Путешествие по стране Загадайка.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Цель: поддерживать интерес детей к устному народному творчеству. Развивать устную речь, мышление, фантазию, умение составлять загадки.
Материалы: доска с прикреплёнными к ней бумажными домиками; картинки с изображениями воробья, лисы, ежа, осла, розы; три закрытые коробки: в одной – луковица, в другой – вилок капусты, в третьей – морковь.
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня мы будем путешествовать по стране Загадайка. Как вы думаете почему она так называется? (Ответы детей). В этих домиках (показывает) живут отгадки. (Педагог подходит к столу с разложенными на нём картинками) А какие мы сейчас узнаем. (Педагог загадывает загадки, дети отгадывают их и прикрепляют картинки отгадки к домикам)
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг.
Клюй, не робей.
Это кто?.. (воробей)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый, краса.
А зовут её… (лиса)
Лежала под ёлками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да побежала… (ёж)
Воспитатель: Посмотрим, что в этих коробках (предлагает их открыть). Почему коробки не открываются? Наверное, в стране Загадайка ключиком может быть только отгаданная загадка. (Педагог называет загадки, дети отгадывают)
Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (лук)
Сто одёжек и все без застёжек. (капуста)
Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (морковь)
Дети проверяют правильность отгадок открывая коробки.
Воспитатель: Загадки интересно не только отгадывать, но и самим сочинять. Хотите попробовать? (Дети соглашаются) Сейчас мы с вами будем придумывать загадку про ослика. (Педагог вывешивает на доске картинку с изображением ослика)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете можно использовать в загадке слово «ослик» (Дети отвечают: нельзя). Рассмотрите картинку. На каких животных похож ослик?
Дети: на лошадь, на пони, на маленькую зебру, волка.
Воспитатель: Какие у ослика характерные внешние признаки, как он выглядит?
Дети: У него длинные уши, копыта, он маленького роста, серого цвета.
Воспитатель: Вы сказали, что ослик похож на волка. Чем же?
Дети: Он серого цвета, как волк.
Воспитатель: Да, он серый, но не волк. Это будет первая строчка нашей загадки. А что у него общего с зайцем?
Дети: Ослик такой же длинноухий как заяц.
Воспитатель: Совершенно верно, с длинными ушами, но не заяц. Ещё вы называли лошадь. Что общего у лошади и ослика?
Дети: Копыта и хвост.
Воспитатель: Правильно. Он с копытами, но не лошадь. А хвост есть у многих животных. Поэтому такое слово нам не подходит. Теперь попробуем составить загадку:
Он серый, но не волк,
С длинными ушами, но не заяц,
С копытами, но не лошадь. Кто это?
Дети: Конечно, ослик.
Воспитатель: понравилось сочинять загадки? Хотите составить ещё одну? (Ответы детей. Педагог вывешивает на доске картинку с изображением розы). Про какой цветок наша следующая загадка? Правильно, про розу. Посмотрите на картинку, подумайте, какие признаки имеет этот цветок? Какие слова можно использовать для описания розы? (Ответы детей: красивая, яркая, колючая, душистая, бархатная, ароматная, красная, похожая на вазочку и т.д.) Ребята, какие слова выберем для первой строчки?
Дети (после обсуждения): колючая, красная, душистая и немного пушистая.
Воспитатель: Как цветок защищает себя, когда до него дотрагиваются?
Дети: Он колется.
Воспитатель: Собираем все части загадки вместе:
Колючая, красная, душистая,
Немного пушистая.
Но дотронуться нельзя,
Уколешься слегка.
Воспитатель: У нас получилась загадка-стишок. Попробуйте загадать её дома своим родителям. А теперь очень трудное задание: каждый из вас должен сочинить загадку про воробья.
Дети работают самостоятельно, затем загадывают свои загадки:
Смекалистый, драчун,
Маленький, а не цыплёнок.
Маленький, в сером пиджаке,
На поле прилетает,
Насекомых поедает.
Смекалистый, да не человек,
Зоркий, да не орёл,
Юркий, да не ящерица.
Воспитатель: Спасибо, ребята! Вы прекрасно справились с заданием!
Итог занятия:
Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Загадайка. Если это путешествие вам понравилось, вы можете продолжить его, составляя (сочиняя) загадки вместе со своими друзьями и родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный досуг "Путешествие по стране Загадайка".
В ходе досуга дети знакомятся с историей возникновения загадки в устном народном творчестве, учатся через игровые моменты сами придумывать и отгадывать загадки....
Конспекты занятий по ФЭПМ "Мой веселый звонкий мяч", «Переполох в стране математики», «Путешествие по занимательной математике»,«Путешествие в страну сказок»
Конспект занятия по ФЭПМ "Мой веселый звонкий мяч"...
Обучение детей использованию образных средств языка в связной речи (раздел «Речецветик») Путешествие в страну «Загадайка»
Приложение VОбучение детей использованию образных средств языка в связной речи (раздел «Речецветик») Путешествие в страну «Загадайка» Обучение детей сочинению загадок в старшей группеВоспитатель ...
Конспект ООД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну Загадайку» Лексическая тема недели: «Безопасность»
Данная ООД может быть организована с детьми подготовительной группы. Используемые элементы технологии ТРИЗ и РТВ позволяют повысить интерес детей к заданиям, а значит и активность....
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе Путешествие по стране Математика Тема занятия: "Путешествие по стране Математика"
Описание материала: Предлагаю вам конспект НОД для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Путешествие по стране Математика». Материал подобран и структурирован в соответствии с задача...
Интегрированное занятие "Путешествие в страну сказок" 2 младшая группа «Путешествие в страну сказок» Вторая младшая группа
Интегрированное занятие "Путешествие в страну сказок" 2 младшая группа«Путешествие в страну сказок» Вторая младшая группа...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста Тема: «Путешествие в страну «Геральдика» НОД «Путешествие в страну «Геральдика. Флаг Минераловодского района»
Образовательные области: «Познавательное развитие », «Социально- коммуникативное развитие », «Художественно-эстетическое развитие », «Речевое развитие »...