Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи» (в рамках реализации образовательной области ООП «Безопасность»)
проект на тему
Практико-ориентированный проект
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности
у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
через развитие связной речи»
(в рамках реализации образовательной области ООП «Безопасность»)
Выполнили:
Кайданович Светлана Михайловна
методист
Боярова Наталья Александровна
Воспитатель
МБОУ гимназия №9
СП д/с «Клубничка»
Актуальность
Несформированность связной речи старших дошкольников отрицательно сказывается на развитие всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями. По результатам проведенного мониторинга в старшей группе для детей с ОНР в рамках образовательной области ООП «Безопасность» было выявлено, что у 57% воспитанников недостаточно сформированы ЗУН по формированию безопасного поведения в быту, в д/с, на дороге и т.д. Причина данного явления – общее недоразвитие речи у детей: неумение достаточно точно и полно строить свои высказывания, умозаключения, неспособность выразить в связной речи алгоритм своего поведения.
При этом безопасность жизнедеятельности (состояние физической, психической и социальной защищенности) выступает необходимым условием полноценного развития человека. Поэтому специальные поиски методических путей и средств формирования связной речи имеют важное значение для всего процесса обучения и воспитания детей – логопатов (в рамках ФГТ).
Проблема проекта: несформированность основ безопасности жизнедеятельности в связи с низким уровнем речевого развития детей-логопатов;
Цель проекта: разработать план коррекционной работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности по средством развития связной речи детей с ОНР при реализации образовательной области ООП «Безопасность».
Задачи проекта:
1) изучить требования к составлению плана коррекционной работы по данной проблеме;
2) отобрать современные методы и приемы, способствующие формированию ОБЖ у детей – логопатов;
3) составить план коррекционной работы;
4) внедрить и апробировать данный план работы.
Планируемые результаты:
1) умение детей применять на практике ЗУН по реализации образовательной области «Безопасность» (по итогам проведения мониторинга)
2) повышение качества сформированности связной речи у детей-логопатов;
3) обобщение и презентация опыта своей работы для педагогов д/с.
План работы над проектом
Этапы | Содержание работы | Сроки |
Аналитический | Постановка проблемы, цели, задач; определение тематики | 1 неделя марта |
Проектно-реализационный | Составление плана коррекционной работы, разработка и проведение НОД, режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, работа над связной речью детей с ОНР; привлечение родителей к совместной деятельности | Апрель-май |
Итоговый | Проведение мониторинга, открытых мероприятий, разработка метод. рекомендаций для педагогов, выставка детских работ | 3-4 неделя мая |
Механизмы реализации проекта:
1) создание творческой группы (методист, воспитатели логопедической группы №6, учитель-логопед);
2) оснащение оборудованием и необходимыми материалами;
3) составление плана мероприятий для воспитанников, родителей и педагогов по проекту.
Мероприятия по проекту:
- Для воспитанников с ОНР
Форма работы | Тема | Цель | Сроки |
Экскурсии, наблюдения | «Твои помощники на дороге». | Цель: закреплять необходимость соблюдать правила дорожного движения; - учить составлять словесный безопасный маршрут от дома до д/с | 1 неделя марта |
Беседа | «Опасные предметы». | Цель: уточнить представления детей об источниках опасности в доме, о правилах пользования бытовой техникой; - учить пересказывать текст по образцу | 2 неделя марта |
Дидактическая игра | «Раз, два, три, что может быть опасно - найди». | Цель: закреплять представления об источниках опасности в доме, развивать сообразительность, внимание; - учить подбирать характерные признаки предмета | 3 неделя марта |
Творческая игра | «Отгадай загадку, опиши отгадку». | Цель: закреплять представления о предметах быта, находить отгадку; закрепить представление об острых предметах, колющих и режущих предметах, предостеречь от несчастных случаев в быту; - учить составлять описание предмета | 4 неделя марта |
Игра – викторина Сказкотерапия | «Опасные ситуации». «Сказка про Колобка»
| Цель: закреплять знания правил безопасности в быту, на улице; продолжать формировать основы правильного поведения в критических ситуациях; - учить давать оценку своему поведению в опасной ситуации, инсценировка сказки | 1 неделя апреля |
Выставка | Детские рисунки «Осторожно, опасность!» | Цель: воспитывать бережное отношение к здоровью; - учить делать анализ, умозаключения | 2 неделя апреля |
Дидактическая игра | «Так и не так». | Цель: учить отличать опасные для жизни ситуации, воспитывать желание соблюдать правила безопасности; - учить пересказывать текст по образцу | 3 неделя апреля |
Игровая ситуация | «Один дома». | Цель: закреплять представления о бытовых предметах, которыми нельзя играть; - закреплять умение составлять последовательный рассказ по серии сюжетных картинок. | 4 неделя апреля |
