Обучение детей использованию образных средств языка в связной речи (раздел «Речецветик») Путешествие в страну «Загадайка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Приложение V

Обучение детей использованию образных средств языка в связной речи (раздел «Речецветик») Путешествие в страну «Загадайка»

 

Обучение детей сочинению загадок в старшей группе

Воспитатель Бабкина Н.И.

 

Программное содержание. Учить детей отгадывать загадки; стимулировать словесное творчество, учить придумывать загадки, построенные на описании и сравнении; упражнять в подборе рифмующихся слов; формировать умение рассуждать, аргументировать свое мнение. Развивать логическое мышление, воображение.

Оборудование. Конверты с отгадками к загадкам о домашних и диких животных; корзинка с овощами, фруктами; картинки с изображением жирафа, шляпы, подъемного крана, лягушки.

Ход занятия

 Воспитатель: Сегодня мы будем путешествовать по стране «Загадайка».

-                      Как вы думаете, почему эта страна так называется?

-                      В этих конвертах живут отгадки, а какие, вы сейчас узнаете.

Воспитатель загадывает 2 загадки о домашних животных и 2

загадки о диких животных. Дети угадывают, рассуждают и объясняют загадку, например, почему про лису говорится «Рыжая плутовка», а про волка «Зубовато, серовато по полю рыщет ... ».

-                      Молодцы, мы продолжаем путешествовать по стране «Загадайка».

-                      Посмотрите, какая волшебная корзиночка (Показывает корзинку).

-                      Может, вы удивитесь, но здесь тоже отгадки живут, только вкусные и сладкие. (Дети отгадывают загадки об овощах и фруктах. Корзиночка «угощает» кусочками моркови, яблок).

Физкультминутка.

Воспитатель: Ребята, мы продолжаем путешествие. Я убедилась, что вы умеете отгадывать загадки. Как вы думаете, трудно или легко придумывать загадки? Давайте попробуем.

-         Посмотрите на картинку. Что это? (Показ картинки изображением подъемного крана).

-                      Когда мы будем придумывать загадку о нем, можно использовать слова «подъемный кран»? (Нет).

 

Как вы думаете, на какое животное похож подъемный кран? (На жирафа). Чем похож? (Подъемный кран высокий и жираф тоже высокий, и шея у него длинная).

- Давайте придумаем первую строчку загадки:

Это машина с шеей жирафа ...

Давайте дальше думать. Зачем нужен на стройке подъемный кран? (Помогает строителям грузить, поднимать кирпичи, бетон, грузы. Грузы тяжелые он поднимает).

-                Чем кран непохож на жирафа? (Нет хвоста, копыт, ног и др.)

-      Давайте повторим все вместе:

Это машина с шеей жирафа,

Но без хвоста и копыт.

Грузы  тяжелые он поднимает

И вот уж построенный дом стоит.

-                Понравилось ли вам придумывать загадку?

Воспитатель вывешивает на доску картинку с изображением

шляпы.

- Что это? (головной убор, шляпа). Опишите шляпу? Какая она? На что похожа? (Глубокая, круглая, широкая, с полями, она похожа на таз). Как надевают шляпу? (Натягивают, нахлобучивают). Зачем нужна шляпа? (Защищает от солнца, ветра). Можно ли сказать, что она верхом на голове сидит? Кто еще верхом сидит? (Всадник). А теперь давайте и эту загадку собирать.

Широкая и круглая,

Похожая на таз,

Сижу верхом на голове,

От солнца, ветра защищаю.

А знакомых встречу - Соскочу, привечу.

Воспитатель: А сейчас трудное задание. Пусть каждый из вас придумает короткую или длинную загадку о лягушке. Какая лягушка? (Пучеглазая, с большим ртом, с липким длинным языком). Где живет? Что ест?

Дети придумывают загадки. Например:

Пучеглазая подружка                                     Зеленая квакушка —

На болоте сидит.                                           Рот до ушей.

Как комарик подлетает —                            Из воды выплывает,

Она вмиг его съедает.                                    Своим липким языком

Насекомых поедает,

И опять в воду ныряет

 

 - Молодцы, вы прекрасно справились с заданием. Но наше путешествие по стране «Загадайка» на этом не заканчивается.

 Игры с воображаемыми предметами.

Воспитатель: Сейчас вы должны угадать загадки, но загадывать их будем не словами, а движением. Я буду говорить на ушко одному из вас, что нужно сделать, он выполняет действия, а все отгадывают, что я сказала.

Налить и выпить из стакана воду большими глотками.

Взять зеркало и расческу, причесаться и положить их на стол.

Представить, что ты — Марья-Царевна, расплети длинные косы и причеши их.

 Взять тяжелую сумку, принести на стол, вытащить яблоки и отнести назад легкую сумку.

Взять мяч и поиграть.

Дети угадывают загадки по движениям, оценивают, у кого лучше получилось.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadayka.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение V

Обучение детей использованию образных средств языка в связной речи (раздел «Речецветик») Путешествие в страну «Загадайка»

Обучение детей сочинению загадок в старшей группе

Воспитатель Бабкина Н.И.

