Доклад для педагогов из опыта работы по теме: «Использование технологии ТРИЗ в целях развития речи детей дошкольного возраста».
статья по развитию речи (старшая группа)
Использование технологии ТРИЗ в целях развития речи детей дошкольного возраста.
Цель использования технологии ТРИЗ с одной стороны развитие мышления, а с другой стороны речи и творческого воображения. По моим наблюдениям, элементы технологии ТРИЗ содержат в себе значительный потенциал, позволяющий качественно изменить процесс речевого развития детей дошкольного возраста. Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ « Детский сад №124»
Доклад для педагогов
из опыта работы по теме:
«Использование технологии ТРИЗ в целях развития речи детей дошкольного возраста».
Подготовила и провела:
Суздальцева
Ирина Владимировна
Череповец
Использование технологии ТРИЗ в целях развития речи детей дошкольного возраста.
Цель использования технологии ТРИЗ с одной стороны развитие мышления, а с другой стороны речи и творческого воображения. По моим наблюдениям, элементы технологии ТРИЗ содержат в себе значительный потенциал, позволяющий качественно изменить процесс речевого развития детей дошкольного возраста. Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества:
- в активизации познавательной деятельности детей;
- в создании мотивационных установок на проявление творчества;
- в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);
- повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами;
- формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;
- развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности [4].
Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, важно учитывать следующие дидактические принципы:
Принцип свободы выбора — в любом действии предоставить ребенку право выбора.
Принцип открытости — >нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.
Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия,
Второй год хожу на методическую площадку по этой теме, поэтому взяла для себя приемы, элементы игры. Все охватить невозможно, но то, что интересно и доступно детям моей группы представлю вам.
Все игры, упражнения и задания по технологии ТРИЗ построены на использовании схем, моделей, каких- либо алгоритмов. Цель использования этой технологии с одной стороны развитие мышления, а с другой стороны речи и творческого воображения. Элементы ТРИЗ содержат в себе значительный потенциал, позволяющий качественно изменить процесс речевого развития детей дошкольного возраста.
Познакомлю вас со своим опытом использования этой технологии в работе с детьми именно для их речевого развития.
1. Использование словесных игр. Например « Маша - растеряша». Детям раздаются картинки с предметами. Игра способствует пополнению словаря детей словами действиями в соответствии с назначением предмета. ( развитие мышления, обогащение опыта взаимодействия с предметами).
У каждого предмета может несколько назначений.
Алгоритм в этой игре -это диалог ведущего с участниками.
-Ой!
- Что с тобой?
- Потеряла ложку?
- И что?
- А чем я теперь буду мешать (накладывать, есть и т.д.)
Игра « Пароль»- я возьму с собой того, кто назовет мне сказку, в названии которой есть число»
Игра « Хорошо - плохо» что в предмете может быть хорошего- а что плохого». Вы рады, что зима наступила, а что зимой хорошо…
2. Дидактическая игра « Загадочная коробочка»
Для игры сделана коробочка с двумя отверстиями сбоку. Направлена на развитие связной речи, активизация словаря прилагательными или словами признаками.
Игра построена по типу « Чудесный мешочек». В игре детям предлагается обследовать на ощупь предмет, который лежит в коробочке и отразить свои ощущения в речи, используя модель (форма предмета, размер по сравнению с чем- либо ( со своей ладонью), объем: (плоский или объемный), какая поверхность
( гладкая, шершавая); наличие частей, материал из которого сделан предмет
( стекло, пластмасса, металл, дерево).
3. Использование моделей для рассказывания:
А. модель 1: используется при составлении рассказа по картине
« Когда происходят события?
Где происходят события?
Кто изображен на картине? Назови по признакам?
Что делают герои картины?
Сделай свое окончание рассказа?
Б. модель 2 « ДОМ»: План - рассказа, о каком либо предмете, объекте.
В доме девять квартир, человечки которые живут в квартирах дома не хотят знать ни о чем другом, кроме своей темы.
1. Классификация 2. Где? ( живет, находится, растет)3.Части 4. Размер ( используются ориентиры: больше меньше, шире уже, длиннее- короче, тоньше- толще) 5.Цвет Какого цвета ваш предмет, спрашивает живущий здесь человечек.6. Какого цвета? 7. На что похоже, какой формы? 8.Отвечаем на вопрос какой ? по разным признакам. 8.Что необходимо для жизни? Из чего сделан? Если рукотворный мир.9. Вред и польза.
В. Модель 3 для описания персонажа: Рост. Цвет глаз. Волосы. Выражение лица. Его характер. Предметы одежды. Его характер. Социальные роли.
4. Использование карточек схем для знакомства и разучивания скороговорок. Скороговорки формируют умение говорить четко и выразительно, способствуют исправлению неправильного произношения. Схема помогает понять смысл, способствует запоминанию, развивает воображение.
