Занятие по речевому развитию в подготовительной группе «Волшебный сундучок».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Занятие по речевому развитию в подготовительной группе "Волшебный сундучок".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rr_volshebnyy_sunduchok.docx | 208.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД
по речевому развитию в подготовительной группе
тема «Волшебный сундучок»
Тема: «Волшебный сундучок»
Цель: Дать представления о легендах и сказках башкирского народа и их признаках.
Задачи:
Обучающие задачи: 1. Познакомить с понятиями «легенда» и «сказка».
2. Помочь детям определять особенности легенд и сказок башкир.
3. Познакомить детей с малыми жанрами фольклора коми.
Развивающие задачи: 1. Развивать речевое творчество, выразительность речи.
2. Развивать у детей умение различать легенды и сказки.
Воспитательные задачи: 1. Воспитывать патриотические чувства.
2. Прививать любовь к наследию коми народа.
Ход занятия:
Орг. Момент. Здравствуйте, ребята!
Что такое Башкортостан? (Это республика, в которой мы живём.)
- Да. А как называют называют народ республики.
- Что такое сказки? (Это рассказ, где есть чудеса.)
- Какие русские народные сказки вы знаете? («Колобок», «Лисичка со скалочкой» и др.)
- Правильно! Молодцы! Кто знает, что такое легенда?
- Есть много русских народных сказок и легенд. Но есть ещё и башкирские легенды и сказки.
Проблема. Сегодня мы постараемся найти ответ на вопрос, что такое легенды и сказки, в чём их сходство и отличие, и познакомимся с некоторыми легендами и сказками башкир.
- Каким образом мы ответим на этот вопрос? (Узнаем, что такое сказки легенды башкир).
- В какой последовательности мы это сделаем? (Сначала определим, что такое сказки и легенды, затем выявим их сходства и различия.)
Ребята, а поможет нам в этом ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК.
- Ну, что заглянем в него? (Да.)
Воспитатель открывает сундучок и достаёт листок бумаги.
- Ребята, послушайте внимательно, что я вам прочту!
Зимой ест, а летом спит.
Дедушка мост построил без ножа и топора.
Зимой спит, а летом шумит.
- Ребята, внимательно слушали? (Да.)
- А что я зачитала? (загадки.)
- Как вы догадались? (потому что это вопрос и на него надо ответить.)
- Правильно, это загадки! ЗАГАДКА – это краткое описание предмета, предлагаемое для разгадки.
- А вы отгадали загадки?
Воспитатель читает детям коми загадки.
Зимой ест, а летом спит (печь).
Дедушка мост построил без ножа и топора (лёд на речке).
Зимой спит, а летом шумит (речка).
- Молодцы! Правильно!
- Заглянем ещё раз в наш сундучок? (Да!)
Воспитатель открывает сундучок и достаёт листок бумаги.
- Послушайте, что здесь написано.
Воспитатель читает детям башкирские пословицы.
Весна красна цветами, а осень – пирогами.
Весной – проспишь, осенью – загорюешь.
Не только весенний, но и летний день год кормит.
Лето запасает, зима поедает.
- Ребята, что я прочитала? (это пословицы).
- Как вы догадались? (Пословица чему-то учит человека.)
- Правильно! ПОСЛОВИЦА – это краткое изречение, поучение. Пословицы не сочиняют, они рождаются сами.
- Чему учат данные пословицы? (Весной и летом надо трудиться, чтоб осенью и зимой не голодать.)
- Правильно! Данные пословицы учат нас трудиться, а не лениться.
- Ещё раз скажите, как называются эти изречения? (Пословицы).
- Молодцы! Что же ещё есть в нашем сундучке?
Воспитатель открывает сундучок и достаёт листок бумаги.
- Слушаем внимательно!
Воспитатель читает детям башкирскую сказку «Сарбай».
Первичный синтез.
- Кто главные герои этой сказки?
- Какой была собака Сарбай?
- Какими были Мужик и его жена?
- Каким был Волк?
- Что стало с героями?
- Ребята, что я прочитала? (Это сказка.)
- Как вы догадались? (В этой сказке есть чудеса.)
- Правильно! СКАЗКА - это вымышленный рассказ, небывалую или несбыточную историю.
- А что в данной сказке небывалое? (В данной сказке герои разговаривают)
- Сколько главных героев в сказке? (несколько). Какие? (Сарбай. Волк).
- Правильно! Значит в сказке есть главный герой или герои. И сказка-это
почти всегда вымысел.
Воспитатель открывает сундучок и достаёт листок бумаги.
- А вот ещё один листок. Послушайте, что здесь написано.
Воспитатель читает детям башкирскую легенду «Происхождение башкирского народа».
-Кто были главными героями легенды?
-Что с ними случилось?
- Кто помог найти им благодатную землю?
- Что я прочитала? Это, ребята, легенда.
ЛЕГЕНДА – это сказание (от слова сказывать) об историческом событии, которое передавалось из уст в уста. Легенда рассказывает о происхождении башкирского народа..
- Есть ли в данной легенде волшебство? (Да! Нет!) Почему?
В некоторых легендах есть преувеличение, но не волшебство, не путайте. - Ребята, чем сказка и легенда похожи? (Есть немного волшебства).
- А чем отличаются?
Легенды чаще всего правдивы.
Легенда. | Сказка. |
Главное – это историческое событие, которое имело место. | Главное – вымышленное событие. |
Главный герой – один. | Главных героев чаще несколько. |
Правдива. | Чаще вымысел. |
Преувеличение и есть волшебство. | Волшебство – основа сказки. |
- Давайте ещё раз повторим, что такое сказка?
- Что такое легенда?
- Чем они отличаются?
- Давайте вспомним, что мы нашли в волшебном сундучке? (Загадки, пословицы, сказки и легенды.)
- Правильно! Как это всё можно назвать одним словом?
- Давайте, посмотрим, что есть ещё в нашем сундучке.
Воспитатель открывает сундучок и достаёт листок бумаги.
- Всё это относится к фольклору. Фольклор – Это наука, изучающая обряды, обычаи, а также произведения народного творчества (загадки, пословицы, сказки и легенды).
4. Рефлексия.
- Что мы делали на занятии?
- Как у нас это получилось?
- Что было сложным, а что лёгким?
- Скажите, что такое сказка?
- Что такое легенда?
- какое главное отличие легенд от сказок? (Легенды, чаще правдивы.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по математическому развитию в средней группе "Волшебный сундучок"
Воспитатель показывает детям часть нитки бус и говорит, что они рассыпались. Их нужно собрать, используя для них круги двух цветов. У каждого ребенка набор геометрических фигур и образец (начало нитки...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"
конспект занятия по обучению грамоте для поготовительной группы, квест-игра с презентацией....
Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе "ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА"
Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе "ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА"...
Конспект интегрированного итогового занятия по математическому и речевому развитию в средней группе «Волшебный сундучок Королевы Математики».
Конспект интегрированного итогового занятия по математическому и речевому развитию в средней группе «Волшебный сундучок Королевы Математики»....
Технологическая карта занятия по речевому развитию в подготовительной группе "Путешествие на волшебные острова"
Тема занятия: «Путешествие на волшебные острова»Образовательная область: речевое развитиеВозрастная группа: подготовительная группаЦель занятия: Формирование умения выполнять разные задани...
Конспект открытого занятия по речевому развитию в младшей группе «Волшебный сундучок сказок»
Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Роль сказок в воспитании детей велика. Во-пе...
Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе «Волшебное путешествие».
Цель: Способствовать развитию речи как средства общения. Задачи:Образовательные: Учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок, передавать по показу игровые действия. Активизировать реч...