Мастер — Класс «Применение и использование технологии семантических полей в развитии речи детей»
презентация по развитию речи
Интересные сведения о семантических полях для развития речи детей с использолванием занимательного материала в слайдах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
simanticheskie_polya_slaydy.pps | 1.4 МБ |
prekrasna_rech.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Симантическое поле «Природа»
Игра «Аналогии» Педагог предлагает детям дополнить слово по образцу: заяц – зверь, воробей – птица или наоборот. Взрослый называет слово обобщающего значения, ребенок придумывает слово конкретного значения: посуда – стакан, транспорт –автобус, насекомые – бабочка. Выигрывает тот, кто ни разу не собьется. Игра «Я знаю пять…» Дети встают в круг. Первый игрок, в руках у которого мяч, начинает игру словом: «Я» и передает мяч рядом стоящему ребенку. Второй игрок принимает мяч, проговаривает следующее слово: «Знаю» – и передает мяч дальше. Третий игрок: «Пять». Следующий ребенок «Птиц». Далее каждый ход сопровождается называнием птиц до тех пор, пока не будет названо пять слов данной группы. Второй вариант игры: Один ребенок подбрасывает мяч и называет пять слов определенной группы. Игра с мячом «Ассоциации» Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Колючий». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (еж) и возвращает мяч взрослому. Аналогично: холодный - снег, глиняный – кувшин, высокий – человек. «Назови три слова» Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы. • Что можно купить? (платье, костюм, брюки) • Что можно варить? •Чем можно рисовать? • Что может летать? •Что может плавать? Игровое упражнение «Слова-неприятели» Цель: упражнять в подборе слов-антонимов. Высокий -… Чистый - … Аккуратный - … Добро - … Игровое упражнение «Слова – приятели» Цель: упражнять в подборе слов – синонимов. Конь -… Приятель -… Игровое упражнение «На что похоже?» Цель: упражнять в подборе слов-сравнений. Белый снег похож на… Чистый дождь похож на…
Игры по словообразованию 1. «Назови ласково» Кот — котик, чашка — чашечка, стул, колесо, гнездо, часы. 2. «Назови большой предмет» Усы — усищи, кот — котище, рыба — рыбища. 3. «Придумай кличку» Рыжая корова — Рыжуха, рыжий котёнок — Рыжик, лохматая собачка — Лохматка. 4. «Закончи слово» (Образование однокоренных слов по назначению.) Сахар в сахар. нице, суп в суп. нице, горчица в горчич. нице. 5. «Кто это делает?» (Образование однокоренных слов по роду деятельности.) Детей учит- учитель, дома строят -строители, часы чинит -часовщик, носит вещи на вокзале — носильщик. 6. «Составь слово» (Активизация и пополнение словаря ребенка сложными словами) Снег + падает - снегопад, вода + падает - водопад, пыль сосет - пылесос, сок выжимает – соковыжималка, мясо рубит –мясорубка, сам летит – самолет, лес рубит – лесоруб, лед колет – ледокол.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 36 «КОЛОКОЛЬЧИК»
г. Рубцовска Алтайского края
658213, г.Рубцовск, пр.Ленина, 37
тел. 9-90-70, e-mail: ds.kolokol4ik@yandex.ru
сайт: ds36.educrub.ru
Мастер — Класс
«Применение и использование технологии семантических полей в развитии речи детей»
Подготовила и провела
Воспитатель
Часовских
Ирина Викторовна
2022
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток и восклицать:
«О, как же ты красива!»
Подготовила и провела воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 36 «Колокольчик»
Часовских Ирина Викторовна
1 слайд. Уважаемые коллеги, приглашаем Вас поучаствовать в мастер – классе
Тема: «Теоретические основы развития лексики у детей дошкольного возраста. Расширение семантических полей в процессе словарной работы.» Хотели бы поделиться опытом
2 слайд Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
3 слайд В своей работе мы опираемся на исследования психологов Выготского Лва Семеновича, и Лурия Александра Романовича.
Самое основное и необходимое в развитии речи – учить говорить ребёнка правильно! Эта задача включает в себя не только тренировку правильного звукопроизношения, но и расширение словарного запаса детей, обучение их грамотному употреблению слов и предложений, обучение рассказыванию.
