Мастер – класс для педагогов «Использование игр с песком для развития речи детей »
учебно-методический материал
Цель: Способствовать овладению педагогами техники рисования и развивающих игр с песком.
Задачи: Познакомить педагогов с возможностями песочного рисования, с играми, используемыми на занятиях. Способствовать развитию интереса к данной технике и введению её в практическую деятельность.
Специалисты выделяют три вида игр с песком:
1. Обучающие игры, познавательные и развивающие игры они облегчают процесс обучения, можно использовать в обучении счету, грамоте, закрепление знаний о сенсорных эталонах, развивают знание о пространственных представлениях, развивают воображение, тактильное восприятие и мелкую моторику. Также можно использовать в своей работе логопеду.
2. Психопрофилактические игры с песком, нацелены на коррекцию тревожности, агрессии.
3. Проективные игры с песком. С их помощью можно узнать, что "делает" бессознательное, когда ребенок играет с песком, строит в песочнице "свой мир". Эти игры используют в своей работе психологи и психотерапевты.
Сегодня мы остановимся на познавательных играх, которые можно использовать и в группе (при наличии светового стола или планшета). А некоторые игры можно использовать в песочнице на прогулке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_konspekt.docx | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для педагогов «Использование игр с песком для развития речи детей »
Цель: Способствовать овладению педагогами техники рисования и развивающих игр с песком.
Задачи: Познакомить педагогов с возможностями песочного рисования, с играми, используемыми на занятиях. Способствовать развитию интереса к данной технике и введению её в практическую деятельность.
Ход мастер-класса:
-Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов).
Многие из вас вспомнили золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, лёгкий бриз… Всё это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.
Наверняка, каждому из вас приходилось бывать на песочном пляже. Оказавшись там, вы с удовольствием водите ладонью по песку, строите из него волшебные замки. И не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.
Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира.
А в детстве? Кто из нас не играл в «куличики»? Ведёрко, формочки, совок – первое, что родители приобретают ребёнку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Сегодня мы с вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
А бывает, что ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.
Специалисты выделяют три вида игр с песком:
1. Обучающие игры, познавательные и развивающие игры они облегчают процесс обучения, можно использовать в обучении счету, грамоте, закрепление знаний о сенсорных эталонах, развивают знание о пространственных представлениях, развивают воображение, тактильное восприятие и мелкую моторику. Также можно использовать в своей работе логопеду.
2. Психопрофилактические игры с песком, нацелены на коррекцию тревожности, агрессии.
3. Проективные игры с песком. С их помощью можно узнать, что "делает" бессознательное, когда ребенок играет с песком, строит в песочнице "свой мир". Эти игры используют в своей работе психологи и психотерапевты.
Сегодня мы остановимся на познавательных играх, которые можно использовать и в группе (при наличии светового стола или планшета). А некоторые игры можно использовать в песочнице на прогулке.
- Игра «Необычные следы»
Задача: развитие тактильных чувств, внимания, воображения.
- «Прыгают зайчики» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
- «Ползут змейки» - ребенок расслабленными (или напряженными) пальцами рук делает поверхность песка волнистой.
- «Бегут жучки - паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.
- Упражнение «Синхронное рисование»
Данное упражнение развивает мелкую моторику, работу мозга, раскрывает творческий потенциал. Стоит как можно чаще использовать рисование двумя руками, пусть даже и не с использованием песочницы.
Ребенку предлагается одновременно рисовать сначала несложные фигуры, затем постепенно усложняя, узоры двумя руками одновременно.
Например: Нарисую двумя руками квадраты, треугольники, домики и пр.»
- Упражнение «Красивая буква» или повтори узор.
Предлагается написать ребенку букву пальцами на песке, затем ее украсить. Ведь известно, что дети лучше запоминают, когда потрогают и ощутят это своими руками.
- Игра «Составь предложение»
Педагог рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение.
- Игра «Найди отличие»
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует на песке любую несложную картинку (котик, домик и др.) и показывает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и показывает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Проводя занятие с песком обязательны 2 этапа (ритуал входа и ритуал выхода)
Наш мастер-класс предлагаю тоже завершить своеобразным ритуалом выхода.
Ставим на стол пустую банку.
Это не просто банка – это чаша Вашей жизни.
(бросить в банку несколько мячиков; предложить оставшимся участникам наполнить банку, насколько это возможно)
Как думаете, полная ли наша банка?
(ответы педагогов)
Вам правда так кажется?
Достать мешочек с камушками и высыпать их в банку. И они туда поместились.
А сейчас эта банка полная?
(ответы педагогов)
Достать песок и высыпать его в банку, и он тоже поместился.
Вот теперь наша «чаша жизни полная»
Видите ли, в начале идут мячики, которые обозначают самые важные вещи в Вашей жизни (любовь, семья, друзья, счастье, здоровье, мечта). Потом идут мелкие камушки, которые обозначают уже не столь важные вещи, но они гораздо ярче и привлекательнее (работа, деньги, вещи, развлечения). А потом идет ничего не значащий, но зато всепоглощающий песок - самые простые и примитивные потребности, самые обычные инстинкты (побольше поесть, побольше полениться, посплетничать). Вся та чушь, на которую мы тратим огромную часть нашей жизни.
П: Давайте мысленно попробуем проделать это все в обратном порядке: сначала насыпать в банку песок, потом положить в песок камни, а затем мячи. Понятно, что ничего из этого не выйдет.
Видите ли, именно так устроена наша жизнь – если вы наполнили свою чашу жизни песком, то вы уже никогда не сможете положить в неё гораздо более важные вещи! Какую ошибку люди совершают в жизни чаще всего?! Они наполняют свою чашу, начиная с самых мелких и бессмысленных вещей. Когда они вспоминают про самые важные вещи, - уже слишком поздно. Вы можете потратить свою жизнь на простое проедание своего драгоценного времени: смотреть телевизор или убивать сутки напролет возле монитора компьютера… И при всём при этом, что интересно, Ваша жизнь действительно будет полна! Но… чем она будет полна? И останется ли у вас место, чтобы наполнить её действительно чем-то важным ...?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для педагогов "Использование приёмов мнемотехники в развитии речи у дошкольников. Составление таблиц".
Мастер - класс для педагогов "Использование приёмов мнемотехники в развитии речи у дошкольников. Составление таблиц"....
Мастер-класс для педагогов «Использование игровых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»
данный материал будет полезен педагогам...
Мастер – класс для педагогов «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи у дошкольников»
Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации...
Мастер класс для педагогов использование технологии синквейн для развития речи детей старшего дошкольного возраста
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике технологию синквейн для речевого развития детей старшего дошкольного возраста....
Мастер-класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
Данный материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений. Он поможет ознакомлению педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста...
Мастер - класс для педагогов "Использование приёмов мнемотехники в развитии речи дошкольников"
Мастер - класс для педагогов...
Мастер-класс для педагогов «Использование дидактических игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников с использованием словесных и дидактических игр в образовательном процессе ДОУ. Задачи:Повысить профессиональный уровень педагогов...