодки-подруженьки,
Черные жемчужинки.

- А вы знаете, как можно вырастить куст смородины?

 (Фиксирует предложения детей в таблице «Плана действий»).

Вступают в диалог с взрослым, высказывая свое мнение на вопрос взрослого, делятся опытом;

- отвечают на вопросы вежливо и уважительно;

- делятся знаниями, рассказывают из опыта;

Знакомство с ценностью.

Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей)

Ценностный диалог

- Сейчас вы прослушаете рассказ «Смородинка», который написал Евгений Пермяк, и узнаете, как одна девочка вырастила целый куст смородины.

Чтение рассказа Е.Пермяка «Смородинка», показ слайдов  (презентации) на телевизоре.

Общий вывод по результатам подводящего диалога:

 - Мы узнали с вами,  что нужно потрудиться, чтобы вырастить смородину. Пересказ рассказа по плану.

- О ком говорится в рассказе?

- Какую цель поставила перед собой Таня?

- Какими чертами характера обладала девочка Таня?

- Кто помогал Тане?

- Что девочка делала, чтобы черенки смородины проклюнулись?

- В чем бы вы хотели походить на Таню?

- Как вы относитесь к труду?

- Как вы думаете, что хотели сказать люди этими словами: «Вот какая хорошая «смородинка» у Калинниковых растёт. Настойчивая. Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе.»

Общий вывод по результатам диалога:

1. Труд – это умение выполнять полезную работу.

2. Настойчивость  – это черта характера, которая помогает упорно идти к поставленным целям, невзирая на сложности и препятствия.

3. Работящий –  усердно, хорошо работающий.

4. Бережное отношение – проявление заботы.

Физминутка “Садовник”

Мы вчера в саду гуляли, мы смородину сажали.

Яблоню белили мы известью, белилами, починили мы забор,

Завели мы разговор:

Стоят лицом в круг. В центре один ребенок. Ведут диалог

- Ты скажи, садовник наш, что ты нам в награду даш?

- Дам в награду слив лиловых, груш медовых, самых крупных

Спелых яблок, вишен, целый килограмм.

Вот что вам в награду дам! (после физминутки приглашает детей на стульчики)

Осознают и проговаривают на своем языке понятия труд, настойчивость, бережное отношение.

- обмениваются знаниями;

Продолжение работы с «Моделью плана действий/деятельности

(6 действий). 

Обозначение культурно-смыслового контекста последующей деятельности (культурной практики)

Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной/самостоятельной деятельности детьми в центре активности), с учетом культурно-смыслового контекста предстоящей деятельности;

групповое/ индивидуальное обсуждение

- Из рассказа вы ,

 узнали, что нужно настойчиво трудиться, чтобы достичь своей цели.

Определяет вместе с детьми культурно-смысловой контекст (для чего? для кого?), опираясь на предложение ребенка или собственное (по ситуации), предлагает детям создать выставку «Добрых дел».

- Я подготовила для вас разные центры (Приложение 1), в которых вы сможете поиграть, порисовать или сделать поделку. В каждом центре могут работать не более 3-х человек.

- По окончанию работы, мы с вами снова соберемся на «Ковре мира и дружбы», на котором вы представите созданные вами композиции, из различных готовых материалов по теме «Смородинка» и представите их.

Задает уточняющие вопросы. Варианты вопросов ко всем детям:

- Подумайте и решите, чем бы вы хотели заняться? Какой центр выберете?

- У кого созрел план?

- Что будешь делать? (продукт). Для чего? (культурно-смысловой контекст).

Варианты вопросов к отдельным детям:

- Расскажи о своих планах. (Что ты планируешь делать?)

- Где можно это сделать? В каком центре?

- Тебе нужны помощники?

- Кого бы ты хотел видеть своим партнером?

(Я рада, хороший выбор.)

- Кто еще хочет поделиться своим планом?

- Чем бы ты хотел сегодня заняться?

- Где ты можешь это выполнить?

- Тебе нужен партнер?

Таким образом опрашиваются 2-3 ребенка. Затем можно напомнить о важности проблемы, которую нужно решить.

- Я думаю, что у вас у всех появились свои планы. Сейчас вы пойдете в выбранный вами центр, и выполните свои планы.

