Конспект по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж»
Скачать:
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида»
Конспект по развитию речи в старшей группе
«Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж»
Воспитатель: Бурнайкина М.В.
Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи:
1.Образовательные:
- познакомить со сказкой А. Н. Толстого «Еж»;
- учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты;
- учить составлять простые предложения, самостоятельно опираясь на картинки-схемы;
- закрепить знания детей о русских народных сказках («Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц – хвастун», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка», сказках других народов («Айога», «Как лисичка бычка обидела», сказках русских писателей «Серебряное копытце» П. П. Бажова, «Рифмы» Б. В. Шергина;
- закреплять представления детей о жанровых особенностях сказки, ее отличиях от рассказа;
2. Развивающие:
- расширять кругозор детей;
- развивать умение отгадывать загадки;
- упражнять в подборе уменьшительно-ласкательных имен к определенному имени;
- продолжать формировать умение внимательно слушать художественное произведение, понимать его смысл, умение отвечать на поставленные воспитателем вопросы;
- совершенствовать связную речь;
- расширять словарный запас;
- развивать творчество, фантазию, воображение;
- развивать зрительную память, мышление, координацию движений;
- совершенствовать интонационную выразительность речи;
3.Воспитательные:
- воспитывать культуру речевого общения; воспитывать любовь к животным.
- формировать интерес у детей к ООД;
- формировать интерес к речевой деятельности; самостоятельность, инициативу в решении речевых задач;
- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Предварительная работа: чтение русских народных сказках, сказок других народов, сказок русских писателей, чтение художественной литературы о животных, рассматривание картинок с изображением диких и домашних животных и их детенышей, беседы о диких и домашних животных и их детенышах, отгадывание загадок, лепка, аппликация, рисование, настольно – печатные, дидактические и подвижные игры.
Словарная работа: еж, клубком свернуться, задрав хвост, боднуть норовить, растопырить.
Методы и приемы:
1)игровые: игровая мотивация, физкультминутка, дидактическая игра
2)словесные: беседы, чтение художественной литературы, объяснения, индивидуальные и хоровые повторения
3)наглядные: рассматривание книг, иллюстраций, картинок, графических схем
4)практические: работа с опорными схемами
Оборудование: книги со сказками «Заяц – хвастун», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка», «Как лисичка бычка обидела», «Серебряное копытце» П. П. Бажова, портрет писателя А. Н. Толстого, книга со сказкой А. Н. Толстого «Еж», иллюстрации к сказке А. Н. Толстого «Еж», графические схемы к сказке А. Н. Толстого «Еж», мольберт.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Какое у вас сегодня настроение
Дети: ответы детей.
Воспитатель: У меня тоже сегодня хорошее, радостное настроение. Давайте поиграем в игру.
Игра «Встали дружно все мы в круг».
Встали дружно все мы в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Давайте мы улыбнёмся, и подарим своё настроение всем, кто нас окружает.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся на выставку. А на какую выставку, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Есть листок, есть корешок.
А не куст и не цветок.
Нету лап, нету рук.
А приходит в дом как друг.
На колени к маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет.
Дети: Книга.
Воспитатель: Правильно. Это книга. Я приглашаю вас на книжную выставку.
Рассматривание книг А. Н. Толстого.
Воспитатель: Какие книги вы видите на этой выставке.
Дети: «Заяц – хвастун», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка», «Как лисичка бычка обидела», «Серебряное копытце» П. П. Бажова и т. д.)
Воспитатель: К какому литературному жанру относятся все эти произведения?
Дети: сказки.
Воспитатель: Но мы с вами читали не только сказки, но и рассказы. А кто мне скажет: Чем отличается сказка от рассказа?
Дети: В сказке много волшебных предметов, и существ, а в рассказе их нет.
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся еще с одной сказкой, а написал ее русский писатель А. Н. Толстого. (Показ портрета)
Но чтобы узнать про кого сказка, вам придётся отгадать загадку:
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много
А ниток ни одной.
Дети: Ёжик.
Воспитатель: Молодцы, ребята, это действительно ёжик. (Показ картины с изображением ежа).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему этих животных так называют?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: По мнению некоторых исследователей, в слове «ёж» прослеживается индоевропейский корень, означающий «колоть». В связи с чем, под словом «еж» понимается буквально «колючий».
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру, которая называется «Придумай ласковое слово». Как вы ласково назовете ежа?
Дети: Ежонок, ежик, ежатки, ежичек и т. д.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Воспитатель: Представьте, что встретились однажды ёж и телёнок, которые никогда раньше не видели друг друга. Интересно, что подумал ёж. С кем сравнил незнакомого ему огромного зверя?
Воспитатель: А что подумал телёнок, увидев ежа?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, чем закончилась эта встреча?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: А сейчас я вам прочитаю сказку Алексея Николаевича Толстого, которая называется «Ёж». (Показ книги)
Чтение сказки.
Теленок увидел ежа и говорит:
– Я тебя съем!
Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался,клубком свернулся и фыркнул:
– Попробуй.
Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.
– Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жалуется.
– Еж меня за язык укусил.
Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.
А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:
– Я огромного зверя победил, должно быть, льва!
И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес.
– У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.
Беседа по содержанию.
Воспитатель: Ребята, вы внимательно слушали сказку?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Давайте с вами побеседуем по содержанию этой сказки. Только отвечать нужно полным предложением
Воспитатель: Скажите, про кого эта сказка?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Кто кого увидел в сказке?
