Мастер-класс для родителей «Использование метода интеллект-карт для развития речи детей с ТНР».
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Для развития речи детей с ТНР прекрасно подойдут интеллектуальные карты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_roditeley.docx | 17 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей
«Использование метода интеллект-карт для развития речи детей с ТНР».
Цель: повышение компетентности родителей в использовании метода интеллект-карт для речевого развития детей с ТНР.
Оборудование, материалы, инструменты: большие листы белой бумаги по количеству участников мастер-класса, фломастеры, картинки.
Ход совместной деятельности:
1 часть.
В современном дошкольном образовании возникает необходимость поиска новых средств, различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками таких качеств личности как: любознательность, самостоятельность, активность, инициативность, а также познавательного развития.
Одной из таких технологий является метод создания интеллект-карт, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.
Этот метод был предложен и разработан английским психологом Тони Бьюзеном.
Концепция интеллект-карт основана на особенностях восприятия информации человеческим мозгом. Дело в том, что мозгу трудно воспринимать символьную информацию в виде текстов, таблиц. Намного проще сознанию воспринимать информацию, которая основана на ассоциациях, задействует иерархическое мышление, визуализирована, дополнена цветом и картинками в соответствии с ассоциациями.
В мир дошкольных технологий интеллект-карты пришли благодаря к.п.н. В.М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Интеллект-карта - это уникальный и простой метод запоминания информации с помощью которого развиваются речевые особенности детей, активизируется мышление.
К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Применение таких карт побуждает ребенка к изображению и осмыслению окружающего мира.
Этот метод используется в 3-х направлениях:
- Развитие связной речи (составление рассказов, выполняя задание дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространённо, словарь становится точен и разнообразен).
Существуют правила составления интеллект-карт:
- При работе используются только цветные карандаши, маркеры, фломастеры и т. д.
- Лист располагается горизонтально.
- Главная идея обводится в центре страницы (для ее изображения можно использовать рисунки, картинки).
- Для каждого ключевого слова проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении)
- Над каждой линией – ветвью пишется одно ключевое слово.
- Писать надо разборчиво, печатными буквами.
- Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
В интеллект-карте ключевой идеей является выбранная тема, а ветки являются ее содержанием, которое наполняется в процессе работы с моделью трех вопросов (Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать?).
Модель трех вопросов обозначается разными цветами:
2 часть. Практическая часть мастер-класса
А сейчас мы вместе составим интеллект-карту (раздаю большие листы бумаги).
Предлагаю Вам ключевую идею «Морковь». Найдите подходящую картинку и вклейте ее в центр нашей интеллект-карты.
Нарисуйте главные ветви и напишите ключевые слова.
- Морковь – это овощ
- Где растет? – на грядке.
- Форма – треугольник
- Цвет – оранжевый
- Вкус – сладкая
- Что можно приготовить? – добавить, в суп, сделать морковный сок, испечь морковный пирог.
Когда вся интеллект-карта заполнена:
А сейчас я прошу Вас составить рассказ по теме «Морковь» с помощью нашей интеллект-карты (участники рассказывают).
3 часть. Моделирование
Уважаемые родители, мы сегодня с Вами попробовали составить интеллект-карту. Скажите, в чем помог Вам сегодня этот метод? Будете ли вы использовать их детьми?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Здравствуй, игрушка!" Давай, поговорим..." - использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста, имеющих ОНР.
Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умст...
Мастер-класс для родителей логопедической группы «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи детей»
В материале изложена краткая информация для родителей об элементах технологии ТРИЗ в работе учителя-логопеда по коррекции системного нарушения речи. Представлен Мастер-класс по обучению составле...
Мастер-класс "В гости к бабушке Лукерье" для родителей по развитию речи детей 5-6 лет
Мастер-класс -одна из форм работы с родителями. Выполняя задания логопеда рядом и вместе с детьми родители приобретают необходимые навыки обучения детей-логопатов....
Мастер-класс для педагогов «Синквейн, как средство активизации работы по развитию речи детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов «Синквейн, как средство активизации работы по развитию речи детей дошкольного возраста»...
Мастер – класс для воспитателей: «Организация и проведение пальчиковой гимнастики, способствующей развитию речи детей».
Мастер – класс для воспитателей: «Организация и проведение пальчиковой гимнастики, способствующей развитию речи детей»....
Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Применение метода интеллект-карт в развитии речи старших дошкольников"
В работе раскрыт педагогический опыт применения интеллект-карт на занятиях по развитию речи старших дошкольников...
Мастер-класс «Знакомство с волшебной книгой Виммельбух - как инновационной технологией развития речи детей старшего дошкольного возраста ».
Мастер-класс «Знакомство с волшебной книгой Виммельбух - как инновационной технологией развития речи детей старшего дошкольного возраста ». Цель: повышение профессионального маст...