Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Лиса и кувшин»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«Пересказ сказки «Лиса и кувшин»
Задачи:
Образовательные:
-связная речь: учить пересказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно;
-словарь и грамматика: объяснить значение слова жать, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетать их по смыслу; учить в игре составлять из отдельных слов предложение; читать предложения после перестановки каждого слова;
-звуковая культура речи: учить произносить предложение с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая, подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном ритме.
Развивающие:
способствовать развитию у детей произвольного зрительного внимания и памяти, словесно – логического мышления, речи и активизировать словарь.
Воспитательные:
воспитывать усидчивость, выдержку, умение слушать и выслушивать ответы товарищей.
Материал: книга сказок, иллюстрации по сказке, сундук.
Словарная работа: «жать», «подобралась», «вылакала», «кувшин не отстает», «не отстаешь честью».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.r.docx | 19.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«Пересказ сказки «Лиса и кувшин»
Задачи:
Образовательные:
-связная речь: учить пересказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно;
-словарь и грамматика: объяснить значение слова жать, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетать их по смыслу; учить в игре составлять из отдельных слов предложение; читать предложения после перестановки каждого слова;
-звуковая культура речи: учить произносить предложение с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая, подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном ритме.
Развивающие:
способствовать развитию у детей произвольного зрительного внимания и памяти, словесно – логического мышления, речи и активизировать словарь.
Воспитательные:
воспитывать усидчивость, выдержку, умение слушать и выслушивать ответы товарищей.
Материал: книга сказок, иллюстрации по сказке, сундук.
Словарная работа: «жать», «подобралась», «вылакала», «кувшин не отстает», «не отстаешь честью».
Ход занятия:
1. Организационно- мотивационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня я обнаружила в группе сундук, в нем волшебная книга. Перед нами необычная книга. Она открывается не каждому, а только самому любознательному и сообразительному.
Чтобы сказку прочитать, её название сначала придётся угадать!
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет
В деревне кур крадет. (Лиса)
Сегодня я вам расскажу русскую народную сказку про лису, которая называется «Лиса и кувшин», а потом вам придется ее пересказывать, слушайте внимательно. (Как мы слушаем сказку проговорить правила, напомнить про осанку).
2. Чтение сказки. (с показом картинок)
Вышла баба на поле жать и спрятала в кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала. Пора бы и домой, да вот беда — головы из кувшина вытащить не может.
Ходит лиса, головой мотает и говорит:
— Ну, кувшин, пошутил, да и будет! Отпусти же меня, кувшинушка. Полно тебе баловать — поиграл, да и будет!
Не отстает кувшин, хоть что ты хочешь!
Рассердилась лиса:
— Погоди же ты, не отстанешь честью, так я тебя утоплю!
Побежала лиса к реке и давай кувшин топить.
Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой утянул.
3. Беседа по содержанию. (повесить иллюстрации)
Воспитатель: понравилась вам сказка?
-О ком я прочитала сказку? (Сказка была о лисе.)
-Кто пришел в поле? (В поле пришла баба.)
- Что делала баба в поле? (Жала рожь, т. е. срезать серпом под корень колосья пшеницы, ржи, убирать урожай с поля хлеба.)
-Что, кроме серпа, принесла баба в поле (Баба принесла кувшин (это посуда, в старину её делали из глины и хранили там молоко или квас).
- Что было в кувшине (В кувшине было молоко.)
- Кто нашел кувшин? (Кувшин нашла лиса.)
-Что сделала лиса? (Вылакала (выпила) молоко.)
-Как лиса достала молоко из кувшина (Всунула в кувшин голову.)
-Что случилось с лисой? (Голова застряла в кувшине.)
- Как лиса сначала разговаривала с кувшином, каким голосом? (Ласковым голосом.)
- Какие слова она говорила? («Отпусти меня, пошутил — и будет».)
-Кувшин ответил лисе? (Нет.)
- Как стала потом разговаривать лиса, каким голосом? (Сердитым голосом.)
-Какие слова она говорила? («Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью (по хорошему, так я тебя утоплю».)
- Чем заканчивается сказка? (Лиса сунула голову в реку и утонула вместе с кувшином.)
-Дети, а как вы думаете, почему кувшин утонул? (Он наполнился водой и стал тяжелым.)
Воспитатель: Можно сказать, что кувшин утонул, как камень и потянул за собой лису.
Ребята, в сказке есть такое предложение: Побежала лиса к реке. А как можно сказать по-другому? Вместо слова «побежала» придумайте другое слово (синоним) (помчалась, понеслась, полетела). Молодцы, много интересных слов назвали.
Физкультминутка «Лисонька».
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась.
В кулачок все пальцы сжала,
А потом их все разжала.
Растирать все лапки стала –
Раз, два, раз, два.
А потом ладошкой
Пошлёпала немножко.
Раз, два, раз, два.
Ну, красавица – Лиса!
До чего же хороша!
4. Пересказ.
Воспитатель: Внимательно послушайте сказку еще раз. Вы будете ее рассказывать. Запомните, как разговаривала лиса с кувшином вначале и как после.
Воспитатель рассказывает сказку, вызывает для пересказа двух детей.
Затем предлагает пересказать сказку: один – рассказывает, другой за лису.
После двух пересказов воспитатель спрашивает детей, в чьем исполнении сказка понравилась больше.
А сейчас я предлагаю, чтобы вы мне пересказали сказку. Пересказ с помощью иллюстраций к сказке.
6. Рефлексия.
Воспитатель:
- С какой русской народной сказкой мы познакомились? («Лиса и кувшин».)
- Кто главные герои сказки? (Баба и лиса.)
Какой лиса оказалась в сказке (Хитрая, жадная.)
- Чему нас научила эта сказка (Жадность до добра не доведет. Прежде, чем что- то сделать, подумай)
- Похвалить детей за пересказ, выделить тех, кто особенно понравился.
- Ребята, сейчас я предлагаю каждому подойти и положить в сундук улыбающийся смайлик, если вам понравилась сказка, интересно было ее слушать и пересказывать, и грустный смайлик, если сказка вам была не интересна, ничего не запомнили. Можно использовать только один смайлик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект по развитию речи для старших дошкольников пересказ сказки " лиса и козёл"
конспект нод для старших дошкольников по развитию речи...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и козел»
Конспект занятия в старшей группе...
Конспект по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказа Л.Толстого "Пожарные собаки""
Учить детей связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без помощи вопросов воспитателя....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказа Л.Кассиля "Сестра"
Конспект ООД по развитию речи...
Конспект по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж»
Конспект по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж»...
Конспект по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа «Пингвиний пляж» (по Г. Снегирёву)
Цель: создать условия для связного последовательного пересказа текста с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий....