Конспект по развитию речи детей подготовительной к школе группы по теме: "Составление рассказов о дружбе по серии сюжетных картин".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Змеева Зинаида Михайловна

Конспект по развитию речи детей подготовительной к школе группе. Тема: "Составление рассказов о дружбе по серии сюжетных картин". ОО "Речевое развитие".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие речи21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительного возраста на тему:

«Составление рассказов  о дружбе по серии сюжетных картин».

Образовательная область – речевое развитие.

Подготовила: Змеева Зинаида Михайловна

                                                                                           

Тема НОД: «Составление рассказов о дружбе по серии сюжетных картин».

Цель: развивать умение  составлять связный рассказ по серии сюжетных картин.

Задачи:

Образовательные:  формировать представления о дружбе; умение отвечать полными ответами на вопросы.  Активизировать речь существительными (дружок, дружочек, подруженька, дружелюбие) и прилагательными (дружные, дружелюбные, сговорчивые). Упражнять в подборе однокоренных слов к слову «дружба», в членении простых предложений на  слова с указанием их последовательности. Закреплять правильное, отчётливое произношение звуков.

 Развивающие: Развивать связную диалогическую и монологическую речь, мелкую моторику рук посредством пальчиковой гимнастики. Развивать наблюдательность и коммуникативные компетенции ( умение договариваться, использовать в речи вежливые слова: дай пожалуйста, разреши взять, позволь поиграть и т. д.)

Воспитательные: Формировать умение внимательно слушать своих товарищей. Развивать нравственные качества: отзывчивость, доброту, уступчивость. Совершенствовать умение анализировать поступки других  и умение договариваться друг с другом.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы:  В.  Драгунский «Друзья познаются  в беде», «Друг детства».

В. Осеева «Синие листья», «Три товарища», «Волшебное слово».

Заучивание пословиц о дружбе. Заучивание  мирилок.

Проведение бесед о нормах социальных отношений:

1.«Мы разные, но мы вместе».

Цель: продолжать укреплять дружественные отношения в группе.

2.«О дружбе и друзьях».

Цель: продолжать  помогать  детям осваивать нормы поведения.

Ситуативные разговоры о друзьях: «С кем можно дружить?».

Словесные игры «Узнай по голосу», «Кру-кру-кружочек», «Угадай,  кто мой друг?».

Дидактические игры «Оцени поступок», «Что такое хорошо и что такое плохо».

Прослушивание музыкальных произведений:

В.  Шаинский «Настоящий друг», «Песенка об улыбке».

Развивающая предметно-пространственная среда:  картины, пиктограммы, клубок ниток.

Используемые методы: проблемная ситуация (помощь Незнайке), вопросы к детям, частичный образец,  рассуждение, словесная игра. В группе звучит музыка «Дружба крепкая не сломается….» .

ХОД НОД:

Дети заходят в группу и приветствуют гостей.

Доброе утро улыбчивым  людям!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым , доверчивым!!

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Воспитатель : «Дети, станем все в круг, дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся».

Сегодня мы с вами поговорим о дружбе. С каким настроением вы пришли сегодня в детский сад?

Ответы детей.

Воспитатель: «А почему у вас весёлое и радостное настроение?».

Ответы детей.

Вос: «С кем можно дружить?». Ответы детей.

Вос: «Как вы думаете, с чего начинается  дружба?». Ответы ребят.

Вос: « Да, ребята, верно. Дружба начинается с доброго взгляда, хорошего поступка, улыбки, оказания помощи….»

Воспитатель показывает пиктограмму – изображение весёлого лица. «Ребята! Какое настроение у этого мальчика? (ответы детей).

С чем можно сравнить хорошее настроение?. (ответы детей).

«А когда бывает хорошее настроение?».(ответы детей)

Воспитатель показывает грустное лицо. «А здесь какое настроение у мальчика? Как  вы думаете,  когда бывает плохое настроение? И с чем его можно сравнить?». (ответы детей).