Программное содержание. Учить детей отгадывать загадки; стимулировать словесное творчество, учить придумывать загадки, построенные на описании и сравнении; упражнять в подборе рифмующихся слов; формировать умение рассуждать, аргументировать свое мнение. Развивать логическое мышление, воображение.

Оборудование. Конверты с отгадками к загадкам о домашних и диких животных; корзинка с овощами, фруктами; картинки с изображением жирафа, шляпы, подъемного крана, лягушки.

Ход занятия

 Воспитатель: Сегодня мы будем путешествовать по стране «Загадайка».

  •  Как вы думаете, почему эта страна так называется?
  •  В этих конвертах живут отгадки, а какие, вы сейчас узнаете.

Воспитатель загадывает 2 загадки о домашних животных и 2

загадки о диких животных. Дети угадывают, рассуждают и объясняют загадку, например, почему про лису говорится «Рыжая плутовка», а про волка «Зубовато, серовато по полю рыщет ... ».

  •  Молодцы, мы продолжаем путешествовать по стране «Загадайка».
  •  Посмотрите, какая волшебная корзиночка (Показывает корзинку).
  •  Может, вы удивитесь, но здесь тоже отгадки живут, только вкусные и сладкие. (Дети отгадывают загадки об овощах и фруктах. Корзиночка «угощает» кусочками моркови, яблок).

Физкультминутка.

Воспитатель: Ребята, мы продолжаем путешествие. Я убедилась, что вы умеете отгадывать загадки. Как вы думаете, трудно или легко придумывать загадки? Давайте попробуем.

-         Посмотрите на картинку. Что это? (Показ картинки изображением подъемного крана).

  •  Когда мы будем придумывать загадку о нем, можно использовать слова «подъемный кран»? (Нет).

Как вы думаете, на какое животное похож подъемный кран? (На жирафа). Чем похож? (Подъемный кран высокий и жираф тоже высокий, и шея у него длинная).

- Давайте придумаем первую строчку загадки:

Это машина с шеей жирафа ...

Давайте дальше думать. Зачем нужен на стройке подъемный кран? (Помогает строителям грузить, поднимать кирпичи, бетон, грузы. Грузы тяжелые он поднимает).

  •  Чем кран непохож на жирафа? (Нет хвоста, копыт, ног и др.)

-         Давайте повторим все вместе:

Это машина с шеей жирафа,

Но без хвоста и копыт.

Грузы  тяжелые он поднимает

И вот уж построенный дом стоит.

  •  Понравилось ли вам придумывать загадку?

Воспитатель вывешивает на доску картинку с изображением

шляпы.

- Что это? (головной убор, шляпа). Опишите шляпу? Какая она? На что похожа? (Глубокая, круглая, широкая, с полями, она похожа на таз). Как надевают шляпу? (Натягивают, нахлобучивают). Зачем нужна шляпа? (Защищает от солнца, ветра). Можно ли сказать, что она верхом на голове сидит? Кто еще верхом сидит? (Всадник). А теперь давайте и эту загадку собирать.

Широкая и круглая,

Похожая на таз,

Сижу верхом на голове,

От солнца, ветра защищаю.

А знакомых встречу - Соскочу, привечу.

Воспитатель: А сейчас трудное задание. Пусть каждый из вас придумает короткую или длинную загадку о лягушке. Какая лягушка? (Пучеглазая, с большим ртом, с липким длинным языком). Где живет? Что ест?

Дети придумывают загадки. Например:

Пучеглазая подружка        Зеленая квакушка —

На болоте сидит.        Рот до ушей.

Как комарик подлетает —        Из воды выплывает,

Она вмиг его съедает.        Своим липким языком

Насекомых поедает,

И опять в воду ныряет


 - Молодцы, вы прекрасно справились с заданием. Но наше путешествие по стране «Загадайка» на этом не заканчивается.

 Игры с воображаемыми предметами.

Воспитатель: Сейчас вы должны угадать загадки, но загадывать их будем не словами, а движением. Я буду говорить на ушко одному из вас, что нужно сделать, он выполняет действия, а все отгадывают, что я сказала.

Налить и выпить из стакана воду большими глотками.

Взять зеркало и расческу, причесаться и положить их на стол.

Представить, что ты — Марья-Царевна, расплети длинные косы и причеши их.

 Взять тяжелую сумку, принести на стол, вытащить яблоки и отнести назад легкую сумку.

Взять мяч и поиграть.

Дети угадывают загадки по движениям, оценивают, у кого лучше получилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по формированию лексика – грамматических средств языка и связной речи для детей подготовительной группы.

Конспект по формированию лексика – грамматических средств языка и связной речи для детей подготовительной группы....

Учебный план занятий по формированию лексико – грамматических средств языка, развитию связной речи у детей с ОНР в подготовительной группе

Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большое внимание. Дефекты произношения сами собой не...

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»

Задачи.Образовательные:1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе. 2. Закреплять навык образования множественного числа существит...

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».

Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне,   расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...

Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»

Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи  в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями р...