Конспект ООД по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности с ТНР с использованием методов и приёмов ТРИЗ
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Занятие по развитию связной речи "Придумаем новую  сказку" составлено с применением методов и приёмов ТРИЗ. Дети учатся придумывать новые сказки, связывать их в единую сюжетную линию наугад выбранных героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_pridumay_novuyu_skazku.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию связной речи

в старшей группе компенсирующей направленности с ТНР

с использованием методов и приёмов ТРИЗ

Буценко О.А., учитель-логопед

МБДОУ ДС №42 «Малинка»

Тема: «Придумаем новую сказку».

Цель: Продолжать учить детей придумывать новые сказки, связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев.

Задачи:

Образовательные: продолжать учить сочинять сказки, самостоятельно строить сюжет, задавать вопросы, оттачивать их формулировку, используя метод морфологического анализа (ММА); упражнять в составлении предложений разной конструкции, учить находить аналогии знакомым предметам в окружающем мире, упражнять детей в разрешении противоречий через игру «Хорошо-плохо». Обогащать речь детей прилагательными и причастиями.

Развивающие: развивать фантазию, творчество.

Воспитательные: воспитывать волевые качества, умение выслушивать товарища.

Методические приёмы: приветствие друг-друга (пальчиковая гимнастика); Колобок (герой занятия) рассматривание 3 дорог с различными символами – богатство, доброта, сказка; игра «Хорошо-плохо», вопросы, игра «Да-нетка», загадывание загадок, придумывание сказок детьми, игра «Что бывает круглым, жёлтым: как я», сюрпризный момент.

Оформление (наглядность): схема сказок с использование ММА (метода морфологического анализа), сундучок, письмо, магнитофонная запись; «игрушка-колобок» разноцветные ленты, символы – жёлтый, зелёный, сюрпризы для детей.

Ход ООД.

Звучит музыка, дети становятся в круг и приветствуют друг друга – пальчиковая гимнастика. Появляется сказочный герой колобка. Дети здороваются и колобок предлагает поиграть с детьми: Что изменилось?

Логопед: Ребята, посмотрите вокруг, что изменилось у нас? (ответы детей). У нас появилось три дороги. «По одной пойдём богатство найдём; по другой пойдём – добрыми станем, много хороших поступков совершим; по третьей пойдём – в королевство сказок попадём». Дети, давайте выберем нужную нам дорогу, но в начале поиграем в игру «хорошо-плохо»

Логопед: проводит игру «Хорошо-плохо».

Вопросы к детям: хорошо ли быть богатым? Почему?; для чего нужно богатство? А что может случиться с богатым человеком? Хорошо ли быть добрым? А третья дорога – дорога сказок. Сказка – это хорошо? Чем вам нравятся сказки? Какие бывают сказки? Чему хорошему нас учат сказки?

– А что плохого есть в сказках.

Дети совместно с воспитателем выбирают «дорогу». Я поняла, что нам нужно сделать, перед тем как выбрать путь. Прежде чем отправиться по дороге сказок с собой необходимо взять частицу доброты, фантазии, богатства. В пути всё может пригодиться. Дети берут героя – колобка и идут по дорожке, находят сундучок.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, сундучок А что же в нём? Может он поможет нам?

Проводится игра «Да-нетка». Дети задают вопросы колобку:

– Это живое или неживое? (неживое);

– Оно круглое или квадратное? (квадратное);

– Оно белое или чёрное? (белое)

– Съедобное или несъедобное? (несъедобное);

– Гладкое или пушистое? (гладкое)

– Тяжёлое или лёгкое? (лёгкое)

Колобок: много мне вопросов задавали, но что в сундучке не угадали. Я вам помогу, загадаю загадку, а вы мне скажите отгадку:

«Без крыльев, а лети,

Без языка, а говорит» (письмо)

Воспитатель: Мы сейчас письмо возьмём и его прочтём (звучит голос королевы сказок в записи)

«Ребята, в моей сказочной стране случилась беда, все сказки пропали неизвестно куда? Прошу Вас, друзья помогите, и новые сказки Вы мне сочините»

Воспитатель: Как Вы думаете сможем ли мы помочь королеве сказок? (ответы детей)

Колобок: Прежде чем, мы поможем королеве, вы должны ответить: что бывает круглое, такое как я? (ответы детей).

Логоритмическая игра: «Друг весёлый мячик мой (4 прыжка на носочках, руки на поясе). Всюду, всюду он со мной (по 2 взмаха левой и правой рукой, будто удары по мячу). 1-2-3-4-5 (5 прыжков на носочках, руки на поясе). Хорошо мячом играть (5 «пружинок»).

Воспитатель подводит детей к мольберту к схеме ММА (морфологического анализа) и начинает рассматривать её вместе с детьми (с помощью вопросов уточняет названия изображённых сказок с помощью символов, главных действующих лиц, второстепенных героев сказки, место действия). Затем предлагает из нескольких сказок придумать свою, поместив героев в новые условия. По ходу придумывания сказок воспитатель от имени героя-колобка задёт вопросы. Какой Машенька, станет в нашей сказке по характеру?( доброй, любящей, трудолюбивой, вежливой и т.д). Где она жила? ( в лесу, в маленьком домике и т.д).

Логопед: молодцы, дети! Хорошие сказки сочинили!

Колобок: неплохо вы играли, много интересного сказали и за это вам рузьям все сюрприз приготовил Игра «Да-нетка».

Логопед: Да ведь – это же конфетка и очень на тебя похожа, колобок угощает детей «чупа-чупсами».

Рефлексия: Возьмите на столе звёздочки и оцените наше путешествие. Если оно вам понравилось – возьмите зелёную звёздочку, если не очень – жёлтую, если совсем не понравилось – красную. Дети оценивают деятельность. Что вы нового узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Конспект НОД по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

Предлагаем вашему вниманию конспект НОД по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшей группы  с нарушениями речи ....

деятельности по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Тема: Составление описательного рассказа «Моя Родина – Россия» с использованием мнемотаблицы.Программное содержание: Формировать умение детей составлять рассказ с опорой на мнемокарт...

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».

Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».Программное содержание:Расширять и закреплять знания детей о космосе, космонавтах, о первом космическом полете. Активизир...

Конспект ООД по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности с ТНР с использованием методов и приёмов ТРИЗ

Занятие по развитию связной речи "Придумаем новую  сказку" составлено с применением методов и приёмов ТРИЗ. Дети учатся придумывать новые сказки, связывать их в единую сюжетную линию на...