Мастер – класс «Применение речевых игр и упражнений на занятиях по развитию речи»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме развития речи детей дошкольного возраста с применением речевых игр и упражнений на занятиях по развитию речи.
Задачи:
1.Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.
2.Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес ребёнка к занятию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mk_rechevye_igry.docx | 30.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УРИКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
Мастер – класс
«Применение речевых игр и упражнений
на занятиях по развитию речи»
Подготовила:
Учитель-логопед ВКК
Ташлыкова Е.В.
2018 г.
Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме развития речи детей дошкольного возраста с применением речевых игр и упражнений на занятиях по развитию речи.
Задачи:
1.Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.
2.Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес ребёнка к занятию.
Ход мастер-класса для педагогов
«Применение речевых игр и упражнений на занятиях по развитию речи».
Многие педагоги считают, что для организации речевых игр требуется много времени, специальные знания. На самом деле все воспитатели обладают достаточным уровнем знаний и умений, чтобы организовать процесс развития речи с использованием интересных приемов и упражнений.
Предлагаю вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи дошкольников на занятиях, в свободной деятельности, в режимных моментах, когда вы собираетесь на прогулку, либо вы во время непогоды находитесь в группе длинными осенними и зимними вечерами.
Какие стороны речи должны развиваться согласно методике и прописаны во ФГОС ДО в разделе «Речевое развитие»?
Данные речевые игры способствуют обогащению активного словаря; развитию связной речи; развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы, игры способствуют формированию лексико-грамматических категорий связной речи.
Под речевыми играми имеются в виду самые разнообразные задания и упражнения, прямо или косвенно способствующие развитию речевых навыков.
Работа фокус-группы.
Разложить речевые игры по направлению работы:
1.Игры на развитие фонематического слуха.
2.Игры на развитие речевого дыхания.
3.Игры на развитие артикуляционной моторики.
4.Игры на развитие звукопроизношения.
5.Игры на развитие лексико-грамматических категорий.
6.Игры на развитие связной речи.
7.Игры на формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Одним из важных элементов речевых игр является смена ведущего. Сначала задание дает взрослый, а выполняют дети, потом дети придумывает задачку для взрослого, а тот послушно выполняет задание, и так далее с чередованием ролей. Возможность почувствовать себя «руководителем» игры особенно важна для становления самосознания детей, не являющихся лидерами среди ровесников.
Работа с залом (демонстрация опыта)
Игры на развитие лексико-грамматических категорий.
«Считаем всё» (развитие внимания, памяти и счета)
«Что на что похоже» (развитие связной речи, наблюдательности, творческих способностей). Игра на прогулке.
Ребенку предлагается подобрать слова-сравнения:
Белый снег похож на…(что? а еще на что?), дом похож на…и…, туман похож на… и…, столб похож на… и…и…
Если есть возможность остановиться и подумать, то можно поискать похожее к проплывающему облаку, интересно изогнутой ветке дерева, луже или трещине на асфальте.
«Рифмы и стихи»
а) Один игрок говорит слово, другой – рифму на него, после чего роли меняются. Например: «сестрёнка» – бурёнка, «рябина – дубина»…
б) По очереди называем рифмы на одно слово. Например: «ложка» – ножка, кошка, матрешка…и т. д.
в) Первый игрок говорит слово, второй рифму на названное слово, третий сочиняет двустишие с этой парой рифм.
Например: первый – «дорожка», второй – «мошка», третий –
«Вышел Мишка на дорожку, наступил на злую мошку».
«А что, если…» (развитие связной речи и мыслительных процессов)
Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает.
А что произошло бы, если бы не стало ни одной машины?
… если бы из крана текла не вода, а апельсиновый сок?
… если бы не было конфет?
… если бы было все вокруг твоим?
… если бы все взрослые превратились в детей, а дети – во взрослых.
(И т. д., можно придумать различные варианты).
«Сравнилки» (развитие речи, памяти, мышления)
Ребенку предлагается сравнить два предмета, назвав их сходство и различие.
Начать лучше с простого, например, сравнить кошку и собаку (это животные, домашние, есть хвост, четыре лапы…кошка мяукает, а собака лает…), корову и лошадь. Затем можно сравнивать совершенно разные предметы и явления. Сравните дом и дорогу, камень и машину, птицу и реку, утро и вечер, стол и вазу, лошадь и телегу, кошку и яблоко, сказку и песню.
«Объясни иностранцу»
Ребенку предлагается помочь иностранцу, незнакомому с нашим языком, понять, что значит то или иное слово (клюшка, зонтик, сапоги и т. п.). Например, «велосипед» – это транспорт, который (умеет) …, состоит из…, служит для…, бывает…
«Отгадай предмет» (развитие мышления)
Взрослый загадывает какой-либо предмет. Ребенок должен отгадать, что задумано, задавая взрослому вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет».
Например, задумано «цветок»:
– Это живой предмет? – да
– Он может ходить? – нет
– Его можно взять в руки? – да
– Я его сейчас вижу? – нет… и т. д. до угадывания.
«Причины – следствия» (развитие мышления). Игра на прогулке.
Взрослый предлагает ребенку придумать как можно больше причин, по которым могло случиться то или иное событие. Например: на асфальте лужа. Почему?
Варианты ответов: прошел дождь, у кого-то разбилась бутылка с водой, налили специально для птичек, из самолета выпал пакет сока, здесь мыли машину…
Требуется придумать как можно больше возможных последствий к какому–либо действию. Например: в ванной не закрыли воду. Что может произойти дальше?
«Назови предмет по функции» (развитие речи, мышления)
Попробуйте называть предметы одним словом по той функции, которые они выполняют.
Лопатка – копалка; стул – сиделка; телевизор – смотрелка; карандаш – писалка; вентилятор– дулка; холодильник – холодилка и т. п.
Помимо того, что игра полезная, она еще и веселая! Она неизменно вызывает у детей смех, так как они понимают, что подобных слов нет и это словотворчество на волне веселья тоже весьма полезно.
«Слова-шифровки» (развитие речи, внимания, мышления)
Возьмите любое слово и «расшифруйте» его, то есть придумайте предложение, первое слово в котором начинается с первой буквы выбранного слова, второе – со второй и так далее. Например: «суслик» – солнечным утром сосновый лес изумительно красив
«Полслова за вами» (развитие речи, скорости реакции, мышления)
Ведущий говорит часть какого-либо слова (имя существительное). Играющие по очереди должны немедленно закончить слово. Например: «Ка» – «нал»; «Ма»- «газин»…
«Снежный ком» (развитие памяти, внимания, мышления, речи)
Игроки по очереди должны составлять предложение, постепенно расширяя его. Например: Дом. – Дом стоит. – Дом стоит на горе. – Дом стоит на высокой горе. – Красивый дом стоит на высокой горе и т. д.
«Предметы одной формы» (развитие внимания, мышления, речи)
Взрослый и ребенок по очереди называют предметы круглой (квадратной, треугольной и т. п.) формы.
«Отгадай предмет по названию его частей» (развитие речи, внимания, мышления)
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
Пол, стены, потолок (комната).
Подоконник, рама, стекло (окно).
Другой вариант игры: «Что из чего состоит?»
Например: кот — тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.
Варианты заданий: часы – …, лошадь – …, кукла – …, самолет – …и т. д.
«Отгадай, что это?» (развитие речи, внимания, мышления)
Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.
Например:
Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты, ягоды).
Движется по дорогам, по воде, по воздуху (транспорт).
Упругий, круглый, гладкий, прыгает (мяч).
«Назови лишнее слово» (развитие речи, внимания, мышления)
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
1. «Лишнее» слово среди имен существительных:
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
зима, апрель, весна, осень, лето;
мама, подруга, папа, сын, бабушка.
2. «Лишнее» слово среди имен прилагательных:
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый;
слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
крепкий, далекий, прочный, надежный;
смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;
глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.
