Конспект по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказа Л.Толстого "Пожарные собаки""
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шакирова Алесья Владимировна

Учить детей связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без помощи вопросов воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию

Старшая группа.

Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки».

Цель: научить детей связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без помощи вопросов воспитателя.

Задачи:

Образовательные: Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям; закрепление детьми знаний о правилах общения с друзьями; продолжать учить подбирать по смыслу определения, слова, близкие по смыслу;

Развивающие: продолжать формировать умения отвечать на вопросы полными ответами; развивать умения сформулировать свои мысли.

Воспитательные: воспитывать такие качества как сочувствие, отзывчивость, желание помочь попавшим в беду; прививать доброжелательное отношение к животным).

Словарная работа: Активизация словаря: подбор однокоренных слов

Методы и приемы: Словесные: беседа, вопросы педагога, ответы детей, поощрение, дискуссия. Наглядные: картинки собак разных пород, портрет автора,

Игровой: Игра «Разрешается-запрещается», физкультминутка.

Материалы и оборудование: презентация «Собаки разных пород», портрет автора, сигнальные карточки.

Предварительная работа: беседа «Собака – друг человека», рассматривание иллюстраций пород собак, разучивание физкультминутки «По дорожке».

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Сейчас я предлагаю вам отгадать загадку:

«Я всем известен и знаком,

Я то рычу, то лаю

Я охраняю двор и дом

И берегу хозяев. (Собака)

Беседа о собаках.

 Кто не мечтает о милом забавном щенке? Да, наверное, все. Как выглядит собака, знают все, но если спросить описать своего любимца, рассказы получатся разными, потому что пород собак очень много. Какие породы собак вы знаете? (Овчарка, такса, борзая, далматинец…)

 Конечно, это и немецкая овчарка, сенбернар, чау-чау, кокер-спаниель, шар-пей, эрдельтерьер – и все они отличаются друг от друга. (выставляю фотографии) Как вы думаете, для чего люди держат собак? (Они помогают людям, защищают, спасают.)

О четвероногих спасателях сложено немало легенд, им посвящены стихи и поэмы. Вот история знаменитого сенбернара Барри. Во время пурги в горах он спас замерзающего мальчика. Он взвалил мальчика на спину, принес в монастырь. За свою жизнь Барри спас 40 человек, сбившихся с пути и погибающих от холода на тропах альпийских гор. В Париже отважному псу поставили памятник.

 - Всем известно, что собака – это друг человека. Давайте вспомни, какую помощь оказывают собаки людям? (Ответы детей, рассматривание картинок на слайде).

- Как вы думаете, для чего нужны охотничьи собаки? (Они помогают охотиться на диких животных и птиц)

- А пастухам помогают собаки пастушьих пород. Как же они помогают? (Эти собаки помогают пасти отары овец и стада коз, защищают от нападения волков.)

- Верно, ребята. Собаки зорко следят, чтобы волк не подкрался к стаду. Для такой работы больше подходят овчарки.

- Собаки – это четвероногие спасатели. Как вы думаете, почему их так называют?

Чтение рассказа.

- А теперь давайте познакомимся с одной такой собакой, которая спасала людей на пожаре. Я предлагаю вам послушать рассказ Л.Н. Толстого «Пожарные собаки» (Чтение рассказа).

Вопросы по прочитанному:

— О чем рассказывается в этом произведении?

— Почему собак называли пожарными? Что делают пожарные собаки?

— Что произошло однажды?

— Чем закончился рассказ?

— Как можно сказать о пожарных собаках, какие они? (Смелые, ловкие, сильные, находчивые.)

— Чем вам понравился этот рассказ?

Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте)

Повторное чтение с установкой на пересказ.

- Сейчас я еще раз прочитаю рассказ. Слушаем внимательно, а потом вы будете его пересказывать. (читаю второй раз)

После повторного чтения вызывает трех детей для пересказа. Поясняет, что один ребенок должен рассказать начало — о пожарных собаках, другой о том, как собака Боб спасла девочку, а третий — концовку — о том, как собака принесла куклу. Дети устанавливают очередность и дважды пересказывают текст.

Пересказ детьми.

- Кто желает рассказать? (Приглашаю трех детей для пересказа). Один из вас будет рассказывать начала – о пожарных собаках, другой о том, как собака Боб спасла девочку, а третий – концовку, о том, как собака принесла куклу. Слушаем внимательно, чтобы не пропустить, а чем остановился рассказчик. - (пересказ текста 2-3 раза).

-

А теперь давайте немного поиграем, игра называется «Разрешается – запрещается». Возьмите себе красный и зелёный кружок. Какой кружок разрешает? - (зелёный).

В: - какой запрещает? - (красный).

В: - Я буду читать действие, а вы поднимать круг нужного цвета:

 В случае пожара вызывать пожарных по телефону 01;

Бросать горящие спички;

Кричать и звать на помощь взрослых;

Оставаться в помещении, где начался пожар;

Открывать окна, двери во время пожара;

 Закрывать рот, нос и голову мокрым полотенцем;

Прятаться в угол, под кровать, в шкаф;

Оставлять без присмотра включенные электроприборы;

Двигаться ползком или пригнувшись к выходу;

 Не бояться пожарных и слушаться их во всём.

3. Итоговая часть.

- Как можно сказать о собаках? Какие они? - Умные, бесстрашные, ловкие, добрые, смелые.

- Что вам сегодня больше запомнилось?

- Чей пересказ был подробным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе № 9 Пересказ сказки «Собака и петух»

Учить самостоятельно пересказывать сказку «Петух и собака», выразительно передавая диалог.  Учить подбирать определения (прилагательные и действия(глаголы) к одушевленным существительным (лиса, с...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: рассказ из опыта с опорой на сюжетные картинки «Как мы сажали овощи».

Конспект составила воспитатель: Крылова Надежда МихайловнаЦель: речевое развитие - закреплять умение составлять рассказ из опыта, с опорой на сюжетные картинки....

План-конспект по развитию речи детей старшего дошкольного возраста по составлению рассказа из опыта на тему "За что я люблю свою маму"

План-конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Составление рассказа из опыта....

НОД по развитию речи на тему: Составь рассказ по картинке "Собака со щенятами"

НОД по развитию речи на тему:«Составь рассказ по картине «Собака со щенятами»».    Программные задачи:Продолжать учить детей описывать картину, составляя не...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"

quot;НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"Программное содержание:    • Закрепить у детей представление о сезон...

Конспект по развитию речи в старшей группе «Рассказы творческого характера, по теме предложенной воспитателем «Защитники Отечества»

Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Речь ребенка развивается в единстве с фор...