«В гостях у матрешки», составить рассказ по мнемотаблицам для детей подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Карцева Елена Юрьевна

«В гостях у матрешки», составить рассказ по мнемотаблицам

для детей подготовительной к школе группы

 

Подготовила: Карцева Елена Юрьевна, воспитатель 1кв к. МОУ ИРМО «Дзержинская НШДС».

Цель занятия: создание условий для приобщения детей к истокам русской народной культуры на примере русской национальной матрёшки. Учить составлять рассказы, используя мнемотаблицы.

Задачи:

- дать представление о происхождении русской матрешки;

- познакомить детей с видами и особенностями росписей русских матрешек;

- формировать духовно - нравственные качества детей средствами музейной педагогики;

- развивать у детей положительное отношение к культурному наследию русского народа;

- воспитывать бережное отношение к культурным ценностям своего народа.

- продолжать учиться составлять рассказы, используя мнемотаблицы.

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная.

Оборудование и материалы: матрешки, сундучок, дидактическая игра «Как изго-тавливают матрешку?», цветок для игры, аудиозаписи русских народных мелодий, разрезные картинки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением матрешки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки, слушание музыкальных фольклорных композиций, раскрашивание и рисование матрешек.

Планируемые результаты:

- обогащение представлений детей о происхождении русской матрешки;

- проявление интереса детей к ознакомлению с видами и особенностями рос-писей русских матрешек;

- формирование духовно - нравственных качеств детей средствами музейной педагогики;

- умение проявлять положительное отношение к культурному наследию рус-ского народа;

- умение бережно относиться к культурным ценностям своего народа.

- умение составить рассказ по мнемотаблицам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«В гостях у матрешки», составить рассказ по мнемотаблицам

для детей подготовительной к школе группы

Подготовила: Карцева Елена Юрьевна, воспитатель 1кв к. МОУ ИРМО «Дзержинская НШДС».

Цель занятия: создание условий для приобщения детей к истокам русской народной культуры на примере русской национальной матрёшки. Учить составлять рассказы, используя мнемотаблицы.

Задачи:

- дать представление о происхождении русской матрешки;

- познакомить детей с видами и особенностями росписей русских матрешек;

- формировать духовно - нравственные качества детей средствами музейной педагогики;

- развивать у детей положительное отношение к культурному наследию русского народа;

- воспитывать бережное отношение к культурным ценностям своего народа.

- продолжать учиться составлять рассказы, используя мнемотаблицы.

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная.

Оборудование и материалы: матрешки, сундучок, дидактическая игра «Как изго-тавливают матрешку?», цветок для игры, аудиозаписи русских народных мелодий, разрезные картинки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением матрешки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки, слушание музыкальных фольклорных композиций, раскрашивание и рисование матрешек.

Планируемые результаты:

- обогащение представлений детей о происхождении русской матрешки;

- проявление интереса детей к ознакомлению с видами и особенностями рос-писей русских матрешек;

- формирование духовно - нравственных качеств детей средствами музейной педагогики;

- умение проявлять положительное отношение к культурному наследию рус-ского народа;

- умение бережно относиться к культурным ценностям своего народа.

- умение составить рассказ по мнемотаблицам.

Ход занятия:

1. Вводная часть

(Звучит русская народная мелодия, входят дети)

Педагог: дети, вы любите играть?

Дети: да!

Педагог: вот здорово, я предлагаю вам поиграть в игру «Назови любимую игрушку». Пока звучит мелодия, мы будем передавать цветок по кругу, у кого окажется цветок в руке, тот называет свою любимую игрушку.

(педагог передает цветок по кругу, дети берут цветок и отвечают на вопрос)

Основная часть

Педагог: посмотрите, ребята, у меня есть вот такой сундучок, а в нем лежит игрушка. Хотите узнать, какая?

Дети: да!

Педагог: тогда отгадайте мою загадку:

Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички

И живут семьей одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

В той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки,

Эти девицы.

Дети: матрешка.

Игра: «Сделай матрешке комплимент»

Педагог: ребята, посмотрите, что –то матрешка наша загрустила. Как выдумаете, почему у нее такое настроение.

Дети: ей никто не говорил, что она красивая.

Педагог: давайте скажем ей хорошие, ласковые слова, погладим её, и матрешка станет веселой. (Педагог дает детям матрешку, а они передают её друг другу и называют добрые слова)

Педагог: ой, какая красивая матрешка! Сарафан украшен большими цветами, а на голове платок. Матрешка словно девица - красавица!

Ребята, а вы знаете, откуда появилась в России матрешка?

Дети: нет.

Педагог: тогда нам нужно заглянуть в старинный альбом, присаживайтесь поудобнее. (дети садятся на стульчики перед экраном, педагог показывает презентацию, фоном звучит русская народная мелодия)

Педагог: давным – давно из далёкой страны Японии привезли в Россию иг-рушку – фигурку добродушного лысого старичка Фукуруму. Игрушка – старичок раздвигалась, а внутри неё сидела вся его многочисленная семья. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин, а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Вот так и появилась на свет деревянная фигурка девочки с петухом в русском сарафане. Кто-то из художников воскликнул: «Хороша Матрена!», так деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково – Матрешкой. Решили русские мастера переодеть куклу в русский сарафан, голову покрыть платочком.

Педагог: как вы думаете, ребята, почему мастера нарисовали платок матрешке? Дети: русские девушки раньше носили платки.

Педагог: правильно, ребята, а как вы думаете, какая матрешка по характеру?

Дети: веселая, озорная.

Педагог: устали вы немножко, давайте поиграем с вами. Становитесь все в круг.

Физминутка:

Мы весёлые матрёшки –

(руки полочкой перед грудью, указательный палец правой руки упирается в щёку)

Ладушки, ладушки –

(хлопки в ладошки)

На ногах у нас сапожки –

(поочерёдно выставляют вперёд правую и левую ноги)

Ладушки, ладушки –

(хлопки в ладошки)

В сарафанах наших пёстрых –

(имитация держания за подол сарафана)

Ладушки, ладушки –

(хлопки в ладошки)

Мы похожи, словно сёстры –

(держаться за воображаемые концы платочка и приседают)

Ладушки, ладушки –

(хлопки в ладошки)

Игра: «Как изготавливают матрешку».

 (дети по порядку выкладывают картинки вместе с педагогом проговаривают последовательность действий)

Педагог: Ребята, хотите узнать, как изготавливают матрешек?

Дети: да.

Педагог: в настоящее время матрёшек делают в различных мастерских. Способ изготовления матрешек не изменился за много лет. Сейчас мы будем выкладывать картинки и называть последовательность изготовления матрешки.

1. Чтобы сделать матрешку используют дерево – березу или липу.

2. Затем фигурку обрабатывают.

3. Расписывают и украшают.

4. Сушат и покрывают лаком.

Педагог: самую маленькую куклу, не разборную делают первой. Потом начинают делать вторую куклу, чуть побольше. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Изготовив вторую куклу, приступают к третьей и так необходимое количество раз.

Педагог: ребята, как вы думаете. Все ли матрешки одинаковые?

Дети: нет, они разные.

Педагог: конечно, они все разные. Наиболее известны три вида матрёшек.

Педагог: давайте подойдем к столу. (дети с педагогом подходят к столу, где находится три матрешки)

Посмотрите - это Семеновская матрешка. В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название - Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что на всем фартуке у матрешки расположены большие букеты цветов. А на голове у матрешки что?

Дети: платок.

Педагог: как завязан платок?

Дети: платок завязан на узелок.

Педагог: дети, скажите, какие цвета в росписи Семеновской матрешки используют художники?

Дети: жёлтый, зелёный, малиновый, красный.

