Конспект по развитию речи "Звуки [М], [М'] и буква М.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Папилова Надежда Николаевна

Занятие для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mm.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи для детей подготовительной группы

«Звуки [М], [М’] и буква М».

Задачи: Учить детей выделять первый согласный звук в слове, знакомить с буквой Мм.

Развивать умение детей подбирать глаголы действия к предложенным существительным, составлять предложения из предложенных слов.

Воспитывать у детей стремления говорить красиво на правильном, образном языке.

Оборудование: картинка мяча, машины, колокольчика, сигнальные карточки (синего и зеленого цвета), карточки для определения звука, картинки со звуком [М], [М’].

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Ребята, я получила по ватсап сообщение. Послушайте пожалуйста.

«Пишем вам азбука. Я потеряла букву М. Не знаю, где она находится, куда она ушла, что с ней случилось. Помогите мне найти её в волшебной стране звуков и букв».

                                                                                       Заранее Вас благодарю. Азбука.

Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в путешествие по волшебной стране звуков и букв, найдём новые звуки и букву [М]. Вы готовы помочь?! Но давайте для начала подготовим наш язычок к предстоящему путешествию.

- За забором, в своем домике живет наш язычок, каждое утро он просыпается (потянутся) и выглядывает в окно. Посмотрит на небо, на землю, в одну сторону, другую и пойдет обратно в дом чай пить с блинами «Лопата» и вареньем «Вкусное варенье». Ну вот подкрепился наш язычок и готов путешествовать. Садится на лошадку и отправляется в путь «Лошадка». Молодцы!

А скажите пожалуйста, чем отличается буква от звука?

- Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.

С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Давайте вспомним их.

А, О, У, Ы, Э, И.

- Они какие?

- Гласные.

- Как они произносятся?

- свободно, легко, с голосом (их можно пропеть, встаём в круг и пропевает звук тот, кому достаётся мяч). Игра «Мяч по кругу».

  1. Усвоение нового материала:

Ребята, а можно я загадаю вам загадку?

- Пьет бензин, как молоко.

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней. (МАШИНА)

(показывается машина-игрушка)

- Прыг-скок, прыг-скок,

Разыгрался колобок,

Выше Ани скачет

Наш веселый …. (МЯЧИК).

- Ребята давайте еще раз назовем эти слова – отгадки.

МАШИНА, МЯЧ.

- Назовите первые звуки эти слов.

ММММашина [М], ММММЯчик [М’].

- Да именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.

Кто сможет придумать слова со звуком «М».

3. Уточнение артикуляции звука:

- Давайте сначала произнесем звук [М] (хором, индивидуально).

- А теперь звук [М’] (хором, индивидуально).

- Что происходит с нашими губами?

- Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.

- А воздух выходит свободно?

- Нет.

- Что ему мешает?

- Губы.

4. Характеристика звуков:

- А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает?

- Согласными.

- Значит, звуки [М], [М’] согласные.

- Также мы с вами знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесем звуки [М], [М’]. Чувствуете, как звенит голос, горлышко дрожит. Значит звуки [М], [М’] какие?

- Звонкие. (Звонкий звук мы обозначаем колокольчиком).

- А еще согласные звуки могут быть мягкими и твердыми.

- Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (Синим).

- А мягкие? (Зеленым).

Игра: ««Чьи ушки лучше услышат, твердый или мягкий»».

Давайте поиграем в игру «Чьи ушки лучше услышат, твердый или мягкий». У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зеленая, а другая синяя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаем синюю карточку, если мягкий – зеленую. (МАК, МОРОЗ, МЕТЛА, МЕД, МОЛОКО, МОРКОВЬ, МЕДВЕДЬ, МАШИНА, МАНДАРИН, МАЛИНА, МЯЧИК, МЕРЦАЮТ, МЫШКА) – слова просто произносятся.

Игра: «Где живет звук» (карточки).

Вы должны определить место звука в слове, в начале, в середине или в конце слова. (МАСКА, МАК, СОМ, ЛИМОН, МАЛИНА, МЫЛО, МУКА, МАСЛО, СУМКА, ЗИМА, ЗАМОК, КОМАР, РОМАШКА, КАМЫШ, ДОМ, ДЫМ).