4 слайд. Выделены следующие нарушения лексико-грамматической стороны речи у детей: Это неправильное употребление: -окончаний имен существительных, местоимений, прилагательных; - предложно-падежных конструкций. неправильное согласование слов в предложении, словосочетании ,затруднения в подборе определений, синонимов и антонимов; ошибки в словообразовании . Ошибки в словоизменении
5 слайд. Проблема развития словаря у детей дошкольного возраста, имеющих нарушение речевого развития, является актуальной.
6 слайд. Базовая задача в речевом развитии дошкольников - это формирование словаря. Развивая словарь, мы подготавливаем ту базу, на основе которой идет совершенствование фонематической стороны речи.
* Слово - система кодов, которая передает информацию о свойствах, функциях предмета, связи одного предмета с другими.
* Основной функцией слова является его обозначающая роль.
* Слово может обозначать либо предмет, либо действие, либо качество или отношение.
7 слайд. В процессе развития слово стремится к превращению в понятие. Сказанное можно представить в виде семантического треугольника. Исследования психологов Выготского Л.С. и Лурия А.Р. показывают, что слово не только указывает на определенный предмет, действие, качество или отношение, слово вызывает к жизни целый комплекс ассоциаций
8 слайд Комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова называется «семантическим полем». Сначала дети учатся моделировать небольшое «поле», связанное с определенной ситуацией, а затем постепенно его расширяют.
9 слайд. Так же Семантическое поле можно рассмотреть с использованием пиктограмм. Обратите внимание на последовательность: Ядерное слово, родственные слова, слова - действия, слова - признаки, слова - синонимы, слова – антонимы, словесные логические задачи..
А сейчас мы приглашаем группу молодых специалистов, которые будут выполнять роль воспитанников старшей группы. Проходите, вставайте полукругом.
- Давайте познакомимся, поиграем, узнаем, как бы вы хотели, чтобы вас называли. Передаем зайчика друг другу и отвечаем полными ответами.
«Добрый день. Я - зайчик Тоша, а ты кто?...»
- Теперь я предлагаю вам присесть за стол. Отгадайте загадку: «Дикий маленький зверь живет в лесу, грызет кору, корешки и т. п. у него длинные уши, короткий хвост» Верно, это зайчик.
- Ребята, а как по другому можно назвать родственников зайчика? (заяц, зайчонок, зайчиха)
- Посмотрите на картинку и скажите, что зайчик делает? и как? (прыгает высоко, присел, огляделся, прищурился, прислушался.)
- А теперь расскажите какой он (дикий, маленький, белый, серый, трусливый, пугливый, осторожный, длинноухий, короткохвостый,…)
- Посмотрите на картинки, по очереди скажите, какими словами можно назвать действия зайчика. (побежал, добежал, убежал, забежал, вбежал.)
- Сейчас назовите противоположные качества зайчика в сравнении с другими животными.
Заяц маленький, а медведь? (большой) Заяц трусливый , а лев? (смелый) Заяц быстрый, а черепаха? (медленная), заяц добрый, а волк? (злой)
- Посмотрите на картинку , придумайте название названия к сказкам, составьте собственный рассказ по картине в парах.
А сейчас я вам прочту стихотворение, а вы попробуете сами составить к нему мнемотаблицу.
Итак:
«Елка» К. Чуковский
Были бы у ёлочки
Ножки,
Побежала бы она
По дорожке.
Заплясала бы она
Вместе с нами,
Застучала бы она
Каблучками.
Закружились бы на ёлочке
Игрушки –
Разноцветные фонарики,
Хлопушки.
(воспитатель показывает схему, нарисованную им самим, сравнивает, что подучилось у участников творческой группы мастер- класса, зачитывает еще раз стихотворение)
Я, зайчик Тоша, очень много узнал нового, а вы?
Благодарим нашу творческую группу и просим оценить работу в мастер – классе с помощью смайликов. Предлагаем вам выбрать соответствующий смайлик и прикрепить на мольберт. (удивленный – узнали что то новое, спокойный – было познавательно, задумчивый – есть над чем поработать)
Молодцы, ребята, вы справились. Спасибо за работу.
Уважаемые коллеги! Работа с технологией «Семантического поля» идёт последовательно, но может варьироваться в зависимости от ситуации, может проходить в два, три и более этапов.
