методическая разработка «Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста посредствам использования элементов мнемотехники»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Юрская Ирина Николаевна

«Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.Актуальность данного проекта определяется той ролью, которую играет мнемотехника в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста, так как связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx332.78 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад «Березка»

Методическая разработка

 

«Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста посредствам использования   элементов мнемотехники»

 

Автор: Юрская Ирина Николаевна

              Должность: воспитатель

первой квалификационной категории

муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

 «Детский сад «Берёзка»

г. Новый Уренгой
Ямало-Ненецкий автономный округ

2021г.

«Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.

Актуальность

Проблема развития связной речи дошкольников   приобретает     все большую актуальность. Это обусловлено тем, что только развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми, тем самым включая его в активный процесс коммуникации. От того, насколько точно, четко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит успех и эффективность процесса общения.

К числу важнейших задач   работы с дошкольниками  относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития и сопутствующей ему задержки познавательного развития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

                Актуальность данного проекта определяется той ролью, которую играет мнемотехника в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста, так как связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе.

                Новизна проекта заключатся в обосновании педагогической методики и поиске педагогических условий развития речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.

«Мнемотехника – это  эффективный приём развития связной речи старших дошкольников»,  обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих   задач.  В процессе их реализации формируются такие знания, умения и навыки, которые способствуют развитию и формированию личности старших дошкольников.

Цель проекта: развитие связной  речи дошкольников посредством  приёмов мнемотехники.

Задачи:

Образовательные:
 Формировать  умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений; способствовать упрощённому процессу запоминания содержания произведений. Активизировать словарный запас.

Развивающие:
Развивать мелкую моторику рук, зрительное внимание, память. совершенствовать связную речь в ходе рассказов;
 способствовать развитию образного и логического мышления;

Воспитательные:

Воспитывать интерес к художественной культуре. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру; формировать навыки культурного речевого общения;

Планируемые результаты :

- появится умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений; пополнение и активизация словарного запаса детей;

-  развитие логического и образного мышления, совершенствование связной речи;

- умение договариваться и работать слажено;

- обратиться к взрослому с вопросом;

- умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике.

Тип проекта: практико-ориентированный.

 

Участники проекта: дети группы  с 6 до 7 лет,    воспитатели групп, узкие специалисты,  родители.

По времени проведения: долгосрочный.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Презентация проекта: «Технология наглядного моделирования»

Этапы  реализации:

 I этап. Поисково-теоретический. Организационный:

  • Теоретический анализ литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников.
  • Определение критериев и уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возрастаю.
  • Изучение методических разработок по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.

II этап. Внедренческий:

  • Составление перспективного плана работы по развитию связной речи средствами мнемотехники.
  • Разработка серии конспектов в соответствии с лексическими темами.
  • Организация консультаций.

III этап. Результативный.

  • Период рефлексии, анализ и обобщение результатов, формулировка выводов, составление рекомендаций, участие в семинарах, конференциях различного уровня;
  • Обогащение знаний детей, педагогов и родителей через разнообразные формы работа.

Методы работы.

  • Словесный метод - рассказ, беседы воспитателя чтение художественных произведений, составление описательных рассказов.
  • Наглядный метод: показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.
  • Практический. Составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.

В своей работе опиралась на работы Т. В. Большевой (коллаж), Т.В. Воробьевой, (сенсорно-графические схемы) В. П. Глухова, (блоки-квадраты) Л. Н. Ефименковой (схемы составления рассказа), Т. А. Ткаченко (предметно - схематические модели ). На основании анализа научной литературы выделила следующие подходы в работе с технологией мнемотехника:

  • Системный – технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания.
  • Личностный – с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка.
  • Деятельностный – развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои.
  • Диалогический – процесс обучения происходит в форме диалога.
  • Культурологический – ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь,  учится грамматически правильно говорить.
  • Информационный – ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире.                

Перспективный план работы  

Месяц

неделя

Лексическая тема.

Игр и игровых упражнений для развития детей с помощью мнемотехники

Работа

с родителями

Сентябрь

Березка встречает друзей

 

1

«Я и мои друзья»

 

Проверка слуховой памяти.

Тестовые слова. 10 слов.

ТЕСТ ВЕНГЕРА

Проверка слуховой памяти

Тестовая табличка 3х3

Составление папок-передвижек и консультаций: «Возрастные психологические особенности дошкольников 6-7 лет», «Уровень развития речи 6-7 лет» Пропаганда знаний по развитию речи

2

«Воспоминания  о лете» (Лето на Ямале)*

Развитие слухового внимания

Игра «Хлопки». Характер хлопков должен точно соответствовать заданному ритму и силе удара педагога

3

«История детского сада»

ТЕППИНГ-ТЕСТ

Цель:  Определение нейродинамических особенностей (выполнение последовательности операций в соответствии с заданной программой).

4

«История игрушки»

Развитие зрительного внимания Таблица 4х4.

Воспроизвести расположение игрушек.

Октябрь

«Краски уренгойской осени»

1

«Осень в гости к нам пришла»*

Расскажи о признаках осени

Развитие пространственной ориентации. «Лабиринты» на клеточной основе.

Составление мнемотаблици «Признаки осени»

Консультация «Что такое мнемотехника?»

Подобрать материал и

2

«Дары осени»

Загадка об овощах.

Развитие зрительного внимания Таблица 4х4.Воспроизвести расположение овощей, фруктов.

На основе мнемотаблици «Составление описательных загадок»

Октябрь

«Краски уренгойской осени»

3

«Моя малая родина

Развитие пространственной ориентации «Муха в клетке». Таблица 3х3.

разработать консультацию для родителей на
тему: «Использование мнемотехники
в развитии речи детей»

4

«Профессии горожан»

Развитие концентрации внимания Буквенные таблицы (черно-белые). Сосчитать (на время) сколько букв А ,О? и т.д.

Ноябрь

«Мои истоки»

1

«Мы разные, мы вместе»

Тренировка устойчивости внимания.

Лабиринты «Хитрые буквы».

Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Весёлый язычок»

Обучение родителей артикуляционным упражнениям, для проведения занятий в домашних условиях.

2

«Страна, в

которой я живу»

Игра-тренинг «Разноцветные буквы». Уметь назвать слово на нужную букву или подать речевой или неречевой сигнал.

3

«Люди: взрослые и дети»

Тренировка устойчивости внимания.

Лабиринты «Хитрые буквы».

4

«Кто как к зиме готовится»

Развитие слухового внимания. Игра с мячом «Лови». Например: «лови мяч, ежа, снежинку, бегемота».

Декабрь

«Волшебная страна»

1

«Зимушка-зима в гости к нам пришла»*

Совершенствование  умение пересказывать и составлять план пересказа –самостоятельно оформлять наглядное пособие (мнемотаблицу)

Изготовление папки-передвижки «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста» Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.

2

«Зимние

забавы, развлечения»

Продолжать учить детей составлять рассказы из личного опыта.

Рассказать детям описательный рассказ  «Что мы делаем зимой» с опорой на мнемотаблицу.. На основе готового рассказа дети составляют свой описательный рассказ о друге.

3

«Сказки бывают разные. Добро и зло в сказках»

Самостоятельное составление мнемотаблиц по сказкам.

Тренировка устойчивости внимания.

Лабиринты  «Кто из какой сказки».

4

«К нам приходит Новый год!»

Развитие воображения.

«Таблица» цветов.

Январь

Мир вокруг нас

1

«Транспорт. Разновидности транспорта»

Развитие зрительного внимания Таблица 4х4.Воспроизвести расположение  специализированного транспорта.

 

Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико-грамматическими), влияющими  на развитие речи детей.

2

«Зимовье зверей на Ямале»*

Рассказать детям описательный рассказ  «Звери Ямала» с опорой на мнемотаблицу.

3

«Поможем птицам выжить зимой» (зимующие птицы на Ямале)*

Развитие зрительного внимания Таблица 4х4.Воспроизвести

Расположение птиц.

Игра-тренинг «Разноцветные буквы». Уметь назвать слово на нужную букву или подать речевой или неречевой сигнал.

Февраль

Что я знаю о себе

1

«Если хочешь быть здоров»

Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении. С опорой на мнемотаблицу.

