Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет группы компенсирующей направленности. Тема: «Сарафан для Василисы и рубашка для Ивана»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Метелкина Любовь Александровна

Интегририрование познавательной и художественно-эстетической деятельности.  Познакомить детей с разнообразием русского костюма. Закреплять  умение   выделять одинаковые детали, различать украшения костюма.   Способствовать формированию у детей   уважения к труду людей -  ткачей, вышивальщиц.  Развивать   воображение и   через   ситуацию  творческой активности. Закреплять навыки создания узора из отдельных элементов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместная непосредственно-образовательная деятельность

детей старшего дошкольного возраста6-7 лет

группы компенсирующей направленности

Воспитатель высшей квалификационной категории Метелкина Л.А.

Тема: «Сарафан для Василисы и рубашка для Ивана»

Цель: Расширение представления детей о  народных русских костюмах.

Задачи:  Познакомить детей с разнообразием русского костюма. Закреплять  умение   выделять одинаковые детали, различать украшения костюма.   Способствовать формированию у детей   уважения к труду людей -  ткачей, вышивальщиц.  Развивать   воображение и   через   ситуацию  творческой активности. Закреплять навыки создания узора из отдельных элементов.

Интеграция:  познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность, музыка), речевое развитие.

Материалы: Презентация «Русский народный наряд»;  кукла в стилизованном русском костюме;  ресурс Интернет.

Оборудование: Экран, видеопроектор, ноутбук, магнитофон, диски с записями русской народной музыки;  силуэты сарафанов и рубах,   альбомы, простые и цветные карандаши; образцы элементов русских узоров.

Ход   НОД

П.Р. Познание окружающего мира

Воспитатель: Дети, внимательно осмотрите нашу группу и скажите, что новое появилось в ней. (Силуэты одежды) Ребята, как вы думаете для кого это?

(Дети осматривают комнату и озвучивают свои предположения)

Воспитатель: Прежде чем создать одежду для наших кукол,   мы с вами отправимся в музей русского народного костюма. Как вы думаете, что в музей  мы увидим?

(Дети озвучивают свои предположения)

Воспитатель: Скажем волшебные слова:

Раз, два, три –

Ты вокруг повернись

И в музее окажись.

Воспитатель: (Слайд № 1) В старину крестьяне (люди, которые выращивали хлеб, овощи, ухаживали за животными) жили в деревянных домах и одевались просто.  (Слайд № 2) У женщин была нижняя рубаха – это одежда из простой белой ткани. Ее  шили  длинной до пят, рукава были длинными, ворот собирался в складочки. Нижняя рубашка бала просторной, чтобы в ней удобно было двигаться во время работы. Рубаху было принято украшать узорами по рукавам, по низу рукавов, оплечью и низу изделия. На нижнюю рубаху  одевался  сарафан – платье без рукавов, на лямочках. Поверх сарафана женщина могла надеть фартук, чтобы не испачкать одежду во время работы.

(Дети рассматривают экспонаты музея)

         

Воспитатель:  (Слайд № 3) Мужской костюм  - это просторная рубаха из простой ткани с длинными рукавами. Воротник   прямой, застежка косая (у плеча), поэтому такую рубашку называют косоворотка. Рубаха  носилась на выпуск, подвязывалась пояском. Крестьяне носили порты (штаны), они были свободные, длинные. На поясе штаны завязывались на веревочку, внизу – заправлялись в  портянки или носки.

Воспитатель: В нашей экскурсии  наступило  время для разминки.

Физкультминутка.

Из-за леса, из-за гор

(Дети показывают растопыренные пальцы,

показывают горы, как крышу дома.)

Едет дедушка Егор

Сам на лошадке, 

(Дети эмитируют езду на лошади)

Жена на коровке,
Дети на телятках,

(Дети показывают указательными

 пальцами рога коровы)

Внуки на козлятках.

(Дети выполняют легкие поскоки)
Съехали с гор,

(Дети выполняют наклон вперед-

скатывание руками от живота к полу.)

Развели костер, 

(Дети раздувают костер)

Кушают кашку, слушают сказку.
(Дети разводят руки в стороны.)

Воспитатель:  Дети, одежда, которую вы увидели яркая, нарядная?