Дети: Теленок увидел ежа.
(Показ картинки с изображением теленка и ежа).
Воспитатель: Что теленок сказал ежу?
Дети: Я тебя съем. А еж испугался, клубком свернулся.
Воспитатель: А что значит выражение «клубком свернулся»?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Выражение «клубком свернулся» означает: скататься, скрутится в клубок.
Воспитатель: А почему так делают некоторые звери?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Потому что чего- то боятся, от испуга.
Воспитатель: Что ответил еж теленку?
Дети: Еж фыркнул «Попробуй». Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит.
Воспитатель: Как вы понимаете выражение «задрав хвост»?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: «Задрав хвост» значит поднять кверху.
Воспитатель: А что значит слово «норовит»?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: «Норовит» значит настойчиво стремиться сделать что-нибудь – настойчиво стремиться боднуть рогами. Вообще, быки бодаются, потому что хотят показать свое преимущество над соперником.
Воспитатель: И что же сделал теленок?
Дети: Растопырил передние ноги и лизнул ежа.
(Показ картинки).
Воспитатель: Что значит «растопырил»?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: «Растопырить» значит неуклюже расставить в стороны, раздвинуть. Теленок неуклюже расставил передние ноги.
Воспитатель: Что сказал он матери?
(Показ картинки)
Дети: Еж меня за язык укусил. Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.
Воспитатель: Куда в это время покатился еж?
Дети: А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе: «Я огромного зверя победил, должно быть, льва!»
Воспитатель: Почему он так сказал?
Дети: Потому что он не знал, что это был теленок, и он был намного больше его ежа.
Воспитатель: И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес. Что это значит?
Дети: Что про его храбрость стало известно всем зверям.
Воспитатель: А на самом деле еж проявил свою храбрость или нет?
Дети: Нет. Он тоже испугался теленка и свернулся в клубок. И даже, наверное, не понял, почему теленок закричал и убежал.
Воспитатель: А что говорили звери про него?
Дети: У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.
Воспитатель: Почему они это говорили шепотом со страху?
Дети: Потому что они думали, что он действительно победил настоящего льва.
Воспитатель: Давайте еще раз повторим конец сказки: И пошла слава про храбрость ежову за синее море, за тёмный лес.
Воспитатель: А давайте произнесём последнюю строчку шёпотом:
«У нас ёж-богатырь!»
Воспитатель: Сложим ладошки рупором и произнесём ещё раз: «У нас ёж-богатырь!»
Воспитатель: А сейчас давайте с вами превратимся в ежей и поиграем.
Физкультминутка «Ёжик».
По сухой лесной дорожке – Топ – топ – топ – топочут ножки. (Ритмично семенить на месте.)
Ходит, бродит вдоль дорожек весь в иголках серый ёжик. (Ходить вправо – влево.)
Ищет ягодки, грибочки для сыночка и для дочки. (Наклоны вниз.)
Если подкрадётся волк – превратиться ёж в клубок. (Присесть и сгруппироваться в комочек.)
Ощетинит ёж иголки – не достанется он волку. (Сидя комочком, кружиться на месте.)
Ёж не тронет никого, (Встать, встряхнуться.)
Но и ты не тронь его! (Погрозить назидательно пальчиком.)
Повторное чтение сказки.
Воспитатель: Я вам прочитаю сказку еще раз, вы слушайте внимательно, потом мы будем рассказывать. А читать сказку я буду с опорой на схемы.
Пересказ сказки с опорой на графические схемы.
Воспитатель: Ребята, пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части, сказку можно пересказать втроем, даже вчетвером. Сначала надо рассказать о встрече теленка и ежа, потом как теленок лизнул ежа. А потом?
Дети: Как теленок убежал рассказывать корове – матери жаловаться.
Воспитатель: Потом?
Дети: Как еж рассказал ежихе, что он победил огромного зверя, возможно даже льва.
Воспитатель: И чем завершить пересказ?
Дети: Что пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес. И все звери со страху шепотом говорили: «У нас еж – богатырь».
Пересказ сказки с опорой на графические схемы (по цепочке по частям).
Воспитатель: Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по схемам? А как вы назовёте свой рассказ? (вызывает 4 детей к мольберту, потом еще 4 детей)
Воспитатель: А как бы ты озаглавил эту сказку?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а давайте придумаем свою концовку сказки. (Имя ребенка) как бы ты закончил сказку? (выслушать 3-4 детей)
Воспитатель: С какой сказкой вы сегодня познакомились?
Дети: «Еж».
Воспитатель: Кто написал эту сказку?
Дети: Алексей Николаевич Толстой.
Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось из сказки?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали?
Дети: клубком свернулся, задрав хвост, боднуть норовит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Пересказ сказки А.Н. Толстого "Еж"
Учить детей пересказывать сказки, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность. Закрепить знания детей о диких и домашних животных и их детёнышах. Учить составл...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки».
Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки»....
Конспект ООД по развитию связной речи в старшей группе «Пересказ сказки Алексея Николаевича Толстого "Еж"»
обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки»....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы. Пересказ сказки Л. Н Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку»
Конспект НОД по развитию речи способствует формированию умения детей пересказывать литературный текст....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки А.Н Толстого «Ёж»
Конспект по РР в старшей группе "Картина ЕЖИ"...