Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи
статья по развитию речи (старшая группа)
На сегодняшний день одним из приоритетных направлений в образовательной сфере является работа с детьми дошкольного возраста по активизации их речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УДК 373.24
Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи
Салчак А.С., студентка 3 курса ДО_200 группы
Кызылского педагогического колледжа
Научный руководитель Ооржак А.А., преподаватель
ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», Кызыл, Россия
Аннотация. На сегодняшний день одним из приоритетных направлений в образовательной сфере является работа с детьми дошкольного возраста по активизации их речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений.
Ключевые слова: коммуникативная функция речи, речь, дети дошкольного возраста.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования образовательная область «Речевое развитие» выделена как основная. По требованиям стандарта на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах.
Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Особенно продуктивным и важным в этом плане возрастным этапом является период раннего и дошкольного возраста. В течение этого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка, его словарь увеличивается.
Цель исследования: изучить уровень сформированности коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи.
Основные понятия:
Речь – это форма общения дюдей, опосредствованная языком, как один из видов коммуникативной деятельности человека.[1]
Коммуникативная функция речи – это обмен и передача информации между людьми.
Экспериментальная работа была организована на базе МБДОУ «Детский сад Алые Паруса № 18» г. Кызыла. В эксперименте приняли участие 15 детей 5-6 лет старшей группы.
Мы выбрали методику О.С. Ушаковой, которая состоит из серии заданий. 1 задание - описание. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке). 2 задание - рассказ. Воспитатель предлагает серию картинок (3-4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ. 3 задание – пересказ текста. В каждом из трёх заданий суммировались баллы по всем критериям. Для получения общей оценки за всю серию баллы за рассказ, пересказ и описание складывались и представлялись в процентном выражении.
Итак, результаты исследования констатирующего эксперимента показывают, что у 4 детей высокий уровень развития связной речи, т.е., дети самостоятельно описывают предмет, составляют рассказ по предложенной картинке, могут пересказать прослушанный текст. У 8 детей – средний, т.е. им нужна помощь педагога. Низкий уровень развития связной речи обнаружен у 3 детей (рис.1).
Рис.1 Результаты исследования констатирующего эксперимента
Цель формирующего эксперимента – уточнить и расширить представления детей по формированию коммуникативной функции речи на занятиях по развитию речи, познакомить детей с разными сказками, обеспечить их участие к итоговому занятию по средствам языка и речи.
Было проведено 8 занятий по развитию речи: «Дружба начинается с улыбки», «Домашние птицы», «Тувинские сказки», «Чтение сказки «Репка», «Костюмы народов мира», «Разнообразный мир предметов», «Чтение сказки «Конек-Горбунок», «Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке».
Итак, результаты исследования в контрольном эксперименте показывают, что у 5 детей высокий уровень развития связной речи. У 8 детей – средний, т.е. им нужна помощь педагога. Низкий уровень развития связной речи обнаружен у 2 детей (рис. 2).
Рис.2 Результаты исследования контрольного эксперимента
В результате проведенного нами исследования уровень развития связной речи в исследуемой группе хоть и не значимо, но повысился, что доказала статистическая обработка результатов. На основании выше изложенного, выдвинутую нами гипотезу, можно считать подтвержденной.
Таким образом, мы думаем, что систематическое и последовательное обучение детей в детском саду положительно влияет на развитие их связной речи.
Таким образом, проблема формирования коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи остается актуальной. Для детей старшего дошкольного возраста характерен достаточно высокий уровень развития речи.[2] Основная цель речевого развития старших дошкольников заключается в формировании базы для всестороннего развития личности, облегчающей вхождение в современный социум. Проведенное исследование показало, что после развивающей работы преобладающая доля воспитанников обладает высоким уровнем сформированности коммуникативной функции речи.
Библиографический список
1. Белобрыкина, О.А Речь и общение. Ярославль, 2018. 250 с.
2. Глазунова, Л.Н, Смирнова Е.О Ступени общения: от года до семи лет. М: Просвещение, 2020. − 143 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игры в формировании лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Консультация для родителей об использовании игр для корекции лексико-грамматических нарушений речи....
Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи» (в рамках реализации образовательной области ООП «Безопасность»)
Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельностиу детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи»(в рамках реализации образова...
Мнемотехника, как средство формирования связного высказывания и коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи; Применения мнемотехники - использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой неп...
Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речи
Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речиПредлагаю фрагмент занятия, связанного с социально-бытовой ориентировкой...
ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)
В статье рассматриваются особенности связной речи детей с ЗПР. Представлены основные результаты исследования процесса формирования навыков монологической речи у дошкольников с ЗПР с...
методическая разработка «Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста посредствам использования элементов мнемотехники»
laquo;Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка...