Сценарий открытого занятия в старшей логопедической группе по теме "Подарки осени"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Гвоздева Екатерина Владимировна

Занятие поможет в увлекательной форме обобщить знания детей по темам Фрукты. Овощи, Лесные ягоды. Грибы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_otkrytogo_zanyatiya_1.docx36.55 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий открытого занятия по теме « Подарки осени»

в старшей логопедической группе

Цель: Активизация, расширение, уточнение словаря по лексической теме «Дары осени: овощи, фрукты, лесные ягоды, грибы».

Задачи:

 Коррекционно-образовательные:

- расширять, активизировать и уточнять словарь по теме «Овощи. Фрукты. Лесные ягоды.Грибы».

- формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- формировать умение образовывать прилагательные от  существительных.

- формировать умение использовать в речи предлоги.

Коррекционно-развивающие: 

- развивать зрительное внимание и восприятие.

- развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности.

ХОД:

  1. Утренний круг

Приветствие

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дружок!

Доброе утро, добрый день!

Нам здороваться не лень.

Я сегодня утром шла, посмотрите что нашла (демонстрация каштана). Ты скорей каштан возьми и в ладошках подержи! (Дети берут по одному каштану из корзинки)

Пальчиковая игра

1, 2, 3, 4, 5! 

С каштаном будем мы играть!-

С каштаном будем мы  играть  -

Своим ручкам помогать.

 

(Загибаем пальчики на обеих руках одновременно)

(разгибаем пальчики на обеих руках)

(катаем каштан между ладонями)

Я каштан держу в руке,

И ладошками катаю.

Зажимаю в кулаке.          

Отпускаю, разжимаю.

 

(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)

 

Я каштан держу в руке,

И ладошками катаю.

Зажимаю в кулаке.                

Отпускаю, разжимаю.

(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)

 

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.

 

(Соединяем пальчики на обеих руках, пальчики здороваются)

Ребята,  все из вас знают, что наступила…. (осень). А может быть все -таки лето? Конечно, осень. Сама природа нам это подсказывает. Какая сегодня погода?  А что ещё бывает осенью? Стало холодно, часто идут дожди, солнце меньше греет, птицы улетают в тёплые края, листья желтеют и опадают. Давайте представим, что наши руки превратились в осенние листочки…..

Стихотворение

Листья осенние тихо кружатся,

(плавные движения кистями рук слева направо)

Листья нам под ноги плавно ложатся

(плавно опускаем ручки вниз)

И под ногами шуршат, шелестят,

(трем ладошки друг о друга)

Будто опять закружиться хотят.

(поднимаем ручки вверх и плавно ими машем)

Речевая игра

- Ребята, а какие  листья осенью? (Большие, маленькие, осенние, красные, жёлтые, золотые, пёстрые,  яркие, зелёные, коричневые, разноцветные, опавшие, сухие, лёгкие, невесомые).

-Небо какое? (чистое, голубое, тёплое, серое, низкое, хмурое, облачное, пасмурное).

-Ветер какой? (Слабый, сильный, порывистый, южный, тёплый, ласковый, северный, злой, холодный).

-Солнце  осенью какое? (осеннее, холодное, неласковое, грустное).

-Дождь осенью какой? (мелкий, холодный, моросящий, сильный, ливневый, затяжной, ледяной).

Какие красивые слова вы назвали об осени!

  1. Основная часть

Воспитатель: Ребята, я очень люблю осень. Осень -  не только красивое, но и  щедрое время года. Она приносит много подарков. А  что это за подарки,  попробуем вместе  отгадать!

Я приглашаю вас в  осеннее путешествие! Во время  нашего путешествия мы побываем с вами в огороде, в саду и в лесу.  А куда нам сначала отправиться подскажет сама осень…. Смотрите! Листик осенний прилетел (воспитатель берёт лист и подносит  к уху)…..   на ушко мне прошелестел, что ждёт нас осень в огороде!

Корзиночку скорей возьмём, за подарками пойдём! За руку друга  бери и крепко-крепко держи!

И на станцию пришли». 

Шагают наши ножки.

По кочкам, по кочкам,

 По желтеньким листочкам.

Мы все лужи обошли, в огород пришли.

«Огород»

Ребята, посмотрите, кто нас в огороде ждёт! Морковка, лучок, капуста, картошка…Что-то я забыла, как они одним словом называются..  Точно  овощи! Давайте с ними поиграем!

(На столе –маски овощей)

Огородная-хороводная

Есть у нас огород
Там своя морковь растет
Вот такой ширины
Вот такой вышины.
              Ты морковь сюда спеши
              Ты немного попляши
              А потом не зевай
               И в корзину полезай.
Есть у нас огород 
Там зеленый лук растет
Вот такой ширины
Вот такой вышины.
             Ты лучок сюда спеши
            Ты немного попляши
             А потом не зевай
            И в корзину полезай.
Есть у нас огород
И капуста там растет
Вот такой ширины
Вот такой вышины.
           Ты капуста к нам спеши
           Ты немного попляши
           А потом не зевай
           И в корзину полезай.

Давайте назовем, какие овощи оказались в нашей корзинке!

Ребята, а где растут овощи? На грядке в огороде. Посмотрите и здесь есть грядка (подходим к контейнеру с песком, в нём спрятаны муляжи  овощей), может и на ней вырос урожай овощей. Ничего не видно! Вырастить богатый урожай ох, как трудно! Вот и нам нужно постараться  найти все овощи на «грядке». По одному опускаем ручку в песок и достаём один овощ!  (дети стоят вокруг стола и   по одному находят овощи в песке).

Грядка наша маленькая и овощи выросли на ней  маленькие. Попробуем назвать их ласково!

Проводится игра «Назови ласково»

Перец-  перчик.

Огурец-огурчик

Помидор-помидорчик

Лук-лучок

Чеснок-чесночок

Горох-горошек

Морковь-морковочка

Картошка-картошечка

Редиска-редисочка

Все овощи складываем в корзинку.

В огороде побывали, куда же нас дальше позовёт осень?... Смотрите ещё один листочек к  нам прилетел! (воспитатель берёт лист и подносит  к уху)…..   на ушко мне прошелестел, что  осень ждёт в саду ребят! Я придумала, как нам туда добраться!

Давайте поедем на машине!

Би - би - би - гудит машина. (дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)

Тук - тук - тук - мотор стучит. (ритмично хлопают руками) –

Едем, едем, едем, едем,

Он так громко говорит. (ритмично потопывают ногами)

«Сад»

(Вместе с ребятами рассказываем с движениями стихотворение)

Вот пришли в осенний сад,

Всюду яблоки висят,

Краснощёки, краснобоки,

На ветвях своих высоких,

Словно солнышко горят!

Но в саду растут не только яблоки ! А ещё много разных фруктов! И тут нам придётся потрудиться, чтобы собрать урожай. Подойдём поближе и посмотрим, что нам приготовила осень…. (На столе лежат картинки-половинки с изображением фруктов).

Ребята, сейчас заиграет музыка,  каждый берёт  одну половинку фрукта, тихонько ходит, и ищет вторую половинку. Кто  найдёт, берутся за руки, и говорят «Мы нашлись!»

ИГРАЕТ МУЗЫКА

После того как заканчивается музыка, дети называют какой фрукт собрали.

А что можно приготовить из фруктов? ( Сок из яблок какой? Пирог с яблоками какой?

Компот из слив какой?)

Фрукты, которые мы собрали,  оказались в корзинке!

Я предлагаю вместе приготовим фруктовый компот! Порежем фрукты, но  необычно! Будем их делить на слоги. Я буду доставать  по 1 фрукту, а вы мне поможете их порезать :(яб-ло-ко, а-пель-син, гру-ша, сли-ва, ба-нан, аб-ри-кос, а-на-нас, пер-сик)

Фрукты  порезали, а компот из них нам обязательно сварят повара в нашем детском саду.  

Отправляемся дальше! В огороде и в  саду побывали! Что же осталось? Может быть, догадаемся без подсказки осени! Правильно, нас ждёт осенний лес!  Поедем мы туда ни на машине, ни на  автобусе, ни на трамвае, а… на лошадке!

Едем-едем на лошадке, но-но-но

По  дорожке гладкой,  гладкой, но-но-но

Рады-рады прокатиться,

Но, но, но!

Звонко цокают копытца:

Но, но, но!

А вот и лес! Значит мы на месте!

 «Лес»

Ребята, давайте послушаем, какими звуками встречает нас осенний лес!

( Запись «Звуки леса»)

Что вы услышали?

Ребята, я открою вам секрет, что лес любит тех, кто бережёт его, того кто не кричит и не шумит ! Постараемся это правило соблюдать!

Лес осенью (какой?) нарядный, тихий, таинственный, расписной  и  в нём тоже живёт осень! Чем же нас порадует и удивит осень в лесу?...

Ребята, я вижу  чудесную полянку! Давайте  к ней подойдём и посмотрим! А полянка то  волшебная, богатая  и грибочки на ней и ягоды!

А грибочки то  и ягодки  хитрые, не хотят к нам в корзинку, попрятались на полянке.

Давайте их поищем глазками и скажем, где они спрятались. Заглянем под листочек, посмотрим за камушком, поищем под деревом…

(На макете поляны, дети ищут грибы, ягоды  называя их, составляя предложение, употребив  предлог)

Воспитатель: Ребята, посмотрите у нас уже целая корзинка осенних даров (Каких?)! Овощи, фрукты, ягоды, грибы - это и есть подарки, которые нам дарит осень! Пора  возвращаться в детский сад!

  1. Заключительная часть. Рефлексия.
  1. Где мы сегодня побывали?
  2. Где вам понравилось больше всего?
  3. Что росло в огороде? Что мы собрали в саду? Что мы нашли на лесной полянке?

Милая осень щедра и красива,

Скажем мы осени дружно «Спасибо!»

https://shareslide.ru/img/thumbs/11f86404ba5eaf38c1527ce70476884d-800x.jpg https://shareslide.ru/img/thumbs/11f86404ba5eaf38c1527ce70476884d-800x.jpg 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе «Бабушка – Загадушка в гостях у ребят»

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе «Бабушка – Загадушка в гостях у ребят»....

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения "Рома и Лола играют в слова"

Занятие в старшей логопедической группе, дети показывают владение навыками звукового анализа и синтеза. Хорошая работа по дифференциации....

открытое занятие в старшей логопедической группе по обучению грамоте

открытое логопедическое занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе с использованием песочной сказкотерапии....

Открытое занятие в старшей логопедической группе на тему: «Звук «Ш». Школьные принадлежности»

"Звук "Ш". Школьные принадлежности". Логопедическое занятие в старшей группе. Занятие включает в себя лексико-грамматическую сторону речи, развитие фонематического слуха. Игры и задания в игровой форм...

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе с использованием ИКТ. Тема: Методы работы по формированию слоговой структуры слова. Весна.

Занятие в старшей логопедической группе по работе над формированием слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха с использованием валеологического приветствия, ритмомодуля, логоритмик...

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по теме: «Зима. Дикие животные зимой»

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий.Занятие проходит в легкой,занимательной форме....