Литературный досуг "Путешествие по стране Загадайка".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Панферова Елена

В ходе досуга дети знакомятся с историей возникновения загадки в устном народном творчестве, учатся через игровые моменты сами придумывать и отгадывать загадки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_strane_zagadayka.docx15.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Сценарий литературного досуга

 «Путешествие по стране Загадайка» для детей подготовительной группы.

Цель:

-Поддерживать интерес у детей к устному народному творчеству.

-Развивать мышление, фантазию, описательную речь, умение составлять загадки.

-Вовлечь детей в совместную игровую и творческую деятельность.

Материал: бубен,  фланелеграф, картинки с изображениями улитки, лисы, петуха, медведя, зайца, розы. Три закрытые коробки: в одной- луковица, в другой- вилок капусты, в третьей- морковь.

                                                     Ход  досуга.

Воспитатель: Сегодня мы будем путешествовать по стране Загадайка. Как вы думаете, почему она так называется?  (Ответы детей)

Правильно, здесь живут загадки. Давайте вспомним некоторые из них. Тот, кто назовет загадку, ударит в бубен и передаст его соседу, который должен отгадать загадку, вспомнить другую, ударить в бубен и передать его следующему и т.д. (Дети играют с бубном, загадывают и отгадывают загадки).

-Дети, а вы знаете, какую интересную и долгую жизнь прожили загадки до встречи с нами? В древние времена много бед подстерегало человека: то молния ударит в дерево рядом с жильем, то забушует лесной пожар, то волки нападут на скот.

Люди считали, что и деревья , и травы, и всякая тварь лесная понимают человеческий язык, прислушиваются к каждому слову. И чтобы утаить свое намерение, обмануть природу, люди (охотники, рыболовы, пастухи) придумали тайный язык, понятный только им, например: огурцы- телятки, подсолнух- золотое решето, баран- шуба да кафтан, месяц- хлеба краюшка. Вот из такой «тайной речи» и появились загадки.

Можно сказать, что загадка- это очень маленькое описание предмета или явления, содержащее замысловатый вопрос, на который необходимо дать точный краткий ответ.

 (Выставляю на фланелеграф картинки с изображениями животных).

-Сейчас я буду загадывать загадки, а вы найдите картинки-отгадки.

По своей форме загадки бывают разные, например, загадка-вопрос. «Кто на себе дом носит?» (Дети показывают картинку с изображением улитки).

Или загадка-предложение. «Пришла из лесу  птичница в рыжей шубке кур посчитать».  (Дети выбирают картинку с изображением лисы).

Есть как бы неоконченные загадки. Их ответ содержится в последнем слове-рифме.

                            На голове гребешок.

                            Кто же это? (Дети показывают картинку с изображением петушка).

В загадке не называется предмет или персонаж , который требуется отгадать, а лишь его признаки. Например:

                             Если в руки меня взять

                             И на кнопочку нажать,

                             Сразу превращусь в грибок,

                             Чтоб под дождем ты не промок.

-Правильно, это зонт. А почему вы так думаете? Давайте порассуждаем, докажем правильность отгадки.  (Рассуждения детей).

-Посмотрите, у меня на столе три коробки. Давайте откроем их и посмотрим, что в там. (Коробочки не открываются). Почему коробочки не открываются? Наверное в стране Загадайка ключиком может быть только отгаданная загадка.

                    (Загадываются загадки, дети отгадывают).

  • Пришел барин с грядки , весь в заплатках.

Кто ни взглянет -всяк заплачет. (Лук)

  • Лоскуток на лоскутке -зеленые заплатки,

Целый день на животе нежится на грядке.  (Капуста).

  • За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая. (Морковь).

Дети проверяют правильность отгадок, открывая коробки.

-Загадки интересно не только отгадывать, но и самим сочинять. Хотите попробовать?

                (На доску вывешивается картина с изображением розы).

-Про какой цветок мы будем придумывать загадку?  (Про розу).

Посмотрите на картинку, подумайте, какие характерные признаки имеет этот цветок? Какие слова можно использовать для описания розы?  (Красивая, яркая, пушистая, душистая, красная и т.д.). Можно ли в загадке называть слово «роза»? (Нет). Как цветок защищает себя, когда до него дотронешься? (Может уколоть, у него есть шипы).

-Давайте соберем все части нашей загадки вместе:

                                Колючая, красная, душистая,

                                Немного пушистая.

                                 Но дотронуться нельзя,

                                 Уколешься слегка.

-У нас получилась загадка-стишок. Попробуйте загадать ее дома своим родителям.

-Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Загадайка. Если это путешествие вам понравилось, вы можете продолжить его сочиняя загадки вместе со своими друзьями и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературные сказки разных стран

Литературные сказки разных стран для детей старшего дошкольного возраста...

Обучение детей использованию образных средств языка в связной речи (раздел «Речецветик») Путешествие в страну «Загадайка»

Приложение VОбучение детей использованию образных средств языка в связной речи (раздел «Речецветик») Путешествие в страну «Загадайка» Обучение детей сочинению загадок в старшей группеВоспитатель ...

Сценарий литературного праздника "В стране веселых рассказов"

Совместный литературный праздник детей и родителей по творчеству детских писателей Н.Носова и В.Драгунского....

Литературная викторина«В стране сказок» по русским народным сказкам

Описание материала: материал будет полезен педагогам, музыкальным руководителям и родителям с целью организации литературной викторины с детьми средней группы....

викторина по литературным сказкам зарубежных стран для старших дошкольников

Викторина предназначена для детей старшего дошкольного взраста. Можно использовать в качестве развлечения....

Конспект ООД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну Загадайку» Лексическая тема недели: «Безопасность»

Данная ООД может быть организована с детьми подготовительной группы. Используемые элементы технологии ТРИЗ и РТВ позволяют повысить интерес детей к заданиям, а значит и активность....

Путешествие по стране Загадайка.

Цель: поддерживать интерес детей к устному народному творчеству. Развивать устную речь, мышление, фантазию, умение составлять загадки.Материалы:  доска с прикреплёнными к ней бумажными домиками; ...