5. Экран с окошками. Упражнение « Составь рассказ» на месте стрелочек дети подбирают слова действия, вместо волнистых линий слова признаки.
Экран может использоваться для подсказок карточек при составлении перессказа текста и для разучивания стихотворения ( символы придумываются совместно с детьми).
6. Дидактическая игра « Дерево звуков» Вариантов зданий очень много.
Используется для решения различных задач по речевому развитию: формирование звуковой культуры речи, для развития связной речи, для совершенствования грамматического строя речи.
На дереве необычные листочки, а листочки с картинками. Задания: расположи на дереве предметы, которые имеют три слога; Во всех картинках есть звук с, найди лишнюю; Составление загадок о предмете, который на дереве - назови его. Расположи на дереве слова похожие по звучанию. Чем похожи, а чем отличаются предметы на дереве, подбери слова признаки, действия, сравнения к словам.
7.Составление загадок с использованием карточек-признаков. Учит составлять развернутое высказывание, о каком либо объекте или предмете, подбирать слова признаки и действия.
« Опиши я отгадаю» .Ребенок загадывает какой либо объект и с опорой на карточки рассказывает о нем, дети должны отгадать что загадал рассказчик.
8. Известно, что именно в свободной деятельности личность ребенка развивается более активно. Для этого на прогулках можно использовать приемы фантазирования: оживление, динамизация, изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т.д. Оживим ветер: кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра?
Достаточно эффективным является также прием эмпатии — дети представляют себя на месте наблюдаемого: “А что если ты превратился в бабочку? О чем ты мечтаешь? Кого ты боишься?” и т. д.
Доскажи словечко
У лисы хвост пушистый, а у волка …..Сейчас волчонок маленький, а когда вырастет станет…..Заяц по характеру робкий и пугливый, а лиса…….,Синичка сидит на заснеженном кусте, а клест…Рысь охотится на добычу, а белка……,Волк вынюхивает следы, а лиса…….,Зимой белка поедает запасы, а летом…..,Звери дикие, потому что они…(живут одни в лесу, сами добывают пищу, спасаются от врагов) Зимой деревья заснеженные, а летом……, Сейчас лиса хитрая, а будет еще….( волк, заяц)
Итог:
Вам понравилось наблюдать за жизнью животных зимой в лесу? Что вам особенно понравилось на картине? Как бы вы ее назвали? Мне очень понравились ваши рассказы про зимний лес и его обитателей.
Задания по картине с использованием технологии ТРИЗ:
1.Выделение объектов: Какие объекты вы видите на картине? Что вы видите справа под деревом? Где вы видите зайца? Как, одним словом назвать? В глубине? Чем является лес для зверей?
2.Живое – неживое растительный и животный мир - снег, сугробы
3.Природный – рукотворный- создано природой или человеком
4.Целое - часть лось рысь заяц
5 Действия вы видите на картине.(лущит, мышкует, охотится, крадется)
6.Кодировка объектов. Как связаны между собой? В-В,З-В,заяц для волка это
7.Оживи картину (карточки) Внимательно посмотрите еще раз на картину и запомните свое местоположение.
8.Звуки леса (звучат) Какие звуки вы слышите? Запах?
9.Образные характеристики: По цвету заяц , как Рога лося по форме как Лось по размеру, как
10.Загадки описания, доскажи словечко.
11.Что положительное? А что отрицательное?( кто то охотится, кто то питается, а заяц трусит, дрожжит)
12.Рассказы фантазии: Какое время суток на картине? А что вечером звери будут делать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/01/picture-306622-1380638303.jpg)
Материал из опыта работы по теме:"Использование метода ТРИЗ в развитии познавательной активности старших дошкольников"
Творческие способности подразумевают наличие подвижности мышления, быстрые ориентировки нестандартного подхода к решению больших и малых задач. Важнейшим здесь является умение перено...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/17/picture-406212-1392619582.jpg)
Описание опыта работы на тему «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста».
ВведениеВопрос развития мелкой моторики пальцев рук у детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образов...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/20/picture-833682-1476931079.jpg)
В рамках городского методического объединения представление опыта работы на тему: "Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ"
Правильная организация обучения детей это сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми методами, приемами и принципами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методик, эффектив...
Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста » ( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша )
Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-58581-1418493664.jpg)
СООБЩЕНИЕ из опыта работы на тему: « Использование кругов Луллия с детьми старшего дошкольного возраста»
Целью моей работы стал поиск новых инновационных технологий в работе с детьми. Учитывая приоритетное направление нашего детского сада мы задумались над тем, как обогат...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/06/picture-1275022-1601964467.jpg)
Обобщение опыта работы по теме: «Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии проблемно-диалогического обучения»
В практике современной педагогики всё чаще в качестве эффективных средств развития коммуникативной компетенции старших дошкольников используется технология проблемно-диалогического обучения. Приёмы да...
Обобщение опыта работы по теме " Использование сказки как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"
обобщение оыта работы по теме " Использование сказки как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"...