Совместная непосредственно-образовательная деятельность детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет группы компенсирующей направленности. Тема: «В поисках Красной книги»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Метелкина Любовь Александровна

Целью НОД является знакомство с Красной книгой как с государственным документом, несущим цель сохранить, спасти весь животный и растительный мир.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместная непосредственно-образовательная деятельность

детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет

группы компенсирующей направленности

Воспитатель высшей квалификационной категории Метелкина Л.А.

Тема: «Спасение Красной книги»

Цель: Знакомство с Красной книгой как с государственным документом, несущим цель сохранить, спасти весь животный и растительный мир.

Коррекционно – образовательные задачи:

•        обобщить и закрепить знания детей о животных крайнего севера;

•        активизировать словарный запас;

•        упражнять в изменении слов при помощи суффиксов;

•        упражнять в согласовании прилагательных с существительными;

Коррекционно – развивающие задачи:

•        развивать умение устанавливать причинно- следственные связи;

•        развивать умение обосновывать свой выбор;

•        развивать фонематическое восприятие;

•        развивать образность речи;

•        развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание;

•        развивать эстетическое восприятие красоты животных.

Воспитательные задачи:

•        воспитывать бережное отношение к природе и гуманное отношение к животным;

•        способствовать формированию самостоятельности через выбор партнера  по выполнению задания;

•        воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.

Планируемый результат:     закрепление      представлений      детей  о необходимости охраны животных.  

Интеграция: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.  

Материалы: карта Красноярского края; набор  картинок видов транспорта; картинки: «белка», «дятел», «ручей»; набор разрезных картинок «водоплавающие птицы»; набор карточек «Правила поведения   в природе»; электронный вариант Красной книги Красноярского края; аудиозаписи: «Шум леса», «Шум реки».

Ход НОД

Воспитатель: Дети, как называется  край, в котором мы живем?

(Ответы детей)

Воспитатель: Я предлагаю вам совершить путешествие по нашему замечательному краю. Поможет нам в этом карта Красноярского края. Посмотрите внимательно на неё и найдите наш город Ачинск. (Город выделен флажком.) Наш край раскинулся очень широко и далеко. Мы с вами живем на юге края, а кто живет на севере нашего края?

(Ответы детей)

Воспитатель:  Сегодня к нам  в детский сад пришло письмо от Тундровечка. (Читает письмо о том, что Баба Яга украла Красную книгу.)

Воспитатель: Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше.

Задумались люди: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

   На планете мы останемся одни.

И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета?

(Ответы детей)

Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе!  Настало время и люди стали заботиться о природе. Это хорошее дело, но почему-то Баба Яга украла эту книгу. Если ее не найти, то могу произойти очень  плохие события.

(Дети    предлагают найти книгу)

Воспитатель: Прежде чем отправляться в путь-дорогу, давайте определим,  на чем мы будем путешествовать.

 (Рассматривая карточки с видами транспорта, дети определяют самый удобный для этого путешествия транспорт)

Воспитатель:  Название корабля, на котором мы с вами поплывем, вы узнаете, если  назовете    главную реку нашего края.

 (Ответы детей)

Воспитатель: А как же нам найти дорогу к ее избушке?

 (Ответы детей)

Воспитатель:   Наши помощники звери лесные. А вот и первый помощник, отгадайте кто же это?

В красной шапке птица ходит.

И в коре жуков находит.

Это давний мой приятель.

А зовётся птичка... (дятел).

Воспитатель:  Какую пользу приносит дятел лесу?

 (Ответы детей)

Воспитатель:  Есть в лесу у дятла подружка.

С ветки прыгает на ветку,

По земле гуляет редко.

Домик сделала в дупле,

Чтоб зимою жить в тепле. (Белка)

Белочка укажет нам дорогу, если вы    расскажите,  без чего не может жить белочка в лесу и почему.

(Дети   высказывают свои предположения и делают вывод о том, как нужно вести себя  в лесу)

Воспитатель:  Белочка теперь знает, что вы в лесу будете осторожны и внимательны. Поэтому она дает нам подсказку.

Я раннею весной

Родился под сосной

И к Маме-Речке я бегу,

Тропинку вытаяв в снегу. (Ручей)

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, о чем нас предупреждает белочка?

(Дети   высказывают свои предположения и делают вывод о том, что ручейки собираются в маленькую речку, речки собираются в реку, реки собираются в большую реку. Сохраняя ручейки, мы сохраняем реки, рыбу, птиц)

Воспитатель: Ну что, ребята, мы вернулись к нашей реке. Корабль «Енисей» ждет нас. Проходите все на корабль. Все готовы к путешествию? Тогда отправляемся. Утка, пролетая над кораблем, бросила нам еще одно письмо от Тундровечка. (Читает письмо о том, что дорогу к дому Бабы Яги могут показать те, чью картинку вы сможете собрать)

(Дети по договоренности делятся на команды и собирают разрезные картинки)

Воспитатель: Картинку какой птицы получилось  собрать? (Гусь белый)

Воспитатель:   Остановка.

(Звучит музыка «Шум леса»)

Воспитатель: Дети, посмотрите, мы в лесу. В лес густой придется нам идти по узенькой тропинке.

(Дети преодолевают препятствия)

Воспитатель: Дети, посмотрите, а вот и избушка бабы-Яги.

Дети: Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом!

(Звучит музыка. Выбегает Баба Яга, осматривает всех детей)

Баба Яга:

Что за мода у людей

Стали хуже дикарей,

Будут мимо проходить-

Так начнут избу крутить.

Убирайтесь по добру,

Сейчас уши надеру!

Воспитатель: Простите, уважаемая Баба Яга.   Мы из детского сада «Жемчужинка».

Баба Яга: Знаю, знаю я таких! Были здесь в прошлую пятницу. Насорили, натоптали и ушли. Безобразие, да и только.

Воспитатель: Баба-Яга, что ты сердишься, ругаешь нас зря. Наши дети тоже любят, берегут природу. И очень много о ней знают.

Баба Яга: Сейчас, проверю! У меня для вас есть одна игра.

(Достает лист из кармана).

Игра «Экологический светофор».

При ответе будем использовать красные, желтые и зеленые кружки.

Красный свет означает, что ваши действия приносят вред окружающей среде и жизни людей.

Желтый свет говорит о том, что надо постараться не нанести природе вреда своими действиями.

Зеленый свет указывает на то, что вы настоящие друзья и защитники природы.

1. Мы идем в поход. Перед тем, как идти домой, мы собрали весь мусор около воды и унесли с собой. (Зеленый)

2. Туристы оставили в лесу тлеющий костер. (Красный)

3. Мы не стали рвать в лесу ландыши. (Зеленый)

4. Дети собирают в лесу цветы. (Желтый)

5. Многие выгуливают собак на игровых площадках, газонах. (Красный)

6. Можно ли сломать просто так ветку с какого-то дерева или кустарника? (Красный)

8. Можно ли уничтожать лягушек, змей и других животных? (Красный)

Баба Яга:  Да, наверное, в прошлую пятницу не ваши дети были! Зачем же вы ко мне пожаловали?

Воспитатель: Баба-Яга, верни, пожалуйста, Красную книгу Тундровечку, уж очень он расстроен.

Баба Яга: Вы многое знаете, на все мои вопросы ответили. Придется вернуть. А вы её когда-нибудь видели?

 (Ответы детей)

Баба Яга: Книга эта очень большая, толстая, тяжелая. Я теперь тоже умная и современная. У меня в избушке даже интернет есть, поэтому я вам дам флешку, а на ней есть Красная книга. До свидания, ребята! (уходит).

Воспитатель: Ну, нам пора возвращаться обратно в детский сад.

Звучит музыка «Шум реки».Дети на корабле.

Ли-ли-ли: на реке корабли.

Ля-ля-ля: мачта корабля.

Ле-ле-ле: гнезда на скале.

Лю-лю-лю: детский садик я люблю.

Воспитатель: Дети, вот мы и вернулись в наш любимый детский сад с Красной книгой! А как же нам теперь передать её Тундровечку?

(Дети   высказывают свои предложения)

Воспитатель: Дети, а вы хотите посмотреть Красную книгу Красноярского края?

Знакомство с Красной книгой Красноярского края

В этой книге страницы не белые, а цветные. Первые страницы красные. На них указаны растения и животные, которых осталось очень мало и их надо немедленно спасать.

Следующие страницы желтые. Желтый цвет страниц напоминает, что этих растений и животных становится все меньше и меньше, и их тоже надо спасать.

Потом идут белые страницы, на них написаны правила поведения в природе. Если их не соблюдать, то растения и животные попадут в беду.

Дальше идут зеленые страницы. Здесь записаны растения и животные, которых в природе много. Когда мы выходим в природу, то мы говорим: «Мы вас не обидим».

(Просмотр страниц Красной книги с животными крайнего севера)

Воспитатель: А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным? (Ответы детей). Давайте мы сами никогда не будем сами их обижать и не дадим их другим в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных растениях и цветах.

Ребята, если хотите, мы с вами сделаем свою Красную Книгу, которая будет находиться у нас в детском саду. Каждый раз, узнав о редких растениях или животных, мы будем пополнять ее картинкам и подписями. Тогда каждый, и мы, и взрослые, запомним их и не дадим в обиду.

И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений. Послушайте, какие красивые стихи написал об этом поэт Л. Дайнеко.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Исследователи природы» для детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет группы компенсирующей направленности (логопедической)

Представленный материал может быть использован в работе с детьми 5 - лет  логопедичесокй группы старшего дошкольного возраста. Нод построено на интеграции нескольких образовательных областей: поз...

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в группе компенсирующей направленности в рамках проектно-тематической недели «Дикие животные»

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в группе компенсирующей направленности в рамках проектно-тематической нед...

Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет группы компенсирующей направленности. Тема: «Сарафан для Василисы и рубашка для Ивана»

Интегририрование познавательной и художественно-эстетической деятельности.  Познакомить детей с разнообразием русского костюма. Закреплять  умение   выделять одинаковые детали, раз...

Конспект НОД (опытно-экспериментальная деятельность) детей старшего дошкольного возраста 5- 6 лет группы компенсирующей направленности. Тема: «Фильтрование воды»

В процессе опытно-экспериментальной деятельности дети знакомятся    с процессом очистки воды разными способами....

Конспект интегрированной НОД с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет группы компенсирующей направленности. Тема: «Путешествие в город часов»

Расширение представления детей о часах, истории создания часов. Знакомство детей с историей часов. Закрепление  умения  устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способам...

Конспект Занятие по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста с ОНР в группе компенсирующей направленности. «Перелётные птицы» (возраст 6 – 7 лет)

Конспект занятия по физической культуре  для детей старшего дошкольного возраста с ОНР в группе компенсирующей направленности. «Перелётные птицы»        ...