Педагог: Посмотрите, а это Сергиев – Посадская матрешка одета в яркий платок, кофточку с узором и в сарафан. Такие матрешки всегда что-то держат в руках то корзину, то курицу.

Педагог: дети, скажите, пожалуйста, какими цветами раскрашена Сергиев – Посадская матрешка матрёшка?

Дети: желтый, красный, синий.

Педагог: посмотрите, а у этих матрёшек нет платка с завязанными концами и нет фартука. Вместо этого есть условный овал, на котором изображено множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами. Это Полхов - Майданская матрёшка.

Игра:»Разрезные матрешки»

Педагог: ребята, а сейчас я вам предлагаю разделиться на три группы и собрать матрешку из разрезных картинок. (Педагог кладет на три стола разрезные картинки с изображение матрешек, дети собирают)

Педагог: ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось. Какую вы матрешку собрали?

Дети: Полхов - Майданскую матрёшку.

Педагог: а вы какую матрешку собрали?

Дети: Сергиев – Посадскую матрешку.

Педагог: А вы, ребята?

Дети: Семеновскую матрешку.

Педагог: какие же красивые матрешки, и каждая хороша по-своему. Матрешка – это великолепный русский сувенир для приезжих.

Педагог: ребята, вам понравились матрешки?

Дети: да!

Педагог: значит надо им найти место в нашей группе, чтобы любоваться их красотой.

Педагог: а куда мы их поставим?

Дети: в наш мини-музей.

Педагог: конечно, ведь у нас в группе есть мини-музей. Давайте придумаем ему название.

Педагог: Хорошо, ребята, наш мини-музей будет называться «В гостях у Матрешки».

Педагог: А сейчас ребята я вам дам мнемотаблицы попробуйте составить рассказ о матрешке.

Заключительная часть

Педагог: Ребята, что нового вы узнали? Какие виды матрешек вы знаете?

В какие игры мы играли? Что вам понравилось больше всего?

Я хочу поблагодарить вас за то, что вы не перебиваете друг друга при ответах на вопросы, умеете договариваться и знаете много добрых и теплых слов, которые смогли развеселить матрешку.

Педагог: а сейчас, ребята, мы с вами пойдем на прогулку, нарисуем на асфальте большую матрешку и раскрасим ее все вместе!

C:\Users\Елена\Desktop\Мнемотаблицы\IMG_20231013_101332.jpg

C:\Users\Елена\Desktop\Мнемотаблицы\IMG_20231013_131759.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы по образовательной области «Коммуникация» «Составление рассказа по серии сюжетных картин» «Как Ежик попал в беду»

Данный конспект в увлекательной форме соревнования поможет Вам совершенствовать у детей умение составлять рассказ по серии сюжетных картин....

В гостях у Архимеда конспект совместного развлечения родителей и детей подготовительной к школе группы по опытно-экспериментальной деятельности.

Цель: Развитие любознательности и познавательной активности дошкольников.Задачи: • Закрепить и уточнить знания детей о воде, о ее состояниях; • Продолжать знакомить детей со свойствами ...

Конспект по развитию речи детей подготовительной к школе группы по теме: "Составление рассказов о дружбе по серии сюжетных картин".

Конспект по развитию речи детей подготовительной к школе группе. Тема: "Составление рассказов о дружбе по серии сюжетных картин". ОО "Речевое развитие"....

НОД по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы (составление рассказа по сюжету)

Цель: составление рассказа по сюжету, предложенному воспитателем....

Развитие речи детей подготовительной к школе группы посредством мнемотаблиц и инфографики.

Презентация "Развитие речи детей подготовительной к школе группы посредством мнемотаблиц и инфографики"....

Технологическая карта дидактической игры на развитие представлений о составе числа из двух меньших в подготовительной к школе группе

Арифметическая задача – это задание, которое ставиться перед детьми с целью развития их математических навыков и умений. Обычно такие задачи представляют собой простые математические вычисления,...