Конспект интегрированной НОД с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет группы компенсирующей направленности. Тема: «Путешествие в город часов»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Расширение представления детей о часах, истории создания часов. Знакомство детей с историей часов. Закрепление умения устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления предметов. Развитие логического мышления через прием «тайна двойного» (ТРИЗ). Формирование у детей уважения к труду людей - изобретателя, созидателя, мастера. Активизация творческого воображения и активности через создание ситуации поиска.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированной НОД с использованием ТРИЗ
для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет
группы компенсирующей направленности
Воспитатель высшей квалификационной категории Метелкина Л.А.
Тема: «Путешествие в город часов»
Цель: Расширение представления детей о часах, истории создания часов.
Задачи: Познакомить детей с историей часов. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления предметов. Развивать логическое мышление через прием «тайна двойного» (ТРИЗ). Способствовать формированию у детей уважения к труду людей - изобретателя, созидателя, мастера. Активизировать творческое воображение и активность через создание ситуации поиска.
Материалы: Презентация «Город часов Тик-так», коллекция «Часы»; наполнение развивающей предметно-пространственной среды; ресурс Интернет.
Оборудование: Экран, видеопроектор, ноутбук.
ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитатель: Дети, внимательно осмотрите нашу группу и скажите, чего не стало.
(Дети осматривают комнату и озвучивают свои предположения)
Воспитатель: Куда же делись наши часы? Хотите узнать? По секрету вам скажу: наши часы решили отдохнуть и отправились в город часов «Тик-так». Как вы думаете, город этот такой же обычный, как и наш город Ачинск?
(Дети озвучивают свои предположения)
Воспитатель: Сможем мы с вами обойтись без часов? Почему?
(Дети озвучивают свои предположения)
Воспитатель: Если вы хотите вернуть наши часы на место, то предлагаю отправиться в путешествие в город часов. Для этого нужно произнести волшебные слова.
Раз, два, три –
Ты вокруг повернись
И в путешествие пустись.
Воспитатель: Пока мы едем на волшебном автомобиле, я расскажу вам историю. Давным-давно жили древние люди, у них не было никаких механизмов. Они просыпались, когда просыпалась природа: наступал рассвет, начинали петь птицы. Засыпали люди, когда наступал закат и затихали птицы. Именно по началу пения птиц определяли начало дня люди.
Поэтому ученые сейчас певчих птиц называю живыми часами.
Вот мы и приехали в город часов. (Слайд № 1) Первая улица этого необычного города названа в честь птиц «Живые часы».(Слайд № 2)
Но не всегда птицы подсказывали человеку время, опасность заставляла птиц улетать. Поэтому человек стал чаще обращать внимание на солнце и заметил, что тень, которая падала от дерева на землю не стоит на месте, а бежит вслед за солнцем. Солнце за день сделало круг по небу, и тень круг тоже пробежала. Наблюдал человек за этим чудом и вот что придумал: вбил в землю столбик, а вокруг столба начертил круг и поделил круг на 12 частей, каждая часть - 1 час. Как называют такие часы?
(Дети отвечают)
Воспитатель: Вот мы с вами остановились на улице «Солнечные часы» (Слайд № 3) Первые солнечные часы были не надежные. Почему?
(Дети озвучивают свои предположения)
Воспитатель: В память о первых солнечных часах в наше время тоже создаю их, но эти часы очень разные. (Слайд № 4)
(Дети рассматривают фотографии и обсуждают значение современных солнечных часов)
Воспитатель: У следующей улицы длинное название «Огненные и водные часы». (Слайд № 5)
Послушайте еще одну историю. Сципион Назик, очень умный житель древнего города Рима, наблюдал за тем, как вода сочилась из кувшина. Капли падали кап…, кап..., кап..., кап. Придя домой, он в донышке сосуда просверлил маленькую дырочку, налил в сосуд воды, и стал следить, как капля за каплей вытекала вода из сосуда. Так прошел час, уровень воды опустился и он сделал на сосуде черточку, через час сделал еще одну и продолжал делать черточки до тех пор, пока отметок не стало 12, каждая из которых равнялась одному часу. Вот так в Древнем Риме изобрели водяные часы.
Огненные часы были очень распространены в древности. Свечу с метками поджигали, и она горела день и ночь, и показывала время.
Дети, как вы думаете, удобные эти часы или нет?
(Дети озвучивают свои предположения)
Водяными часами сейчас никто не пользуется
Воспитатель: (Слайд № 6) Посмотрите на обитателей следующей улицы. Как вы думаете, из чего сделаны эти часы? Как называется улица?
(Дети рассматривают фотографии и озвучивают свои предположения)
Воспитатель: Как вы думаете, эти часы были удобными?
Чем неудобны песочные часы? Песочные часы считаются самыми точными. Их можно увидеть в больнице, в лабораториях у химиков, биологов. Обычно песочные часы небольшого размера. Самые большие в мире часы были поставлены на Красной площади в 2008 году. Внутри «песочных часов» находились 180 тыс. серебристых шариков и настоящий автомобиль BMW 7. Монтажные работы по сооружению часов велись девять дней. Оба стекла часов были настолько велики, что в них смог разместиться BMW почти 5-метровой длины, их высота составила 11,9 м, а вес — 40 т.(Слайд № 7)
Физкультминутка.