Дидактическая игра | «Мы спасатели». | Цель: закреплять представления об опасностях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; - учить давать оценку своему и чужому поведению в опасной ситуации | 1 неделя мая |
Интерактивная беседа | «Случай на улице». | Цель: продолжать знакомить детей с правилами поведения на улице; | 2 неделя мая |
Просмотр видеофильмов | «Улица полна неожиданностей». | Цель: продолжать знакомить детей с правилами поведения на улице; | 3 неделя мая |
Сказкотерапия | С. Я. Маршак «Кошкин дом»
| Цель: формировать представления о поведении при угрозе пожара; - учить инсценировать отрывок из сказки | 4 неделя мая |
Викторина | «Знатоки правил безопасности». | Цель: закреплять знания правил безопасности в быту, на улице; продолжать формировать основы правильного поведения в критических ситуациях; - учить составлять инструкции правильного поведения в критических ситуациях | 4 неделя мая |
Каждый элемент (тема) воспитательно-образовательного процесса включает в себя:
- диалог – размышление со взрослыми;
- материал для рассказывания детям;
- вопросы и задания для свободного пересказа;
- игры, худ. слово (стихи, загадки, проза, пословицы), наблюдение, эксперимнтентирование, инсценировки и др.
- Для родителей
Форма работы | Тема | Цель | Сроки |
Анкета | «Безопасность жизнедеятельности - что это?» | выявить отношение родителей к данному вопросу | 1 неделя марта |
Папка – передвижка | «Обеспечение безопасного поведения детей в быту, на дороге, в природе» | познакомить с содержанием перспективного плана | 2 неделя марта |
Беседа | «Как организовать отдых ребенка, если вам некогда» | оказание индивидуальной помощи при организации детского досуга дома | 3-4 неделя марта |
Консультации | «Один дома. Страхи у детей»
| оказание психолого-педагогической помощи | 1-2 неделя апреля |
Азбука для родителей | «Как обучать ребенка безопасному поведению» | напомнить правила безопасного поведения детей в быту, на дороге | 3-4 неделя апреля |
Стенд (папка – передвижка) | «Действия при пожаре». | познакомить с правилами безопасного поведения при пожаре | 1-2 неделя мая |
Родительское собрание | «Безопасное поведение детей на отдыхе». | познакомить с правилами безопасного поведения во время отдыха летом | 3-4 неделя мая |
- Для педагогов
Форма работы | Тема | Цель | Сроки |
Круглый стол | «Организация НОД в рамках образовательной области ООП «Безопасность» | способствовать повышению мотивации у педагогов к организации НОД | март |
Мастер-класс | Мультимедийная презентация «Опасности вокруг нас» | познакомить с практическим опытом по теме | апрель |
Консультация | «Как обучить детей безопасному поведению» | индивидуальная помощь педагогам по данному вопросу | апрель |
Интерактивная выставка | «Знатоки правил безопасности» | способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов | май |
Развитие проекта (перспективы):
1) доработать план коррекционной работы для детей подготовительной группы по следующим направлениям:
- «Бережем свое здоровье»;
- «Общение с природой»;
2) продолжить работу по разработанному плану.
Литература и Интернет- ресурсы:
1) Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М., 2012г.
2) «Формирование основ безопасности у дошкольников» Белая К.Ю., М., 2012г.
3) Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М., 2012г.
4) «Основа безопасного поведения дошкольников» Чермашенцева О.В.,
Волгоград 2010г.
5) «Здоровьесберегающая система ДОУ» Павлова М.А., Лысогорская М.В.,
Волгоград, 2009г.
6) «Безопасность» Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б., СПб., 2008г.
7) «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ» Павленко И.Н.,
Родюшкина Н.Г., М., 2009г.
8) «Знакомим дошкольников с литературой» Ушакова О.С., Гавриш Н.В.,
М., 2010г.
9) «Дошкольное воспитание» №2, 2010г.
10) http://pedsovet.org- сайт Всероссийского Интернет-педсовета
10) Сайт для работников дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 29.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Практико-ориентированный проект
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности
у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
через развитие связной речи»
(в рамках реализации образовательной области ООП «Безопасность»)
Выполнили:
Кайданович Светлана Михайловна
Методист
Боярова Наталья Александровна
воспитатель
МБОУ гимназия №9
СП д/с «Клубничка»
Актуальность
Несформированность связной речи старших дошкольников отрицательно сказывается на развитие всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями. По результатам проведенного мониторинга в старшей группе для детей с ОНР в рамках образовательной области ООП «Безопасность» было выявлено, что у 57% воспитанников недостаточно сформированы ЗУН по формированию безопасного поведения в быту, в д/с, на дороге и т.д. Причина данного явления – общее недоразвитие речи у детей: неумение достаточно точно и полно строить свои высказывания, умозаключения, неспособность выразить в связной речи алгоритм своего поведения.
