Путешествие по стране Загадайка.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Афанасьева Наталия Николаевна

Цель: поддерживать интерес детей к устному народному творчеству. Развивать устную речь, мышление, фантазию, умение составлять загадки.

Материалы:  доска с прикреплёнными к ней бумажными домиками;  картинки с изображениями воробья, лисы, ежа, осла, розы;  три закрытые коробки: в одной – луковица, в другой – вилок капусты, в третьей – морковь.

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня мы будем путешествовать по стране Загадайка. Как вы думаете почему она так называется? (Ответы детей). В этих домиках (показывает) живут отгадки. (Педагог подходит к столу с разложенными на нём картинками) А какие мы сейчас узнаем. (Педагог загадывает загадки, дети отгадывают их и прикрепляют картинки отгадки к домикам)

Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг.

Клюй, не робей.

Это кто?.. (воробей)

 

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Хвост пушистый, краса.

А зовут её… (лиса)

 

Лежала под ёлками

Подушечка с иголками.

Лежала, лежала

Да побежала… (ёж)

 

Воспитатель:  Посмотрим,  что в этих коробках (предлагает их открыть). Почему коробки не открываются? Наверное, в стране Загадайка ключиком может быть только отгаданная загадка. (Педагог называет загадки, дети отгадывают)

 

Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (лук)

 

Сто одёжек и все без застёжек. (капуста)

 

Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (морковь)

 

Дети проверяют правильность отгадок открывая коробки.

 

Воспитатель:  Загадки интересно не только отгадывать, но и самим сочинять. Хотите попробовать?  (Дети соглашаются) Сейчас мы с вами будем придумывать загадку про ослика. (Педагог вывешивает на доске картинку с изображением ослика)

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете можно использовать в загадке слово «ослик» (Дети отвечают: нельзя). Рассмотрите картинку. На каких животных похож ослик?

Дети: на лошадь, на пони, на маленькую зебру, волка.

Воспитатель:  Какие у ослика характерные внешние признаки, как он выглядит?

Дети:  У него длинные уши, копыта, он маленького роста, серого цвета.

Воспитатель: Вы сказали, что ослик похож на волка. Чем же?

Дети:  Он серого цвета, как волк.

Воспитатель:  Да, он серый, но не волк. Это будет первая строчка нашей загадки. А что у него общего с зайцем?

Дети:  Ослик такой же длинноухий как заяц.

Воспитатель:  Совершенно верно, с длинными ушами, но не заяц. Ещё вы называли лошадь. Что общего у лошади и ослика?

Дети:  Копыта и хвост.

Воспитатель:  Правильно. Он с копытами, но не лошадь. А хвост есть у многих животных. Поэтому такое слово нам не подходит. Теперь попробуем составить загадку:

Он серый, но не волк,

С длинными ушами, но не заяц,

С копытами, но не лошадь.  Кто это?

Дети: Конечно, ослик.

Воспитатель: понравилось сочинять загадки? Хотите составить ещё одну? (Ответы детей. Педагог вывешивает на доске картинку с изображением розы). Про какой цветок наша следующая загадка? Правильно, про розу. Посмотрите на картинку, подумайте, какие признаки имеет этот цветок? Какие слова можно использовать для описания розы? (Ответы детей: красивая, яркая, колючая, душистая, бархатная, ароматная, красная, похожая на вазочку и т.д.) Ребята, какие слова выберем для первой строчки?

Дети (после обсуждения):  колючая, красная, душистая и немного пушистая.

Воспитатель:  Как цветок защищает себя, когда до него дотрагиваются?

Дети: Он колется.

Воспитатель:  Собираем все части загадки вместе:

Колючая, красная, душистая,

Немного пушистая.

Но дотронуться нельзя,

Уколешься слегка.

 

Воспитатель: У нас получилась загадка-стишок. Попробуйте загадать её дома своим родителям. А теперь очень трудное задание: каждый из вас должен сочинить загадку про воробья.

Дети работают самостоятельно, затем загадывают свои загадки:

Смекалистый, драчун,

Маленький, а  не цыплёнок.

 

Маленький, в сером пиджаке,

На поле прилетает,

Насекомых поедает.

 

Смекалистый, да не человек,

Зоркий, да не орёл,

Юркий, да не ящерица.

Воспитатель:  Спасибо, ребята! Вы прекрасно справились с заданием!

 

Итог занятия:

Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Загадайка. Если это путешествие вам понравилось, вы можете продолжить его, составляя (сочиняя) загадки вместе со своими друзьями и родителями.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный досуг "Путешествие по стране Загадайка".

В ходе досуга дети знакомятся с историей возникновения загадки в устном народном творчестве, учатся через игровые моменты сами придумывать и отгадывать загадки....

Обучение детей использованию образных средств языка в связной речи (раздел «Речецветик») Путешествие в страну «Загадайка»

Приложение VОбучение детей использованию образных средств языка в связной речи (раздел «Речецветик») Путешествие в страну «Загадайка» Обучение детей сочинению загадок в старшей группеВоспитатель ...

Конспект ООД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну Загадайку» Лексическая тема недели: «Безопасность»

Данная ООД может быть организована с детьми подготовительной группы. Используемые элементы технологии ТРИЗ и РТВ позволяют повысить интерес детей к заданиям, а значит и активность....

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе Путешествие по стране Математика Тема занятия: "Путешествие по стране Математика"

Описание материала:   Предлагаю вам конспект НОД для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Путешествие по стране Математика». Материал подобран и структурирован в соответствии с задача...

Интегрированное занятие "Путешествие в страну сказок" 2 младшая группа «Путешествие в страну сказок» Вторая младшая группа

Интегрированное занятие "Путешествие в страну сказок" 2 младшая группа«Путешествие в страну сказок» Вторая младшая группа...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста Тема: «Путешествие в страну «Геральдика» НОД «Путешествие в страну «Геральдика. Флаг Минераловодского района»

Образовательные области: «Познавательное развитие », «Социально- коммуникативное развитие », «Художественно-эстетическое развитие », «Речевое развитие »...