Конспект ООД по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности с ТНР с использованием методов и приёмов ТРИЗ
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Занятие по развитию связной речи "Придумаем новую сказку" составлено с применением методов и приёмов ТРИЗ. Дети учатся придумывать новые сказки, связывать их в единую сюжетную линию наугад выбранных героев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_pridumay_novuyu_skazku.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по развитию связной речи
в старшей группе компенсирующей направленности с ТНР
с использованием методов и приёмов ТРИЗ
Буценко О.А., учитель-логопед
МБДОУ ДС №42 «Малинка»
Тема: «Придумаем новую сказку».
Цель: Продолжать учить детей придумывать новые сказки, связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев.
Задачи:
Образовательные: продолжать учить сочинять сказки, самостоятельно строить сюжет, задавать вопросы, оттачивать их формулировку, используя метод морфологического анализа (ММА); упражнять в составлении предложений разной конструкции, учить находить аналогии знакомым предметам в окружающем мире, упражнять детей в разрешении противоречий через игру «Хорошо-плохо». Обогащать речь детей прилагательными и причастиями.
Развивающие: развивать фантазию, творчество.
Воспитательные: воспитывать волевые качества, умение выслушивать товарища.
Методические приёмы: приветствие друг-друга (пальчиковая гимнастика); Колобок (герой занятия) рассматривание 3 дорог с различными символами – богатство, доброта, сказка; игра «Хорошо-плохо», вопросы, игра «Да-нетка», загадывание загадок, придумывание сказок детьми, игра «Что бывает круглым, жёлтым: как я», сюрпризный момент.
Оформление (наглядность): схема сказок с использование ММА (метода морфологического анализа), сундучок, письмо, магнитофонная запись; «игрушка-колобок» разноцветные ленты, символы – жёлтый, зелёный, сюрпризы для детей.
Ход ООД.
Звучит музыка, дети становятся в круг и приветствуют друг друга – пальчиковая гимнастика. Появляется сказочный герой колобка. Дети здороваются и колобок предлагает поиграть с детьми: Что изменилось?
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, что изменилось у нас? (ответы детей). У нас появилось три дороги. «По одной пойдём богатство найдём; по другой пойдём – добрыми станем, много хороших поступков совершим; по третьей пойдём – в королевство сказок попадём». Дети, давайте выберем нужную нам дорогу, но в начале поиграем в игру «хорошо-плохо»
Воспитатель проводит игру «Хорошо-плохо».
Вопросы к детям: хорошо ли быть богатым? Почему?; для чего нужно богатство? А что может случиться с богатым человеком? Хорошо ли быть добрым? А третья дорога – дорога сказок. Сказка – это хорошо? Чем вам нравятся сказки? Какие бывают сказки? Чему хорошему нас учат сказки?
– А что плохого есть в сказках.
Дети совместно с воспитателем выбирают «дорогу». Я поняла, что нам нужно сделать, перед тем как выбрать путь. Прежде чем отправиться по дороге сказок с собой необходимо взять частицу доброты, фантазии, богатства. В пути всё может пригодиться. Дети берут героя – колобка и идут по дорожке, находят сундучок.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, сундучок А что же в нём? Может он поможет нам?
Проводится игра «Да-нетка». Дети задают вопросы колобку:
– Это живое или неживое? (неживое);
– Оно круглое или квадратное? (квадратное);
– Оно белое или чёрное? (белое)
– Съедобное или несъедобное? (несъедобное);
– Гладкое или пушистое? (гладкое)
– Тяжёлое или лёгкое? (лёгкое)
Колобок: много мне вопросов задавали, но что в сундучке не угадали. Я вам помогу, загадаю загадку, а вы мне скажите отгадку:
«Без крыльев, а лети,
Без языка, а говорит» (письмо)
Воспитатель: Мы сейчас письмо возьмём и его прочтём (звучит голос королевы сказок в записи)
«Ребята, в моей сказочной стране случилась беда, все сказки пропали неизвестно куда? Прошу Вас, друзья помогите, и новые сказки Вы мне сочините»
Воспитатель: Как Вы думаете сможем ли мы помочь королеве сказок? (ответы детей)
Колобок: Прежде чем, мы поможем королеве, вы должны ответить: что бывает круглое, такое как я? (ответы детей).
Логоритмическая игра: «Друг весёлый мячик мой (4 прыжка на носочках, руки на поясе). Всюду, всюду он со мной (по 2 взмаха левой и правой рукой, будто удары по мячу). 1-2-3-4-5 (5 прыжков на носочках, руки на поясе). Хорошо мячом играть (5 «пружинок»).
Воспитатель подводит детей к мольберту к схеме ММА (морфологического анализа) и начинает рассматривать её вместе с детьми (с помощью вопросов уточняет названия изображённых сказок с помощью символов, главных действующих лиц, второстепенных героев сказки, место действия). Затем предлагает из нескольких сказок придумать свою, поместив героев в новые условия. По ходу придумывания сказок воспитатель от имени героя-колобка задёт вопросы. Какой Машенька, станет в нашей сказке по характеру?( доброй, любящей, трудолюбивой, вежливой и т.д). Где она жила? ( в лесу, в маленьком домике и т.д).
Воспитатель: молодцы, дети! Хорошие сказки сочинили!
Колобок: неплохо вы играли, много интересного сказали и за это вам рузьям все сюрприз приготовил Игра «Да-нетка».
Воспитатель: Да ведь – это же конфетка и очень на тебя похожа, колобок угощает детей «чупа-чупсами».
Рефлексия: Возьмите на столе звёздочки и оцените наше путешествие. Если оно вам понравилось – возьмите зелёную звёздочку, если не очень – жёлтую, если совсем не понравилось – красную. Дети оценивают деятельность. Что вы нового узнали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»
Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшительно - ласк...
Непосредственно образовательная деятельность по развитию связной речи детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.
С элементами здоровьесберегающих техник....
Конспект НОД по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
Предлагаем вашему вниманию конспект НОД по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшей группы с нарушениями речи ....
деятельности по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Тема: Составление описательного рассказа «Моя Родина – Россия» с использованием мнемотаблицы.Программное содержание: Формировать умение детей составлять рассказ с опорой на мнемокарт...
КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».
Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».Программное содержание:Расширять и закреплять знания детей о космосе, космонавтах, о первом космическом полете. Активизир...
Конспект ООД по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности с ТНР с использованием методов и приёмов ТРИЗ
Занятие по развитию связной речи "Придумаем новую сказку" составлено с применением методов и приёмов ТРИЗ. Дети учатся придумывать новые сказки, связывать их в единую сюжетную линию на...