- А теперь давайте немного отдохнем (выходят на коврики).

Физминутка.

Буратина потянулся… , Мишка шёл, шёл, шёл… (Молодцы, садимся на свои места).

Игра: «Раздели слова на слоги, деление по слогам».

МУ-ХА, МА-ШИ-НА, МУ-ХО-МОР, МАС-КА.

Игра: «Подбери слово-действие».

МУХА- летает, жужжит, надоедает, сидит, ползает…

МАШИНА – едет, останавливается, везет, заезжает, выезжает….

МЫШКА – пищит, шумит, грызет, шуршит, бегает, прыгает….

- Нужно составить предложение со словами: МЕДВЕДЬ, МАЛИНА, МУХОМОР.

Со звуком мы познакомились. А вот и буква «эМ».

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем,

Получилась буква «эМ».

- А теперь давайте напишем эту букву в воздухе. (Дети пишут букву в воздухе).

Повтори чистоговорки.
Ма - ма - ма - дома я сама. Му - му - му - молоко кому? Мы - мы - мы - погуляли мы. Мо - мо - мо - едим эскимо.

Игра: «Отгадай загадки».

А теперь будьте очень внимательными, будете отгадывать загадки!

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)

Вкусны — оближешь пальчики! —

Оранжевые мячики.

Но только в них я не играю,

Я неизменно их съедаю. (Мандарины)

Шустрые ребятки

Натянули шляпки,

Шляпки на подкладке.

Скользкие да гладкие. (Маслята)

От него здоровье, сила

И румянец щёк всегда.

Белое, а не белила,

Жидкое, а не вода. (Молоко)

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

Пока я ночью сладко спал,

Пришёл волшебник с кистью

И на окне нарисовал

Сверкающие листья. (Мороз)

Через речку во всю ширь

Лёг могучий богатырь.

Он лежит — не дрожит,

По нему трамвай бежит. (Мост)

На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион. (Муравейник)

Работа на листочках

Наше занятие подошло к концу, скажите с какими звуками мы познакомились? Какими они бывают? Каким цветом обозначаются? Звонкие или глухие? Молодцы ребята, большое вам спасибо за активное участие на занятии!

Рефлексия со смайликами: А сейчас, дети, решите для себя, как вы считаете, справились вы с заданиями на занятии или нет, задавая себе вопросы. Я сегодня работал лучше, чем обычно. Я доволен своей работой, Я мог бы работать лучше. Есть ли у вас вопросы ко мне? Вопросы от детей принимаются и выслушиваются все, с последующими ответами.

Литература:

  1. Гризик Т.И. Речевое развитие детей 6 - 8 лет - М.: Просвещение, 2016  
  2. Гербова В.В.  Учусь говорить: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе "Радуга". — М.: Просвещение, 2000. — 159 с.
  3.   Картотека дидактических игр по развитию речи.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи на тему "Звук и буква Э"

Данный конспект поможет вам на занятии по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Здесь четко и ясно показаны все моменты изучения данного звука....

Конспект занятий в средней группе Развитие речевого восприятия «Звук и буква М»

Конспект занятий в средней группеРазвитие речевого восприятия «Звук и буква М»...

Конспект занятия Тема: «Согласный мягкий звук [Щ]. Буквы Щ, щ. Чтение слогов и слов с новой буквой.»

Учебное занятие разработано в рамках образовательной программы дополнительного образования по обучению чтению «Читалочка» для детей 5-6 лет....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект занятия по речевому развитию - обучение грамоте на тему: Буква Х. Звуки Х – Хь. Чтение слогов, слов.

Занятие ориентировано для детей подготовительной группы. Тема: Буква Х. Звуки Х – Хь.Цель: формировать правильное произношение звуков  [х], [х′]  в слогах, словах, фразах, отличать...

Конспект нод по развитию речи подготовительная группа «Весёлые буквы»

Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы], формировать интерес к театру....