Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Титова Марина Аверьевна

конспект занятия по обучению грамоте для поготовительной группы, квест-игра с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ded_gramotey.doc59.5 КБ
Файл domiki.docx150.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад присмотра и оздоровления часто болеющих и аллергичных детей

№ 25 «Гнёздышко» города Новочебоксарска Чувашской Республики

Конспект  организованной  образовательной  деятельности

по речевому  развитию в подготовительной  группе «Радуга».

Тема: «Волшебный сундучок Деда Грамотея».

Автор: воспитатель – Титова Марина Аверьевна

                             

                               г. Новочебоксарск, 2019г


Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

    Цель: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Задачи:

 Образовательные: Упражнять в освоении звукового анализа четырех звуковых и пяти звуковых слов (лиса, слон, школа и т.д.): интонационное выделение звуков в слове, определение их последовательности, характеристика звуков(гласный-согласный, согласный твёрдый- согласный мягкий), составление схемы слова, выделение ударного гласного звука в слове. Закрепить умение детей называть слова с заданным звуком, делить слова на слоги. Закрепить знания о словах, обозначающих действие. Упражнять в штриховке.

Развивающие: Развивать у детей внимание, память, фонематический слух, воображение, творческое мышление, мелкую моторику рук. Активизировать словарь детей.

Воспитательные: Воспитывать желание активно работать на занятиях. Воспитывать доброе отношение друг к другу.

Материал: Презентация, мультимедийная установка, листочки с изображением домика для штриховки, простой карандаш, игрушки- заместили «Овощи и фрукты» для игры в «Магазин»,ключики из картона.

  Предварительная работа: Сюжетно-ролевая игра «Детский сад», чтение народных сказок, Дидактическая игра «Доскажи словечко», рассматривание иллюстраций к сказкам.

                                           Ход занятия:

Воспитатель: Ребята! Слышите, какой-то звук, давайте посмотрим что там? Тут к нам пришло электронное письмо. Здесь написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её откроем и прочитаем. Посмотрите, дети , тут сундучок.

Воспитатель: Сундучок-то не простой! С шестью замками! Давайте прочитаем письмо: «Дорогие дети подготовительной группы! Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли слухи, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с шестью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!

Дед Грамотей ».

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?

(Ответы детей)

Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь - и в ответ

Он засмеётся тоже(Зеркало)

 Дети: Это зеркало!

Воспитатель: Надо искать там, где зеркало! (Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)

Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием - один замок откроем!

Задание №1. Воспитатель: Помощники Деда Грамотея принесли для вас карточку с изображением дома.

Первое задание деда Грамотея - разобрать слово «домик» на звуки. Для выполнения задания сядем за столы, но перед тем, как вы начнете, выполнять задание вспомним, какие бывают звуки? (Согласные, гласные).

-        А какие бывают согласные звуки?(Твердые, мягкие)

-Какими фишками мы обозначаем твердые согласные звуки? (Синими).

-        Какими фишками мы обозначаем мягкие согласные звуки?
(Зелеными).

- Какими фишками мы обозначаем гласные звуки? (красными).

Дети самостоятельно разбирают слово. Воспитатель вызывает к мольберту ребенка. Ребенок выполняет задание на мольберте, комментируя свои действия.

Воспитатель задает вопросы: Давай сосчитаем, сколько звуков в слове Домик. Какой первый звук?

Дети: Д

Воспитатель: Какой он? Гласный или согласный? Мягкий или твердый? Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Домик?

Дети: Звук  О

Воспитатель: Какой это звук? Звук  О можно пропеть, ему ничего не мешает. Дети: Гласный.

Воспитатель: Какой третий звук?

 М - какой он? Твердый согласный, он обозначается синей фишкой.

Воспитатель: Четвертый звук в слове «Домик»?

Дети: Звук «и».

Воспитатель: Какой это звук? Когда произносишь звук «и»,что-то мешает нам произносить этот звук?

Воспитатель: Какой последний звук, пятый, в слове «домик»?

Дети: Звук «к».

Воспитатель: Какой это звук, гласный или согласный?

Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ! (Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)

 Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

 (Книга)

  Дети: Книга!

Воспитатель: Ключ будем искать там, где у нас в группе книги! (Находят второй ключ, выполняют второе задание.)