Тики-так,тики-так, -
Вот так ходики стучат.
(Дети наклоняют голову вправо-влево в такт словам).
Туки-так, туки-так, -
Так колесики стучат.
(Поочередно правой и левой рукой описывают перед собой круг).
Токи-ток, токи-ток, -
Так-стучит молоток.
(Изображают кулачками молоточки).
Туки-ток, туки-ток, -
Так стучит каблучок.
(Стучат каблучками).
Воспитатель: Время бежало, появлялись новые приборы для измерения времени. Изобретатель - еще один умный человек придумал часы со стрелками и циферблатом. Правда часы были очень большие, вал - барабан был деревянный и размером с целое бревно, а вместо цепочки на барабан наматывали очень толстый канат с тяжеленными гирями. Часы были настолько громоздкими, что дома они не помещались, их устанавливали на высоких башнях. (Слайд № 8) Потом появились в домах часы "ходики", их вешали на стену, под часами был маятник. Механизм таких часов состоял из множества шестеренок и пружинок. Такие часы называли механическими .(Слайд № 9)
Дети, что можно сказать про все эти часы?
(Дети рассматривают фотографии и озвучивают свои предположения)
Воспитатель: В каждой стране есть главный город – столица. Столица нашей родины -….(дети называют). В Москве находятся главные часы нашей страны. (Слайд № 10) Их называют Кремлевские куранты.
Дети, как вы что хорошего в механических часах? А что плохого в них?
(Дети озвучивают свои предположения)
Воспитатель: Вот мы пришли к последней улице города часов. Она называется «Часовые мастера». Как вы думаете, чем занимаются часовые мастера? (Ответы детей)(Слайд №1)
(Дети осматривают комнату и озвучивают свои предположения)
Воспитатель: Дети, мы прошли по всем улицам города часов. Вы увидели где-нибудь наши часы? Я предлагаю вернуться в группы и проверить там.
Раз, два, три –
Ты вокруг повернись
И в группу вернись.
Воспитатель: Теперь мы с вами вернулись в группу. Наша с вами задача найти часы.
(Дети находят коллекцию часов)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какие здесь часы. Как можно разделить их на две компании.
(Дети классифицируют часы по месту использования, озвучивают свои предположения)
Воспитатель: Часы называются по-разному, но чем они похожи?
Воспитатель: Ребята, вы когда-нибудь заглядывали вовнутрь часов, видели, что там находится? Сейчас мы с вами станем исследователями.
Исследовательская деятельность – разбор настольных часов. Рассматривание деталей часов: корпус механизм, циферблат, стрелки.
(В процессе разборки и рассматривания деталей часов дети определяют их форму, размер, цвет, назначение)
Воспитатель: Дети, вы теперь знаете, как устроены часы? А сами сможете сделать часы?
Изобретательская деятельность – изготовление циферблата часов из предметов развивающей предметно-пространственной среды.
(По завершению изготовления часов дети рассматривают поделки другу друга. В группе организовывается выставка часов.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Город часов Тик-Так
Улица « Ж ивые часы»
Улица «Солнечные часы»
Улица «Огненные и водные часы»
Улица «Песочные часы»
Улица «Механические часы»
Улица «Часовые мастера»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД «Исследователи природы» для детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет группы компенсирующей направленности (логопедической)
Представленный материал может быть использован в работе с детьми 5 - лет логопедичесокй группы старшего дошкольного возраста. Нод построено на интеграции нескольких образовательных областей: поз...
«План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в группе компенсирующей направленности в рамках проектно-тематической недели «Дикие животные»
«План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в группе компенсирующей направленности в рамках проектно-тематической нед...
Совместная непосредственно-образовательная деятельность детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет группы компенсирующей направленности. Тема: «В поисках Красной книги»
Целью НОД является знакомство с Красной книгой как с государственным документом, несущим цель сохранить, спасти весь животный и растительный мир....
Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет группы компенсирующей направленности. Тема: «Сарафан для Василисы и рубашка для Ивана»
Интегририрование познавательной и художественно-эстетической деятельности. Познакомить детей с разнообразием русского костюма. Закреплять умение выделять одинаковые детали, раз...
Конспект НОД (опытно-экспериментальная деятельность) детей старшего дошкольного возраста 5- 6 лет группы компенсирующей направленности. Тема: «Фильтрование воды»
В процессе опытно-экспериментальной деятельности дети знакомятся с процессом очистки воды разными способами....
Конспект Занятие по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста с ОНР в группе компенсирующей направленности. «Перелётные птицы» (возраст 6 – 7 лет)
Конспект занятия по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста с ОНР в группе компенсирующей направленности. «Перелётные птицы» ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет (группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи) Тема «Насекомые»
Обобщение полученных знаний о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях на материале лексической темы "Насекомые"....