3. «Лишнее» слово среди глаголов:
думать, ехать, размышлять, соображать;
бросился, слушал, ринулся, помчался;
приехал, прибыл, убежал, прискакал;
пришел, явился, смотрел;
выбежал, вошел, вылетел, выскочил.
Варианты с несколькими правильными ответами:
Дядя, тетя, мальчик (тетя – не мужского пола, а мальчик – не взрослый);
Тигр, слон, медведь (слон – не хищник, а медведь – не живет в Африке);
Кошка, собака, волк;
Слон, крокодил, змея;
Окно, картина, зеркало;
Лужа, озеро, река и т. п.
«Кто кем (чем) был раньше?» (развитие речи, внимания, мышления)
Курочка была раньше цыпленком, а еще раньше яйцом. Рыба была раньше мальком, а еще раньше икринкой. Яблоко было раньше цветочком, лошадь – жеребенком, мама – девочкой, бабочка – гусеницей и т. д.
«Что общее?» (развитие речи, внимания, мышления)
Вы называете: береза, дуб, клен. Ребенок должен обобщить – это деревья. Чашка, ложка, вилка – это посуда. Самолет, вертолет, дирижабль – это транспорт (уточняем: воздушный).
«Паровозик» – игроки называют слова по очереди. Надо назвать слово на букву, на которую закончилось слово второго игрока. Это аналог игры «в города», но для маленьких детей правила легче – слова берутся любые, а не только из географии. Потом игру можно усложнять, называть только животных, или только еду и т.п.
«В леопарда»– Леопард должен все делать на один звук. Например, сегодня звук «М»: леопард моется мылом, мерзнет, ест мороженное, мастерит маленькие машинки и т.п. Чем длиннее предложение из слов на одну и ту же букву, тем лучше.
«Противоположности» – я называю слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по смыслу (день-ночь, кислый-сладкий и т.п.).
«Каким бывает?» – по очереди подбираем определения к слову, кто больше не сможет придумать – проиграл (Напр., кошка бывает пушистая, голодная, белая, спящая и т.п.).
«Что бывает?» – игра, обратная предыдущей. Называем, что может иметь данное определение (напр., пушистым может быть снег, одеяло, волосы, кошка и т.п.)
«Что можно сделать?» – по очереди называем предметы (из бумаги – тетрадь, книжку, самолетик и т.п.). Кто больше не может ничего назвать – проиграл.
«Вот предмет, а из чего люди сделали его?» – обратная к предыдущей игра. Я называю вещь, а ребенок говорит, из чего она сделана (стол – из дерева, дом – из камня и т.п.).
«Что внутри?» – я называю предмет, а ребенок говорит, что в нем может быть (например, яйцо-цыпленок, кошелек – деньги, самолет – пассажиры и т.п.).
«Что было раньше?»– я называю слово, а ребенок говорит, чем это было раньше (рыба – икрой, лужа – дождиком, лист – почкой и т.п.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Применение на практике воспитателями ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой"
Мастер класс с педагогами ДОУ...
Мастер-класс по теме: «Применение песочной игротерапии на занятиях по развитию речи в группе компенсирующей направленности»
Рекомендации для воспитателей по применеию песочной игротерапии на занятиях по развитию речи....
статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"
Материал будет интересен педагогам старших групп дошкольных учреждений, использующих в своей практической деятельности информационно-коммуникационные технологии....
Мастер-класс «Применение синквейна в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи....
Мастер-класс "Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе для развития речевых функций дошкольника"
Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе для развития речевых функций дошкольника ...
Мастер-класс "Применение мнемотехники в речевом развитии дошкольников"
В процессе мастер-класса раскрываются основные понятия - мнемотехника, мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица, а также этапы работы с указанными приемами. В практической части участникам мастер-клас...
Мастер-класс «Применение технологии «Фишбоун» для развития речевой активности детей дошкольного возраста»
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей...