Конспект НОД по развитию речи "В гостях у Старичка - Лесовичка"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "В гостях у Старичка - Лесовичка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_starichka_-_lesovichka.docx | 711.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
«В гостях у Старичка - Лесовичка».
Цель: совершенствовать речь как средство общения.
Задачи приоритетной образовательной области:
«Речевое развитие»
- развивать связную речь, умение отвечать на вопросы;
- обогащать активный словарь детей;
- пополнять литературный багаж стихотворениями, загадками;
- развивать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения;
- упражнять в согласовании существительных с числительными;
- развивать умение сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки;
- совершенствовать умение подбирать слова антонимы;
- упражнять в произношении слов со звуком э.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
«Познавательное развитие»
- развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию;
- совершенствовать навыки количественного счета в пределах 10;
- расширять знания о внешних признаках лесных обитателей;
- развивать внимание, память, логическое мышление, пространственное воображение.
«Художественно – эстетическое развитие»
- развивать умение видеть красоту природы в лесу.
«Физическое развитие»
- способствовать увеличению двигательной активности, направленной на развитие координации движений, развитие мелкой моторики;
- развивать у детей интерес к играм-эстафетам и физическим упражнениям с использованием разных предметов.
«Социально-коммуникативное развитие»
- совершенствовать игровые навыки детей;
- закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу;
- способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;
- развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание.
Оборудование:
Для детей:картинки с грибами, корзинки.
Для воспитателя: ноутбук, экран, проектор, авторская мультимедийная презентация, письмо.
Конспект НОД:
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Этап 1. Вводная часть (3 минуты) | |
Цель этапа: активизировать внимание детей, вызвать у них интерес и настроить на дальнейшую деятельность. | Цель этапа: организоваться и переключиться на новую деятельность. |
1.1.Приветствие. | |
Цель: создать положительный настрой у детей. | Цель: установление зрительного, тактильного контактов, участие в игре. |
Воспитатель приглашает детей встать в круг. Читает стихотворение: Солнце на небе проснулось, Нам, ребята, улыбнулось. Глазки тихо закрываем, Руки к небу поднимаем. Лучик солнышка возьмём И к сердечку поднесём. | Дети встают в круг, выполняют упражнения в соответствии с текстом. (1 раз). |
1.2.Мотивация. | |
Цель: заинтересовать детей;создать игровую мотивацию. | Цель: включиться в игровую ситуацию;осознать и принять поставленную задачу. |
- Ребята, сегодня утром синичка принесла письмо от Старичка-Лесовичка. Хотите узнать, что он пишет? Воспитатель читает письмо: - «Знаю лес и лес люблю В гости вас к себе зову. Пусть на солнечной опушке Раздается звонкий смех, Игры, конкурсы, забавы Приглашаю к себе всех!» | - Да. |
- Ребята, Старичок-Лесовичок снова приглашает нас к себе в гости. Да еще какие-то игры и конкурсы приготовил для вас. Хотите поиграть с Лесовичком? | - Да. |
1.3.Целеполагание. | |
Цель: формировать представление о предстоящей деятельности. | Цель: отправиться в гости к Лесовичку. |
- А, что нам для этого нужно сделать? | - Отправиться в гости к Лесовичку. |
- На чем мы можем поехать в лес? | - На автобусе, на поезде и т.д. |
- Правильно! Но так как лес от нас находится недалеко, то мы с вами отправимся пешком. | |
- Итак, встаем друг за другом и идем за мной. В лес осенний мы шагаем, Ноги выше поднимаем. Топают ножки По прямой дорожке. По узенькой дорожке, Пойдут тихонько ножки. Друг за дружкой побежали. В лес осенний прибежали. Вот мы с вами и в лесу! | Дети встают друг за другом, выполняют упражнения в соответствии с текстом. |
Этап 2. Основная часть (25 минут) | |
2.1.Дидактическая игра «Закончи предложение» | |
Цель: развивать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения. | Цель: подобрать нужное слово для окончания предложения. |