(Дети отвечают)

Воспитатель: Действительно. Эта одежда   ненарядная потому, что люди ходили в ней каждый день. Яркую нарядную одежду одевали по праздникам. (Слайд № 4)

(Дети рассматривают экспонаты и  находят отличия между повседневной и праздничной одеждой)

Воспитатель:  Есть еще одна причина, по которой повседневная одежда отличается от праздничной одежды. В старину  каждая женщина в семье сама пряла нити, ткала полотно для одежды, шила одежду для всех членов семьи. В старину не было швейных машин, а шили простой иголкой и ниткой, потому это был долгий труд. (Слайд № 5) Праздничную одежду   украшали вышивкой. Долгими зимними вечерами  каждая мастерица старалась сделать такую вышивку, чтобы она чем-то отличалась от вышивки других мастериц. (Слайд № 6)

Воспитатель:  (Слайд № 7)

Воспитатель:  Наша экскурсия по музею закончена, пора возвращаться в группу. Скажите волшебные слова:

Раз, два, три –

Ты вокруг повернись

И в группу вернись.

Х.Э.Р. Изобразительная деятельность. Рисование.

          Воспитатель:   Мы с вами вернулись в группу. Вы рассмотрели старинные русские костюмы, увидели старинные вышивки. В наше время тоже шьют народные костюмы, чтобы они получились  красивыми, работают очень хорошие мастера. Как вы думаете, кто участвует в создании костюма?

(Дети называют профессии.)

          Воспитатель:  Прежде чем закройщик, портной и вышивальщица начнут работу, костюм рисует на бумаге художник. Он подбирает цвет краски, орнамент вышивки. Вы были когда-нибудь художниками по костюму? Сегодня в нашей группе открывается мастерская  художников по костюмам. Ребята, подумайте, какой костюм вы хотите нарисовать: женский или мужской. Выберите нужные силуэты. В помощь вам есть образцы вышивок, которыми можно украсить костюм.

(Дети определяются с выбором.)

          Воспитатель: Ребята, чтобы ваши пальчики крепко держали карандаш и красиво рисовали, давайте сделаем для них гимнастику.

Пальчиковая гимнастика с карандашом.

           Воспитатель: Теперь вы готовы к творчеству.

(Дети  рисуют.)

Воспитатель:  Ребята, свои готовые работы вы можете представить на выставке «Русский костюм».

(Оформление выставки под русскую народную музыку.)

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Русский народный костюм » Метелкина Л.А. Воспитатель МБДОУ «Д/С № 47»

Слайд 2

Одежда женская

Слайд 7

Одежда мужская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Исследователи природы» для детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет группы компенсирующей направленности (логопедической)

Представленный материал может быть использован в работе с детьми 5 - лет  логопедичесокй группы старшего дошкольного возраста. Нод построено на интеграции нескольких образовательных областей: поз...

Совместная непосредственно-образовательная деятельность детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет группы компенсирующей направленности. Тема: «В поисках Красной книги»

Целью НОД является знакомство с Красной книгой как с государственным документом, несущим цель сохранить, спасти весь животный и растительный мир....

Конспект НОД (опытно-экспериментальная деятельность) детей старшего дошкольного возраста 5- 6 лет группы компенсирующей направленности. Тема: «Фильтрование воды»

В процессе опытно-экспериментальной деятельности дети знакомятся    с процессом очистки воды разными способами....

Конспект интегрированной НОД с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет группы компенсирующей направленности. Тема: «Путешествие в город часов»

Расширение представления детей о часах, истории создания часов. Знакомство детей с историей часов. Закрепление  умения  устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способам...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения группы компенсирующей направленности «Чтобы ручки нам согреть, надо варежки одеть»

Расширить знания детей о зимней одежде, которая защищает человека от холода - варежки. Закрепить предлоги в речи (на, под, за, в, между)....

Конспект Занятие по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста с ОНР в группе компенсирующей направленности. «Перелётные птицы» (возраст 6 – 7 лет)

Конспект занятия по физической культуре  для детей старшего дошкольного возраста с ОНР в группе компенсирующей направленности. «Перелётные птицы»        ...