При этом безопасность жизнедеятельности (состояние физической, психической и социальной защищенности) выступает необходимым условием полноценного развития человека. Поэтому специальные поиски методических путей и средств формирования связной речи имеют важное значение для всего процесса обучения и воспитания детей – логопатов (в рамках ФГТ).
Проблема проекта: несформированность основ безопасности жизнедеятельности в связи с низким уровнем речевого развития детей-логопатов;
Цель проекта: разработать план коррекционной работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности по средством развития связной речи детей с ОНР при реализации образовательной области ООП «Безопасность».
Задачи проекта:
1) изучить требования к составлению плана коррекционной работы по данной проблеме;
2) отобрать современные методы и приемы, способствующие формированию ОБЖ у детей – логопатов;
3) составить план коррекционной работы;
4) внедрить и апробировать данный план работы.
Планируемые результаты:
- умение детей применять на практике ЗУН по реализации образовательной области «Безопасность» (по итогам проведения мониторинга)
- повышение качества сформированности связной речи у детей-логопатов;
3) обобщение и презентация опыта своей работы для педагогов д/с.
План работы над проектом
Этапы | Содержание работы | Сроки |
Аналитический | Постановка проблемы, цели, задач; определение тематики | 1 неделя марта |
Проектно-реализационный | Составление плана коррекционной работы, разработка и проведение НОД, режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, работа над связной речью детей с ОНР; привлечение родителей к совместной деятельности | Апрель-май |
Итоговый | Проведение мониторинга, открытых мероприятий, разработка метод. рекомендаций для педагогов, выставка детских работ | 3-4 неделя мая |
Механизмы реализации проекта:
- создание творческой группы (методист, воспитатели логопедической группы №6, учитель-логопед);
- оснащение оборудованием и необходимыми материалами;
- составление плана мероприятий для воспитанников, родителей и педагогов по проекту.
Мероприятия по проекту:
- Для воспитанников с ОНР
Форма работы | Тема | Цель | Сроки |
Экскурсии, наблюдения | «Твои помощники на дороге». | Цель: закреплять необходимость соблюдать правила дорожного движения; - учить составлять словесный безопасный маршрут от дома до д/с | 1 неделя марта |
Беседа | «Опасные предметы». | Цель: уточнить представления детей об источниках опасности в доме, о правилах пользования бытовой техникой; - учить пересказывать текст по образцу | 2 неделя марта |
Дидактическая игра | «Раз, два, три, что может быть опасно - найди». | Цель: закреплять представления об источниках опасности в доме, развивать сообразительность, внимание; - учить подбирать характерные признаки предмета | 3 неделя марта |
Творческая игра | «Отгадай загадку, опиши отгадку». | Цель: закреплять представления о предметах быта, находить отгадку; закрепить представление об острых предметах, колющих и режущих предметах, предостеречь от несчастных случаев в быту; - учить составлять описание предмета | 4 неделя марта |
Игра – викторина Сказкотерапия | «Опасные ситуации». «Сказка про Колобка» | Цель: закреплять знания правил безопасности в быту, на улице; продолжать формировать основы правильного поведения в критических ситуациях; - учить давать оценку своему поведению в опасной ситуации, инсценировка сказки | 1 неделя апреля |
Выставка | Детские рисунки «Осторожно, опасность!» | Цель: воспитывать бережное отношение к здоровью; - учить делать анализ, умозаключения | 2 неделя апреля |
Дидактическая игра | «Так и не так». | Цель: учить отличать опасные для жизни ситуации, воспитывать желание соблюдать правила безопасности; - учить пересказывать текст по образцу | 3 неделя апреля |
Игровая ситуация | «Один дома». | Цель: закреплять представления о бытовых предметах, которыми нельзя играть; - закреплять умение составлять последовательный рассказ по серии сюжетных картинок. | 4 неделя апреля |
Дидактическая игра | «Мы спасатели». | Цель: закреплять представления об опасностях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; - учить давать оценку своему и чужому поведению в опасной ситуации | 1 неделя мая |
Интерактивная беседа | «Случай на улице». | Цель: продолжать знакомить детей с правилами поведения на улице; | 2 неделя мая |
Просмотр видеофильмов | «Улица полна неожиданностей». | Цель: продолжать знакомить детей с правилами поведения на улице; | 3 неделя мая |
Сказкотерапия | С. Я. Маршак «Кошкин дом» | Цель: формировать представления о поведении при угрозе пожара; - учить инсценировать отрывок из сказки | 4 неделя мая |
Викторина | «Знатоки правил безопасности». | Цель: закреплять знания правил безопасности в быту, на улице; продолжать формировать основы правильного поведения в критических ситуациях; - учить составлять инструкции правильного поведения в критических ситуациях | 4 неделя мая |
Каждый элемент (тема) воспитательно-образовательного процесса включает в себя:
- диалог – размышление со взрослыми;
- материал для рассказывания детям;
- вопросы и задания для свободного пересказа;
- игры, худ. слово (стихи, загадки, проза, пословицы), наблюдение, эксперимнтентирование, инсценировки и др.