Экран открывается. Слайд №1 – «Старичок – Лесовичок». | |
- Ребята, а вот и Лесовичок нас встречает. Давайте поздороваемся с ним. | - Здравствуй, Лесовичок. |
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я вас пригласил в гости, чтобы поиграть в не простые игры, а в такие, которые помогут нам научиться правильно говорить. | |
- Ребята, вы хотите правильно научиться говорить? Тогда будем играть с Лесовичком. | - Да. |
- Старичок – Лесовичок предлагает нам присесть на поляну, и поиграть с ним в игру «Закончи предложение». За каждый правильный ответ рядом с Лесовичком будет появляться шишка. Отвечать будем по очереди. Начнем с Саши. | |
Как-то раннею порой вдруг полился дождь… И из дома в тот же миг в лес отправился … Чтобы принести улов, взял корзину для… Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… И обрадовался вмиг наш удачливый… Как ему не веселиться, если здесь в земле… Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы, Собирать в свою корзину все съедобные… А когда собрал их много, то отправился домой, И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков, А тому, кто долго ищет, попадётся и… | - Грибной. - Грибник. - Грибов. - Грибную. - Грибочек. - Грибник. - Грибница! - Грибы. - Грибной. - Грибище! |
- Итак, если вы все правильно ответили, тогда на экране должно быть десять шишек. Проверяем. | Дети считают шишки. |
2.2. Физкультэстафета | |
Цель: профилактика утомляемости детей. | Цель: собрать грибы. |
Слайд №2 – «Сбор грибов». | |
- Следующая игра, в которую предлагает поиграть Лесовичок, это «Сбор грибов». Смотрите внимательно, Лесовичок показывает, как это нужно сделать. | Смотрят на экран. |
Экран закрывается. | |
- Итак, что показывал Лесовичок. | - Он показал, что в одну корзину нужно собрать мухоморы, а в другую лисички. |
- Что нам для этого нужно сделать? Как мы будем собирать? | Предположения детей. |
- Правильно, нужно разбиться на две команды и собрать грибы. Для этого из моей корзинки, покрытой платком, вы достанете по одной картинке. Те ребята, которым достались картинки с мухоморами, будут собирать мухоморы, а кому достались лисички, будут собирать лисички. Приложение №1 – картинки с грибами. | Дети делятся на две команды. |
- А вот и поляна с грибами, которые вы должны собрать. | Дети собирают грибы. |
- Все грибы собраны. Давайте мы их посчитаем. | |
2.3. Дидактическая игра «Посчитай» | |
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными. | Цель: посчитать грибы. |
- Считать будем таким образом. Например, одна сыроежка, две сыроежки …пять сыроежек. | Дети считают грибы. (Хоровые и индивидуальные ответы). |
Воспитатель следит за правильным произношением слов, при необходимости исправляет и просит повторить еще раз. | |
- Эти грибы Лесовичок высушит для лесных жителей на зиму. | |
2.4. Игра «Сравни разных зверей» | |
Цель: развивать умение сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки. Совершенствовать умение подбирать слова антонимы. | Цель: найти сходство и отличия между зверями. |
Экран открывается. Слайд №3 – «Лесовичок и лесные звери». | |
- Ребята, посмотрите кто рядом с Лесовичком? | - Медведь и мышка. |
- Как вы думаете, в какую игру хочет поиграть с вами Лесовичок. | Предположения детей. |
- Лесовичок предлагает поиграть в игру «Сравни разных зверей». Поиграем? | - Да. |
- Мишка большой, а мышка… | - Маленькая. |
- Еще, какой Мишка? | - Толстый, косолапый, лохматый и т.д. |
- А мышка, какая? | - Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая и т.д. |
- Что любит Мишка? | - Мед, малину. |
- А мышка любит… | - Сыр, сухарики, зерно. |
- Лапы у Мишки толстые, а у мышки… | - Тоненькие. |
- Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка… | - Тоненьким. |
- А у кого хвост длиннее? У мышки хвост…, а у Мишки… | - Длинный. Короткий. |
- Молодцы, ребята. А вот кого мы будем сравнивать дальше, вы узнаете из загадок. Какой зверек опасный Ходит в шубе красной, Снег разгребает, Мышек хватает За собой все следы заметает? Что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной И стоит среди травы – Уши больше головы? | - Лиса. - Заяц. |
Слайд №4 – «Лиса и заяц». На экране появляются лиса и заяц. | |
