Конспект по развитию речи "Звуки [М], [М'] и буква М.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию речи для детей подготовительной группы
«Звуки [М], [М’] и буква М».
Задачи: Учить детей выделять первый согласный звук в слове, знакомить с буквой Мм.
Развивать умение детей подбирать глаголы действия к предложенным существительным, составлять предложения из предложенных слов.
Воспитывать у детей стремления говорить красиво на правильном, образном языке.
Оборудование: картинка мяча, машины, колокольчика, сигнальные карточки (синего и зеленого цвета), карточки для определения звука, картинки со звуком [М], [М’].
Ход занятия:
- Организационный момент:
Ребята, я получила по ватсап сообщение. Послушайте пожалуйста.
«Пишем вам азбука. Я потеряла букву М. Не знаю, где она находится, куда она ушла, что с ней случилось. Помогите мне найти её в волшебной стране звуков и букв».
Заранее Вас благодарю. Азбука.
Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в путешествие по волшебной стране звуков и букв, найдём новые звуки и букву [М]. Вы готовы помочь?! Но давайте для начала подготовим наш язычок к предстоящему путешествию.
- За забором, в своем домике живет наш язычок, каждое утро он просыпается (потянутся) и выглядывает в окно. Посмотрит на небо, на землю, в одну сторону, другую и пойдет обратно в дом чай пить с блинами «Лопата» и вареньем «Вкусное варенье». Ну вот подкрепился наш язычок и готов путешествовать. Садится на лошадку и отправляется в путь «Лошадка». Молодцы!
А скажите пожалуйста, чем отличается буква от звука?
- Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.
С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Давайте вспомним их.
А, О, У, Ы, Э, И.
- Они какие?
- Гласные.
- Как они произносятся?
- свободно, легко, с голосом (их можно пропеть, встаём в круг и пропевает звук тот, кому достаётся мяч). Игра «Мяч по кругу».
- Усвоение нового материала:
Ребята, а можно я загадаю вам загадку?
- Пьет бензин, как молоко.
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней. (МАШИНА)
(показывается машина-игрушка)
- Прыг-скок, прыг-скок,
Разыгрался колобок,
Выше Ани скачет
Наш веселый …. (МЯЧИК).
- Ребята давайте еще раз назовем эти слова – отгадки.
МАШИНА, МЯЧ.
- Назовите первые звуки эти слов.
ММММашина [М], ММММЯчик [М’].
- Да именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.
Кто сможет придумать слова со звуком «М».
3. Уточнение артикуляции звука:
- Давайте сначала произнесем звук [М] (хором, индивидуально).
- А теперь звук [М’] (хором, индивидуально).
- Что происходит с нашими губами?
- Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.
- А воздух выходит свободно?
- Нет.
- Что ему мешает?
- Губы.
4. Характеристика звуков:
- А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает?
- Согласными.
- Значит, звуки [М], [М’] согласные.
- Также мы с вами знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесем звуки [М], [М’]. Чувствуете, как звенит голос, горлышко дрожит. Значит звуки [М], [М’] какие?
- Звонкие. (Звонкий звук мы обозначаем колокольчиком).
- А еще согласные звуки могут быть мягкими и твердыми.
- Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (Синим).
- А мягкие? (Зеленым).
Игра: ««Чьи ушки лучше услышат, твердый или мягкий»».
Давайте поиграем в игру «Чьи ушки лучше услышат, твердый или мягкий». У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зеленая, а другая синяя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаем синюю карточку, если мягкий – зеленую. (МАК, МОРОЗ, МЕТЛА, МЕД, МОЛОКО, МОРКОВЬ, МЕДВЕДЬ, МАШИНА, МАНДАРИН, МАЛИНА, МЯЧИК, МЕРЦАЮТ, МЫШКА) – слова просто произносятся.
Игра: «Где живет звук» (карточки).
Вы должны определить место звука в слове, в начале, в середине или в конце слова. (МАСКА, МАК, СОМ, ЛИМОН, МАЛИНА, МЫЛО, МУКА, МАСЛО, СУМКА, ЗИМА, ЗАМОК, КОМАР, РОМАШКА, КАМЫШ, ДОМ, ДЫМ).
