Мастер класс для педагогов: Использование технологии «Синквейн» как средства развития речи старших дошкольников
презентация

Цымбал Курбангул Сапаргелдиевна

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь определенный лексический запас.

Одним из эффективных методов обогащения лексического запаса дошкольников является технология «Синквейн».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_sinkveyn.pptx1.66 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер класс для педагогов : Использование технологии « Синквейн » как средства развития речи старших дошкольников Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 41 «Росинка» Воспитатель Цымбал К.С

Слайд 2

Введение Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования , среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно : к завершению дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры: - Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, строит речевое высказывание в ситуации общения; - Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; - Творческие способности ребенка проявляются в придумывании сказок, он может фантазировать вслух, играть звуками и словами; - Может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; - Проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; - Способен к принятию собственных решений. Ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры .

Слайд 3

Актуальность: технология « Синквейн » универсальна, она не требует особых условий применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению словаря, дает педагогам оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, развивает психические функции (память внимание, мышление) и позволяет ребенку быть активным творческим участникам образовательного процесса; создает условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Цель : выявить влияние метода синквейн на познавательную и речевую активность детей старшего возраста. Гипотеза - применение на занятиях по развитию речи метода синквейн будет способствовать повышению познавательной и речевой активности детей старшего возраста. Для реализации поставленной цели были намечены следующие задачи: 1. Рассмотреть интерактивный метод обучения – синквейн ; 2. Изучить практически метод синквейн на занятиях по развитию речи у детей старшего возраста ДОУ. .

Слайд 4

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь определенный лексический запас. Одним из эффективных методов обогащения лексического запаса дошкольников является технология « Синквейн ». « Синквейн » в переводе с французского языка означает «стихотворение из пяти строк». Родоначальником синквейна считают американскую поэтессу Аделаиду Крэпси . Модель синквейна

Слайд 5

Синквейн состоит из пяти строк: 1. Первая строка синквейна - заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное или местоимение, означающее предмет или действие, о котором идёт речь). Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. Обычно, первое слово отвечает на вопросы: кто? что? Пример синквейна на слово Волк. Кто? - Волк.

Слайд 6

Пример синквейна на слово Волк. Кто? - Волк. Какой? - Серый, злой. 2. Вторая строка - два слова (или словосочетание), которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия или прилагательные, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? Это описание признаков предмета или его свойств, раскрывающие тему синквейна .

Слайд 7

3.Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий (иногда это могут быть словосочетания), описывающих действия предмета или явления. Отвечают на вопрос: что делает? что делают? Пример синквейна на слово Волк. Кто? - Волк. Какой? - Серый, злой. Что делает? - Воет, нападает, охотится.

Слайд 8

4. Четвёртая строка - это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов. Пример синквейна на слово Волк. Кто? - Волк. Какой? - Серый,злой . Что делает? - Воет, нападает, охотится. Предложение - Серый волк зубами щелк!

Слайд 9

5. Пятая строка - последняя. Одно слово - существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне , то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говорится в данном синквейне , и мнение автора об этом. Обычно, как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: кто? что? Пример синквейна на слово Волк. Кто? - Волк. Какой? - Серый,злой . Что делает? - Воет, нападает, охотится. Предложение - Серый волк зубами щелк! Ассоциация - Зверь.

Слайд 10

Лексическая тема «Игрушки» 1. Мяч 2. Круглый, гладкий 3. Прыгает, катится, сдувается 4. у меня есть круглый, гладкий мяч. 5. Игрушка 1.Медвежонок 2.Коричневый, мягкий 3.Сидит, умывается, ест 4.Мишка косолапый любит мед 5.Игрушка

Слайд 11

Пример синквейна на тему «Детский сад». 1.Детский сад 2.Яркий, красивый 3.Учимся, играем, танцуем, поем, гуляем, занимаемся спортом 4.Дом для детей 5.Радость для детей

Слайд 12

СИНКВЕЙН -ЗАГАДКА 1. ? 2. Cерый , колючий 3. Фыркает, спит, сворачивается. 4. Мне нравится этот зверек 5. Лес. 1.Зеленый, полосатый, 2.сахарный – растет, 3. зреет, поспевает – если постучать - может лопнуть 4. самая вкусная ягода! 5-?

Слайд 13

Заключение Технология синквейн органично вписывается в работу с детьми старшего дошкольного возраста, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса. Применение методики дидактического синквейна в работе с детьми позволяет сделать следующие выводы: 1. У детей формируется интерес к познанию объектов и явлений, их свойств, действий, строений; причинно-следственным, временным отношениям. 2 . Закрепляются знания детей о словах – предметах, словах – признаках, словах – действиях. 3 . Обогащается словарь, активизируется употребление в речи детей синонимов, омонимов, фразеологизмов. 4 . Совершенствуется вербальный анализ и синтез, способствует развитию памяти, внимания, мышления. 5 . Развивается ассоциативное мышление, умение рассуждать на заданную тему. Чем разнообразней будут схемы синквейна , тем больше будет интереса у детей к , что положительно будет влиять на развитие детей, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к будущему обучению в школе.

Слайд 14

Использованная литература: 1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. / В.М.Акименко.– Ростов Н/Д; изд. Феникс, 2011.-111 с. 2. Душка Н.Д. « Синквейн в работе по развитию речи дошкольников». /Н.Д.Душка. Журнал «Логопед» № 5 (2005). 3. Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников»./О.С.Ушакова. – Т.Ц. Сфера, 2005.-415с 4. Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста».- Владос - Москва, 2010 5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». М. ,1999 6. Коноваленко В.В. «Родственные слова. Лексико-грамматические упражнения и словарь для детей 6-8 лет».- Гном- Москва, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Использование пособий В.В.Воскобовича в развитии речи дошкольников» Квадрат Воскобовича»

Цель: - повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми. - знакомство с игровой развивающей технологией В.В....

Инновационная технология «Синквейн» как средство развития речи старших дошкольников (мастер-класс для педагогов)

Целью мастер-класса является обучение педагогов ДОУ составлению дидактического синквейна, с целью применения данной технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Мастер - класс для педагогов "Использование многофункционального пособия "Затейники", как средство развития психомоторных функций дошкольника"

Пособие способствует повышению профессиональной компетенции педагогов и является эффективным средством в решении различных образовательных задач. Если вы окунетесь в мир игр, применяя это пособие...

Использование технологии «Синквейн» как средства развития речи старших дошкольников

Введение Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершен...

Мастер-класс для педагогов «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»

Формирование у молодых специалистов представления о специфике средств, методов, приемов социально-личностного развития детей в ДОУ...

Мастер-класс для педагогов "Использование степ-платформ как эффективного средства развития физических качеств у детей дошкольного возраста"

Использование степ-платформ как эффективного средства развития физических качеств у детей дошкольного возраста в условиях реализации содержания образовательной области "Физическое развитие"...

Мастер – класс для педагогов «Использование новых технологий нетрадиционных приемов для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Мастер – класс для педагогов«Использование новых технологий нетрадиционных приемов для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»...