- Сравните теперь лису и зайца. Что у них общего и чем они различаются. А поможет вам схема. | (Лиса и заяц – дикие животные, живут в лесу, заяц питается травкой, любит морковку и капусту, а лисе подавай курочку; у зайца уши длинные, у лисы короткие, хвостик у зайчика маленький, у лисы длинный и пушистый, и по цвету они различаются). |
Аналогично можно сравнить волка и медведя. | |
Экран закрывается. | |
2.5. Игра «Эхо» | |
Цель: упражнять в произношении слов со звуком э. | Цель: повторять слова с противоположной интонацией. |
- Ребята, а вы знаете, что в лесу помимо лесных зверей живёт Эхо. Его никто никогда не видит, но слышат все. Если мы споём «Ау», эхо его повторит. Эхо очень точно повторяет все, что мы говорим. Эхо будто передразнивают людей, которые что-то кричат. - Давайте поиграем в игру «Эхо». Если я крикну громко, вы повторяйте за мной слово тихо, если я скажу тихо, вы повторяйте громко. | |
- Э-э-э-й! - Э-э-э-хо! - Э-э-э-ля! - Эмма! - Эдик! | (Хоровые и индивидуальные ответы). |
Экран открывается. Слайд №5 – «Лесовичок». | |
- Спасибо тебе Лесовичок за гостеприимство, за игры на твоей поляне. Но нам пора возвращаться в детский сад. Ребята, давайте попрощаемся с Лесовичком. | - До свидания, Лесовичок. |
Экран закрывается. | |
- Итак, встаем друг за другом и идем за мной. | Дети строятся за воспитателем. |
- Дружно, весело шагаем, Ноги выше поднимаем. Через кустики и кочки, Через ветки и пенечки. Поднимаем ноги выше. Мы к детсаду с вами вышли. | Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом. |
Этап 3. Заключительная часть (2 минуты) | |
3.1.Подведение итогов. | |
Цель: уточнение уровня достижения детьми целей и задач, получение обратной связи, активизация словаря. | Цель: получить положительную оценку своей деятельности. |
- Ребята, где вы сегодня были? | - В лесу. В гостях у Лесовичка. |
- Что вы там делали? | - Играли. |
- В какие игры вы играли? | Называют игры, в которые играли. |
- А чему эти игры нас учат? | - Правильно говорить. |
3.2.Рефлексия. | |
Цель: выявить отношение детей к путешествию; определить эмоциональное состояние детей к концу деятельности. | Цель: выразить свое отношение к путешествию. |
- Ребята, перед вами картинки с мухоморами и лисичками. Я сейчас буду называть игры, в которые вы играли, а вы кому эти игры понравилась, и вам в них было легко играть, кладете лисички в красную корзину. Те ребята, для кого игры были сложными, кладут мухоморы в синюю корзину. Итак, на каждую игру вы кладете по одному грибу. | Дети на каждую игру кладут определенную картинку. |
Информационные ресурсы:
- Примерная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.
- Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 2-е изд., дополн. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
- Яндекс. Картинки: [Электронный ресурс]: http://images.yandex.ru/, находятся в свободном доступе.
Приложение №1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи "Берестяная корзинка Старичка-лесовичка"
конспект интегрированного занятия в средней группе...
Конспект НОД по развитию речи "Гости к нам пришли"
Цель: развивать возможности голосового аппарата; ввести прием звукоподражаний, имитирующих голоса знакомых животных;Развивать воображение, создавая образ этих животных, имитируя их движения и повадки...
Конспект ОД по социально- коммуникативному развитию "В гости к Старичку- Лесовичку"
Образовательная деятельность способствует актуализации и обобщению знаний детей о сезонных изменениях в природе, правил поведения в лесу; совершенствованию общей ...
Конспект по ООД по познавательному развитию «В гости к Старичку-Лесовичку»
Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
Конспект сюжетного физкультурного занятия "В гости к старичку Лесовичку" в подготовительной логопедической группе
Сюжетное занятие по физической культуре по методу круговой тренировки...
план - конспект занятия по физическому развитию В гости к старичку -лесовичку
план - конспект по физическому развитию...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «В гости к Старичку- Лесовичку»
Конспект непосредственно образовательной деятельности «В гости к Старичку- Лесовичку»(Закрепление знаний о диких животных)...