- А теперь давайте немного отдохнем (выходят на коврики).
Физминутка.
Буратина потянулся… , Мишка шёл, шёл, шёл… (Молодцы, садимся на свои места).
Игра: «Раздели слова на слоги, деление по слогам».
МУ-ХА, МА-ШИ-НА, МУ-ХО-МОР, МАС-КА.
Игра: «Подбери слово-действие».
МУХА- летает, жужжит, надоедает, сидит, ползает…
МАШИНА – едет, останавливается, везет, заезжает, выезжает….
МЫШКА – пищит, шумит, грызет, шуршит, бегает, прыгает….
- Нужно составить предложение со словами: МЕДВЕДЬ, МАЛИНА, МУХОМОР.
Со звуком мы познакомились. А вот и буква «эМ».
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем,
Получилась буква «эМ».
- А теперь давайте напишем эту букву в воздухе. (Дети пишут букву в воздухе).
Повтори чистоговорки.
Ма - ма - ма - дома я сама. Му - му - му - молоко кому? Мы - мы - мы - погуляли мы. Мо - мо - мо - едим эскимо.
Игра: «Отгадай загадки».
А теперь будьте очень внимательными, будете отгадывать загадки!
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)
Вкусны — оближешь пальчики! —
Оранжевые мячики.
Но только в них я не играю,
Я неизменно их съедаю. (Мандарины)
Шустрые ребятки
Натянули шляпки,
Шляпки на подкладке.
Скользкие да гладкие. (Маслята)
От него здоровье, сила
И румянец щёк всегда.
Белое, а не белила,
Жидкое, а не вода. (Молоко)
Красная девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Пока я ночью сладко спал,
Пришёл волшебник с кистью
И на окне нарисовал
Сверкающие листья. (Мороз)
Через речку во всю ширь
Лёг могучий богатырь.
Он лежит — не дрожит,
По нему трамвай бежит. (Мост)
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион. (Муравейник)
Работа на листочках
Наше занятие подошло к концу, скажите с какими звуками мы познакомились? Какими они бывают? Каким цветом обозначаются? Звонкие или глухие? Молодцы ребята, большое вам спасибо за активное участие на занятии!
Рефлексия со смайликами: А сейчас, дети, решите для себя, как вы считаете, справились вы с заданиями на занятии или нет, задавая себе вопросы. Я сегодня работал лучше, чем обычно. Я доволен своей работой, Я мог бы работать лучше. Есть ли у вас вопросы ко мне? Вопросы от детей принимаются и выслушиваются все, с последующими ответами.
Литература:
- Гризик Т.И. Речевое развитие детей 6 - 8 лет - М.: Просвещение, 2016
- Гербова В.В. Учусь говорить: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе "Радуга". — М.: Просвещение, 2000. — 159 с.
- Картотека дидактических игр по развитию речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи на тему "Звук и буква Э"
Данный конспект поможет вам на занятии по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Здесь четко и ясно показаны все моменты изучения данного звука....
Конспект занятий в средней группе Развитие речевого восприятия «Звук и буква М»
Конспект занятий в средней группеРазвитие речевого восприятия «Звук и буква М»...
Конспект занятия Тема: «Согласный мягкий звук [Щ]. Буквы Щ, щ. Чтение слогов и слов с новой буквой.»
Учебное занятие разработано в рамках образовательной программы дополнительного образования по обучению чтению «Читалочка» для детей 5-6 лет....
Конспект по развитию речи. Знакомство с буквой "З".
Знакомство с буквой "З"....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Конспект занятия по речевому развитию - обучение грамоте на тему: Буква Х. Звуки Х – Хь. Чтение слогов, слов.
Занятие ориентировано для детей подготовительной группы. Тема: Буква Х. Звуки Х – Хь.Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х′] в слогах, словах, фразах, отличать...
Конспект нод по развитию речи подготовительная группа «Весёлые буквы»
Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы], формировать интерес к театру....