Конспект НОД по речевому развитию на тему: «Поможем домовенку Кузе найти семью» с детьми старшего дошкольного возраста 5-6 лет в группе компенсирующей направленности
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия по речевому развитию  для детей  старшего дошкольного возраста  5-6 лет в группе компенсирующей напрвленности. Тема занятия: "Поможем домовенку Кузе найти семью".

Формировать у детей понятие о семье, о ее членах, о взаимоотношениях в семье, о роде занятий, об уважительном отношении к старшему поколению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№6 комбинированного вида Красногвардейского района

Конспект

НОД по речевому развитию

на тему: «Поможем домовенку Кузе»

с детьми старшего дошкольного возраста

5-6 лет

в группе компенсирующей направленности

Воспитатель: Иванисова Л.В.

Санкт Петербург

2021 г.

Цель: помочь разобраться домовенку Кузе, что такое семья и найти для него семью.

Задачи:

  • коррекционно-образовательные:

-расширять, уточнять, актуализировать словарь и представления детей о семье, о ее членах, о видах  семей (по количеству);

-совершенствовать связную речь (учить отвечать на поставленные вопросы полным предложением), общие речевые навыки;

-уточнять и активировать словарный запас  детей по лексической теме: «Семья» (батюшка, матушка, гостеприимная, многодетная и др.),

-совершенствовать грамматический строй речи: закреплять навык образования имен существительных в уменьшительно-ласкательной форме, -упражнять в согласовании имен существительных с именами прилагательными, развивать функции фонетического анализа;

  • коррекционно-развивающие:

-развивать психические процессы: мышление, память, слуховое и зрительное восприятие, произвольное внимание; развивать мелкую и общую моторику (координация речи с движением, пальчиковая гимнастика), ориентировку в пространстве; развивать конструкторские навыки;

  • коррекционно-воспитательные:

-воспитывать интерес к познанию себя, семьи, к родной культуре и прошлому русского народа, воспитывать коммуникативные навыки, умение согласовывать свои действия, умение выслушивать друг друга, учить выдержке и терпению; умение работать в малых группах и договариваться друг с другом в производимых действиях, воспитывать желание приходить на помощь, проявлять заботу о других людях, о своих близких, уважение к старшим, друг к другу воспитывать гостеприимство, доброжелательность,

-вызвать эмоциональный отклик.

Методы: словесный, игровой, наглядный, практический.

Материалы и оборудование: игрушка - домовенок Кузя, шарик воздушный, клубочек ниток, ноутбук,  презентация «Семья», палочки Кюизенера, схемы построек членов семьи (папа, мама, дочка, сын),  полоски с картинками для составления предложений, столик, стульчик, чайник, сахарница, чашка, блюдце, ложечка, угощение, предметы:

книга, клубочек ниток, сумочка, отвертка, машинка, мишка, контейнер, корзинка, сердечки пластиковые по 1 шт. на каждого ребенка.

 Предварительная работа: загадывание загадок по теме «Семья», рассматривание предметных и сюжетных картин на данную тему, составление рассказов о своей семье по плану-схеме, рисование  «Моя семья», дидактические игры: «Кому  что?», «Разложи по порядку (от младенца до пожилого человека)», просмотр мультфильма «Про домовенка Кузю», чтение художественной литературы: В Осеева «Хорошее», А.Барто «Две сестры глядят на братца», «Разлука», Е.Серова «Папа дома», «Стирка».

№ п/п

Деятельность педагога

Деятельность детей

I.

II.

1.

2.

3.

4.

5.

iii.

6.

7.

8.

9.

10.

IV.

Введение в игровую ситуацию.

(Раздается стук в дверь, передают письмо. Воспитатель читает детям письмо: «Здравствуйте, дорогие дети. Пишет вам домовенок Кузя. Я жил в избушке на окраине леса. Моя избушка была старой и  ветхой, и когда налетел сильный ветер, она сломалась. Остался я вот один-одинешенек без дома и без семьи. Пролетал мимо меня этот шарик, я зацепился за него и прилетел к вам.

 Помогите мне найти семью и  новый дом».

Стучит охранник детского сада и

вручает шарик  с Кузькой).

- Вот такой у нас гость.

-Ребята, поможем Кузе?

-А как помочь?

- А здесь на шарике что-то написано

(7 Я).

-Значит, Кузе надо найти семью и  дом.

-Принято, что  домовенок живет в доме и оберегает дом, чтобы там был порядок, мир. Это такой добродушный хлопотун.

- Вы вспомнили его? (Мультфильм «Про домовенка Кузю»).

- Ты, наверное устал, пока к нам добирался. Садись, отдохни, гостем нашим будешь.

(Воспитатель  сажает Кузю на стульчик).

Планирование действий.

- Вы готовы помочь Кузе найти семью и дом? Тогда правильно отвечайте и за правильно выполненное задание будете получать по мешочку. Вам надо собрать 4 мешочка, чтобы Кузя обрел семью.

Загадка.

- Что каждому человеку дается при рождении и оно с ним потом на всю жизнь? Когда его называют, человек откликается. Что это?

Игровое упражнение: «Ласковый клубочек».

- Назовите, кто может жить в семье?

-А Кузе интересно знать, сколько челов

ек проживает в ваших семьях.

-Возьми нужную цифру и ответь полным предложением, сколько человек проживет в твоей семье?

(Воспитатель дает 1-ый мешочек)

Дидактическая игра: «Кому – что?»

(Воспитатель достает из коробки предметы: сумочка дамская, клубочек с нитками и спицами, отвертка, книга, машинка, кукла.

Картинки с изображением членов семьи разложены на столе: папа, мама, дедушка, бабушка, дочка, сын.)

(Воспитатель дает 2-ий мешочек).

Физкультминутка

«Семья на прогулке».

Осенью, весною, летом и зимой,

(загибают пальцы на руках)

Мы во двор выходим дружною семьей,

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама - руки поднимает,

Папа – бодро приседает,

Повороты вправо – влево

Делает мой братик Сева,

Ну а я – сестренка,

прыгаю я ловко!

Открытие новых знаний.

Включение нового материала.

-Садитесь на стульчики.

Просмотр презентации «Семья».

Слайд 1.Семьи на Руси.

Знакомит детей со словами: матушка, батюшка, отец, многодетная семья.

Слайд 2.Многодетные семьи.

Слайд 3. Дети почитают старших, обучаются у них ремеслу (делу).

Слайд 4.

Старшие дети заботятся о младших.

-В какой сказке  старшая сестра заботилась о братце?

Слайд 5. Сказка «Гуси-лебеди».

-В какой еще сказке  старшая сестра заботилась о братце?

Слайд 6. Сказка: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

-Если семья  гостей принимает?

- А мы с вами гостеприимные?

-Угостим Кузю чаем.

Психогимнастика

- Покажите выражение лица:

(строгий папа, удивленная мама, добрая бабушка, обиженный брат, веселая сестренка,

задумчивый дедушка)

(Воспитатель дает 3-ий мешочек).

Составление предложений (по опорным картинкам).

  • Мама, плита, курица.
  • Папа, книга.
  • Бабушка, спицы с клубком ниток, носки.
  • Дедушка, пульт, телевизор.
  • Дочка, мишка.
  • Сын, машинка.

Воспитатель дает 4-ый мешочек.

Составление членов семьи из палочек Кюизенера по схемам.

(Папа, мама, сын, дочка)

-Ребята, из каждого мешочка вы должны составит члена семьи.

-Кузя, вот какая замечательная семья. Оставайся здесь жить.

Итог. Рефлексия.

-Кто у нас был в гостях?

-Смогли мы помочь Кузе?

-Что для этого сделали? Как?

-А что нового узнали?

-Что надо делать, чтобы в семьях было счастье, дружба?

-Молодцы, ребята, вы помогли Кузе

узнать, какие бывают семьи, как ласково надо называть в семье членов. Узнали, как в прошлом на  Руси жили семьи, как называли маму и  папу.

-А я вам дарю из этой корзинки по сердечку и пусть оно несет тепло и радость в вашу семью, в ваш дом.

- А домовенок Кузя решил  остаться жить  у нас. Ведь мы с вами в садике, как одна дружная семья.

Дети  выдвигают свои версии, как помочь Кузе

Дети отгадывают ребус.

Ответы детей.

Дети передают клубочек и называют  ласково свое имя.

Ответы детей

Дети называют, кто может проживать в семье.

Дети по очереди подходят к столу и берут нужную карточку с цифрой и показывают ее:  2. 3, 4 или 5, 6 и т.д.

Дети соотносят предмет с картинкой. Отвечают полным предложением: «Маме нужна сумочка» и т.д.

дети шагают

Дети выполняют движения, повторяя за педагогом.

Дети хором повторяют новые слова: матушка, батюшка, многодетная семья.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Кто-то из детей ставит чайник, чашку, блюдечко, ложечку и др.

Дети передают эмоции.

Дети составляют предложения.

Педагог показывает сюжетную картинку (дети составляли ранее предложения).

Один ребенок составляет рассказ

по сюжетной картинке.

Дети подходят к столам и маленькими группами по 2 или по 3 человека  и составляют из своего мешочка члена семьи.

Ответы детей.

Педагог хвалит детей.

Дети получают по сердечку и благодарят воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в группе компенсирующей направленности в рамках проектно-тематической недели «Дикие животные»

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в группе компенсирующей направленности в рамках проектно-тематической нед...

Совместная непосредственно-образовательная деятельность детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет группы компенсирующей направленности. Тема: «В поисках Красной книги»

Целью НОД является знакомство с Красной книгой как с государственным документом, несущим цель сохранить, спасти весь животный и растительный мир....

Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет группы компенсирующей направленности. Тема: «Сарафан для Василисы и рубашка для Ивана»

Интегририрование познавательной и художественно-эстетической деятельности.  Познакомить детей с разнообразием русского костюма. Закреплять  умение   выделять одинаковые детали, раз...

Конспект НОД (опытно-экспериментальная деятельность) детей старшего дошкольного возраста 5- 6 лет группы компенсирующей направленности. Тема: «Фильтрование воды»

В процессе опытно-экспериментальной деятельности дети знакомятся    с процессом очистки воды разными способами....

Конспект интегрированной НОД с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет группы компенсирующей направленности. Тема: «Путешествие в город часов»

Расширение представления детей о часах, истории создания часов. Знакомство детей с историей часов. Закрепление  умения  устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способам...