- Для родителей
Форма работы | Тема | Цель | Сроки |
Анкета | «Безопасность жизнедеятельности - что это?» | выявить отношение родителей к данному вопросу | 1 неделя марта |
Папка – передвижка | «Обеспечение безопасного поведения детей в быту, на дороге, в природе» | познакомить с содержанием перспективного плана | 2 неделя марта |
Беседа | «Как организовать отдых ребенка, если вам некогда» | оказание индивидуальной помощи при организации детского досуга дома | 3-4 неделя марта |
Консультации | «Один дома. Страхи у детей» | оказание психолого-педагогической помощи | 1-2 неделя апреля |
Азбука для родителей | «Как обучать ребенка безопасному поведению» | напомнить правила безопасного поведения детей в быту, на дороге | 3-4 неделя апреля |
Стенд (папка – передвижка) | «Действия при пожаре». | познакомить с правилами безопасного поведения при пожаре | 1-2 неделя мая |
Родительское собрание | «Безопасное поведение детей на отдыхе». | познакомить с правилами безопасного поведения во время отдыха летом | 3-4 неделя мая |
- Для педагогов
Форма работы | Тема | Цель | Сроки |
Круглый стол | «Организация НОД в рамках образовательной области ООП «Безопасность» | способствовать повышению мотивации у педагогов к организации НОД | март |
Мастер-класс | Мультимедийная презентация «Опасности вокруг нас» | познакомить с практическим опытом по теме | апрель |
Консультация | «Как обучить детей безопасному поведению» | индивидуальная помощь педагогам по данному вопросу | апрель |
Интерактивная выставка | «Знатоки правил безопасности» | способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов | май |
Развитие проекта (перспективы):
1) доработать план коррекционной работы для детей подготовительной группы по следующим направлениям:
- «Бережем свое здоровье»;
- «Общение с природой»;
2) продолжить работу по разработанному плану.
Литература и Интернет- ресурсы:
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М., 2012г.
- «Формирование основ безопасности у дошкольников» Белая К.Ю., М., 2012г.
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М., 2012г.
- «Основа безопасного поведения дошкольников» Чермашенцева О.В.,
Волгоград 2010г.
Волгоград, 2009г.
6) «Безопасность» Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б., СПб., 2008г.
7) «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ» Павленко И.Н.,
Родюшкина Н.Г., М., 2009г.
8) «Знакомим дошкольников с литературой» Ушакова О.С., Гавриш Н.В.,
М., 2010г.
9) «Дошкольное воспитание» №2, 2010г.
10) http://pedsovet.org- сайт Всероссийского Интернет-педсовета
10) Сайт для работников дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста
Содержание1. Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников как часть многоаспектного явления социального развития. (введение) 2. Экспериментальная работа по основам безопас...
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста
Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосудар...
Система психолого-педагогических условий формирования основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.
На современном этапе образование по безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения является социальным заказом общества системе дошкольного образования. Столь раннее приобщение детей к проблем...
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста...
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Интеграция задач развития связной речи в образовательном процессе.
Чтобы у дошкольников не страдала речевая деятельность и в дальнейшем у детей не было дезадаптации, дискомфорта и соответственно коммуникативной трудности в школе, необходимо предусмотреть ...
Развитие познавательной активности и формирование представлений о декоративно-прикладном искусстве у детей старшего дошкольного возраста через аспекты развития связной речи и творческого рассказывания НОД «Сказка о гжельской розе» с использованием ИКТ
Представлен конспект открытого мероприятия с дошкольниками по ознакомлению с декоративно прикладным искусством (гжельским промыслом) через развитие связной речи и творческого рассказывания. Ребята вов...
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с государственными символами Российской Федерации в рамках реализации образовательной области «Речевое развитие»
Расширяя представления детей о государственных символах страны и ее истории...