В центре побуждает детей к деятельности:

  • Что тебе нужно для того, чтобы выполнить план?
  • Как ты это будешь делать? С чего ты начнешь?
  • Какие материалы тебе понадобятся (нужны, пригодятся)?
  • Какие материалы ты собираешься использовать в центре? Как ты будешь это делать? Тебе нужна помощь (партнер)?
  • Как ты планируешь распределить работу?
  • Что у тебя должно получиться?

Включаются в выбор, эмоционально настраиваются на деятельность, получение нового опыта.

Испытывают ощущение общности и внимания к себе.

Тренируются в коммуникативных умениях: проговаривании и выслушивании планов.

Включаются в диалог.

Высказываются, опираясь на актуальный опыт.

Зрительная и слуховая память, внимание.

Осуществляют выбор, обосновывают его, определяют культурно-смысловой контекст предстоящей собственной деятельности.

Рефлексивный этап. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль). 

Технологические компоненты деятельности

Содержание деятельности,

 действия педагога

Действия детей

Планируемый

результат

Рефлексивная ситуация

игра «Пословицы и поговорки»

Предлагает детям дополнить пословицы и поговорки: - Умелые руки не знают (СКУКИ)

- Умелые (РУКИ) работы не боятся

- Воля и (ТРУД) дивные всходы дают.

- Без (ТРУДА) не вытащишь и рыбку из пруда.

- Труд человека кормит, а лень портит.

Дети выполнили задание, садятся в круг и играют в игру «Пословицы и поговорки»

Активно участвуют в игре, отвечают.

Делятся тем, что они узнали, что смогли сделать.

Обсуждение итогов работы в центрах активности (продуктов деятельности)

Предлагает рассмотреть выполненные работы, проанализировать достижения, успехи и трудности, наметить перспективы. Предлагает всем желающим рассказать о выполнении своих планов. Примерные вопросы:

- Ты выполнил все, что задумал?

- Кто тебе помог, что тебе помогло?

- Какой результат у тебя получился?

- Для чего ты это сделал? Для кого?

-Ты доволен своей работой?

- Что тебя больше всего порадовало в своей работе?

- Чему ты сегодня научился?

- Что новое тебе удалось узнать?

- Ты планируешь продолжить свою работу?

Показывают продуктивный результат деятельности в центрах. Выражают эмоциональное отношение к результатам деятельности, собственной, коллективной. Делятся своими открытиями, обмениваются новыми знаниями, тем что узнали, чему научились, что получилось. Размещают свои работы на выставке добрых дел.

Вступают в диалог. Рассказывают о своих достижениях, продуктах деятельности.

соблюдают установленные правила в общении;

Делятся своими открытиями, обмениваются новыми знаниями, тем чему научились, что получилось.

Открыто-перспективный этап. (Выход на самостоятельную деятельность)

Игровая ситуация «Помощники»

- Ребята, а кому бы хотели рассказать об этой истории?

Предлагает прибрать центы активности: расставить игрушки на свои места, выбросить мусор, протереть столы.

Дети участвуют в беседе, отвечают на вопросы. Способны принять общую цель, включиться в совместное игровое действие. Соблюдают установленные правила.

Ориентированы на самостоятельную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Конструирование образовательной ценностно - ориентировочной ситуации с детьми младшей группы на основе сказки "Теремок"...

Методическая разработка "КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ __6-7_ ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ".

Дидактическая сказка А. Каменчуковой «Рождественская сказка об ангелах». («Петербурговедение»)Технологическая карта  организации образовательной ценностно-ориентирова...

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 4-5 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций....

МИРЗОЯН Ж.М. Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 5-6 года жизни на основе произведения художественной литературы (Сказка Б. Заходера "Серая Звёздочка" - Чтение)

Конструкт направлен на воспитание  у детей интереса и умения слушать художественное произведение; способствование формированию эмоционального отношения к поступкам литературных героев....

Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 7 года жизни на основе чтения литературного произведения Е. Пермяка "Чужая калитка"

Цель: познакомить с рассказом Е. Пермяка «Чужая калитка», поддерживать потребность заботу о людях, делать добрые дела, беречь чужое имущество.Образовательные задачи:Воспитательные: формиро...