Конкурс с родителями «Книга любимых сказок своими руками»

«Совместно с детьми составить мнемотаблицу  по рассказу»

2

«Страна Этикета»

Развитие фонематического анализа и синтеза.

Игра «Зашифрованные слова».

3

«Мир технических чудес»

 

На основе мнемотаблици «Составление описательных рассказов о технике»

4

«Защитники Отечества»

Продолжать учить детей составлять рассказы из личного опыта.

Рассказать детям описательный рассказ  «Мы солдаты» с опорой на мнемотаблицу.. На основе готового рассказа дети составляют свой описательный рассказ о друге.

Март

«Красота в искусстве и жизни»

«Мама – главное слово»

Тренировка устойчивости внимания.

Лабиринты «Хитрые буквы».

Консультация для родителей «Разучивание стихотворений с помощью мнемотехники»

«Природа просыпается после зимы» (Ямал)*

 Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа в виде мнемотаблиц.

Составить описательный рассказ на основе мнемотаблици «Время года Весна»

Март

«Красота в искусстве и жизни»

3

«Из чего сделаны предметы? Волшебные магниты»

Развитие воображения, логического мышления. Игровые упражнения: «Где в мультфильме обитает?», например, заяц: в лесу, в мультфильме, шоколадке, зоопарке, книге, сказке и т.л.

«Чем был, чем стал?» горшок – глиной, каша – крупой.

По картинкам – «На, что похоже?».

4

«Книжкина неделя»

совершенствовать умения детей пересказывать сказку «в лицах» Составлять самостоятельно мнемотаблицу для своего героя, и с опорой на нее осуществлять пересказ

Апрель

Край, в котором я живу

1

«Кто в чуме живет?»*

Развитие логического мышления, активация словаря.  Игровые упражнения:  «У чего бывает крышка? У чего (кого) бывают крылья? У чего бывает дно и другое?» Открытки на трансформацию, на «оживление».

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

2

«Тайна третьей планеты»

(Загадки космоса

ТЕППИНГ-ТЕСТ

Цель:  Определение нейродинамических особенностей (выполнение последовательности операций в соответствии с заданной программой).

3

«Скворцы прилетели, на крыльях весну принесли»

Тренировка распределения и переключаемости внимания (развитие грамматического строя речи). Сосчитать до 5: 2 ловких белки, 1 трусливый заяц. (Одновременный счет 2-х  объектов с прилагательными).

4

«Профессии наших родителей»

Игра-тренинг «Разноцветные буквы». Уметь назвать слово на нужную букву или подать речевой или неречевой сигнал

Сотрудничество с семьями воспитанников.

Для достижения положительных результатов в речевом развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах дошкольной организации. Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательно – образовательного процесса. Для информации родителей оформляются информационно – наглядный материал,  проводятся семинары - практикумы, консультации, совместные с детьми занятия. Эти формы работы повышают интереса родителей  к проблеме развития связной речи посредством  приемов  мнемотехники. Родители принимают участие в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.  

Мнемотаблицы

Мнемотаблицы


 Мнемотаблицы

Мнемотаблицы

Мнемотаблицы

Мнемотаблицы

Использованная литература:

 

1.Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2005.

2.Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.

3.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста, Детство-Пресс, Санкт-Петербург, 2010г.

4.Розова Ю.Е., Коробченко Т.В.: Развиваем речь. Тренируем память. Использование приемов мнемотехники в работе логопеда

5.Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехника, как средство формирования связного высказывания и коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

    Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи;       Применения мнемотехники - использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой неп...

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речи

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речиПредлагаю фрагмент занятия, связанного с социально-бытовой ориентировкой...

Исследовательская работа по теме «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии мнемотехники»

Актуальность исследования обусловлена тем, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рожде...

Статья "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования языковых игр и упражнений"

Рассматриваются игровые задания и языковые упражнения, необходимые для успешного обучения в школе и формирования грамотной речи ребенка....

"Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством использования элементов хоккея".

Двигательная активность - биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие....

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи

На сегодняшний день одним из приоритетных направлений в образовательной сфере является работа с детьми дошкольного возраста по активизации их речевой деятельности, профилактике и предупреждению возник...