10 слайд В такой же технологии можно поиграть в игру «Ромашка» На каждый лепесток свое задание. В центр помещается картинка – ядерное слово и разбирается. Кто (что) это. Какой? Назвать качества. Что делает? Чем питается. Назвать ласково, назвать родственные слова. Игра наоборот - антонимы, игра похожие слова – синонимы. Подобрать загадку и стихотворение, придумать историю или сказку.
11 слайд. Также в работе над расширением «семантического поля» мы используем игры и упражнения.
Лексико - грамматические игры по созданию семантического поля. Обратите внимание на слайды.
12 слайд. Работая по теме «технологии семантических полей» эффективность занятий заметно увеличилась. Систематическое использование дидактических игр и игровых упражнений по данной технологии оказали положительное воздействие на образовательный процесс.
13 слайд. Так же можно использовать семантические поля по сказкам.
А сейчас немного отдохнем. Предлагаем игру с залом.
Задание: вспомните героев любимых сказок и отгадайте про них загадки.
• Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке… (не Иван, а Емеля)
• Дернуть за веревочку – такой для входа код. Съел бабушку и внучку голодный серый… (не Кот, а Волк)
• В Людоедах знает толк, съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах)
• Волка не пускают, Волка братья злят, крепкий дом построен у троих… (не козлят, а поросят)
• Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она… (не бегемота, а Лягушки)
• Лягушка со стрелою – печальная картина. Женой квакушка станет теперь для… (не Буратино, а для Ивана-царевича)
- Молодцы, у вас все получилось.
14 слайд. Так же в работе используется технология « Мнемоника, или мнемотехника» - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, которая выражается в мнемотаблицах.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей направлены на обогащение словарного запаса, совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой
15 слайд Мнемотаблицы можно использовать для облегчения запоминания стихотворений. Обратите внимание, как можно зарисовать любое стихотворение в виде мнемотаблице для облегчения заучивания.
Хитрый ежик чудачек, сшил колючий пиджачок
Весь в иголках, без застежек
На иглу нацепит ежик.
Грушу, сливу, всякий плод, что под деревом растет
И с подарочком богатым
Поспешит к своим ежатам.
16 слайд. Мнемотаблицы часто используем для пересказа сказки. Будьте внимательны, вопрос к залу. «Что за сказка зашифрована на мнемотаблице?» («Лисичка со скалочкой» «Заюшкина избушка» «Жихарка»)
Какие же Вы молодцы, настоящие профессионалы.
Уважаемые коллеги, мы поделились с вами тем, как можно использовать в своей работе совмещение разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Продемонстрированные приемы мы активно применяем в своей работе, что позволило не раз убедиться в их результативном воздействии на речевое развитие детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии проектной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР
Проект по теме "Царство диких животных" для детей средней логопедической группы с ОНР...
Мастер – класс «Применение речевых игр и упражнений на занятиях по развитию речи»
Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме развития речи детей дошколь...
«Использование технологии семантических полей при развитии словаря детей, имеющих речевые нарушения»
Проблема развития словаря у детей дошкольного возраста, имеющих нарушение речевого развития, является актуальной. Базовая задача в речевом развитии дошкольников - это формирование словаря....
Доклад для педагогов из опыта работы по теме: «Использование технологии ТРИЗ в целях развития речи детей дошкольного возраста».
Использование технологии ТРИЗ в целях развития речи детей дошкольного возраста. Цель использования технологии ТРИЗ с одной стороны развитие мышления, а с друг...
Мастер – класс для педагогов «Использование игр с песком для развития речи детей »
Цель: Способствовать овладению педагогами техники рисования и развивающих игр с песком.Задачи: Познакомить педагогов с возможностями песочного рисования, с играми, используемыми на заня...
Мастер-класс для родителей «Использование метода интеллект-карт для развития речи детей с ТНР».
Для развития речи детей с ТНР прекрасно подойдут интеллектуальные карты....
Использование технологии проектной деятельности в развитии речи детей
Пустовойтенко Татьяна Владимировна МБОУ Мисайловская СОШ №1, д. Мисайлово, МО, 2022 Суть «метода проектов» состоит в такой организации образовательного процесса, ...