   Задание №2. Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру «Звук заблудился».

Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал их читать, но звуки заблудились и слова изменились. Давайте поможем Дедушке!

1 .Тает снег, бегут ручьи,

На ветвях сидят врачи. Как надо было сказать?

(Грачи). Какой звук заблудился? ("г")

2.        На болоте нет дорог.

Я по кошкам - скок да скок!

(Кочкам). Какой звук заблудился? («ч»)

3.        Жучка будку не доела: неохота. Надоело...

(Булка). Какой звук заблудился? («л»)

4.На пожелтевшую траву роняет лев свою листву.

(Лес). Какой звук заблудился? («с»)

5.        На поляне весной
Вырос зуб (дуб) молодой.

Какой звук заблудился? («д»)

6.        Синеет море перед нами
Летают майки (чайки) над волнами.

Какой звук заблудился? («ч»)

 (По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)

 Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:

Круглый шарик

Словно ёжик,

Но без мордочки и ножек.

На моём растёт окне,

Очень нравится он мне.

(Кактус.)

Дети: Кактус.

Воспитатель: Кактус - что это? Кактус - это комнатное растение. Значит, третий ключ находится там, где у нас в группе комнатные растения.

Задание №3. Воспитатель: Вот и третье задание с третьим ключом: это рассказ.

«Зина любила прыгать через скакалку.  Попросила она у мамы скакалку, и побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом - нет её подружек! Зина начала громко звать подруг: Маша! Марина!, Таня!, Наташа!, Валя! Вика! Подружки услышали, прибежали и начали весело играть». Вопросы к детям:

Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов в именах девочек.

(Дети делят имена на слоги с помощью хлопков).

Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?

Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».

Физкультминутка:

Буратино потянулся,        Руки в стороны развёл,

Раз - нагнулся,        Ключик, видно, не нашёл.

Два - нагнулся,        Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать. (Дети выполняют движения по тексту).

Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:

Пишет он, когда диктуют, Он и чертит, и рисует, -А сегодня вечерком Он раскрасит наш альбом.(Карандаш). Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!

Задание №4. Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом. Дедушка Грамотей приготовил нам «домики», которые вы должны заштриховать карандашом( дать изображение домиков, которые дети должны заштриховать). (Дети справляются с заданием, «открывают» ключом четвёртый замок).

Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:

                                       Что за чудо - кирпичи

                                       Я в подарок получил.

Что сложу из них - сломаю,

                                 Всё сначала начинаю.(Строительный материал).

(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)

Задание №5. Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание - игра! Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.

  1. Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев...)
  1. Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака...)
  1. Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время...)
  2. Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек...)

(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» пятый замок).

Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти.

Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет! (Мяч).

Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)

Задание №6. Воспитатель: Слушайте последнее, шестое задание! Это игра «Магазин».

Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.

А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К»: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.

(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом)

После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сундучок открылся что же здесь лежит! Дети: Это Печенье!

Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо Деду Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности? Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! Чай с печеньями, ребята, мы попьём в обед, а сейчас можете поиграть.




Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игрового пособия "Дерево знаний". Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Поиск клада грамотеев».

Использование интерактивных технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ДО- многофункциональное игровое пособие по развитию речи "Дерево знаний". Конспект занятия по обу...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: «Загадки Деда Грамотея»

Цель: формирование правильной устной речи для подготовки к школьному обучению.Задачи:1. Упражнять в дифференциации гласных звуков, определении их местоположения в словах в трех позициях;2. Закреплять ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Поиски клада грамотеев»

Цель: закрепление умений детей проводить звуковой и слоговой анализ слова.Задачи:1. Образовательные:- закрепить умение детей определять место звука в слове, количество слогов в слове и проводить звуко...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа) ________________________________________

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа)...

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Посылка Деда Грамотея»

вовлечение детей в речевую деятельность через решение проблемной ситуации и выполнение различных заданий....

Конспект занятия по развитию речи квест-игра “Волшебный сундучок Деда Грамотея» (старше - подготовительная группа) 20.10.2020г.

Конспект занятия по развитию речи квест-игра“Волшебный сундучок Деда Грамотея»(старше - подготовительная группа)Воспитатель: Ионцева Е.Н.20.10.20Цель: Формировать умения обобщать. Упр...