Вос: В нашей группе все ребята дружат, вместе играют, делятся  игрушками и мы знаем пальчиковую гимнастику об этом.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,  (  кончики пальцев обеих рук соединяются)

Мы сейчас подружим маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре , пять. (Кончики пальцев поочерёдно соединяются , начиная с мизинца).

Начинай считать опять. (Встряхиваем кистями рук).

Раз, два, три, четыре, пять. (Кончики пальцев соединяются ).

И закончили считать. (Сделать «замочек»).

Вос: Ребята! Давайте поиграем в семью слов. Будем придумывать слова  к слову дружить. (ответы детей).

Если много ребят то они….друзья,

А один….    друг,

А ласково…..дружок,

А ещё ласковее….дружочек,

А девочки? … Подруги ,подружки, подруженьки.

А человек, который любит дружить?

-Дружелюбный. Ещё слова похожие : подружиться, дружные, дружелюбие.

Вос: Да , ребята! С другом вместе интересно играть, разговаривать, делиться игрушками, помогать друг другу, поддерживать друг друга.

Вос: « Кто ребята вспомнит  народную мудрость-пословицы о дружбе?».

Ответы детей.

Помогай другу везде - его оставляй его в беде.

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Человек без друзей, что птица без крыльев.

Там где дружат, там не тужат.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Вос: «А какой девиз нашей группы?». (ответ  детей. «Один за всех и все за одного».

Воспитатель  говорит детям, что ему передали письмо от Незнайки и предлагает его прочитать. Письмо «Здравствуйте дорогие ребята!! Я хочу участвовать  в конкурсе рассказов о друзьях, но не совсем умею составлять рассказы . Я вас очень прошу, помогите мне пожалуйста». «Ребята,  поможем Незнайке?» ( ответ детей).

Вос. « Ребята, перед тем, как приступить к составлению рассказов , давайте отдохнём .

Настроение упало – (пожать плечами),

Дело валится из рук – (развести руки в стороны),

Но ещё не всё пропало – (указательный палец двигается вправо-влево),

Если есть хороший друг – ( показать на друга рукой).

С  делом справимся вдвоём – (положить руку на плечо друга),

С облегчением вздохнём – (вздыхаем -  эх),

Настроение поднимем – (наклониться и ладошками собрать «настроение),

И от пыли отряхнём –  (стряхнуть кисти рук).

Предлагаю детям посмотреть на серию  сюжетных картин, поставленных  в произвольном порядке. «Дети, как вы думаете связаны ли картины общим содержанием? ….. Почему вы так думаете?....Давайте мы сейчас расскажем о каждой картине .Где мальчики играют? (В детском саду , а может и дома) .Почему думаете, что в детском саду? ( стеллажи с игрушками).Предлагаю детям дать имена героям картины. Можно начать рассказ так: однажды утром Саша и Миша пришли в детский сад. Детей в группе ещё не было. На полках стояло много игрушек, и Миша стал играть с экскаватором.

Дети составляют рассказы по картинам

Вос. «Ребята, давайте поставим картины  по очереди. Какая картина должна быть первой и почему? И теперь из ваших коротеньких рассказов составим большой рассказ, который Незнайка отправит на конкурс. Кто хочет начать составлять первым? Все ребята внимательно слушайте  и что не скажет Василиса вы добавите.

Вос. «Чей рассказ понравился больше? У кого он получился полнее? Давайте придумаем название картинам.(предложение детей).

Молодцы , ребята! Думаю, что рассказ понравится и Незнайке и он победит на конкурсе!

А теперь слушайте внимательно моё предложение и сосчитайте сколько в нём слов « Мальчики дружно играют экскаватором».(предлагаю детям назвать слова поочерёдно).

И ещё предложение «Как хорошо детям в детском саду!».

Воспитатель предлагает детям стать в круг и поиграть в игру

«Клубок дружбы» . Дети передают друг другу клубок ниток, говоря какое-то доброе слово, оставляя кусочек нитки у себя в руках.

Так клубок доходит до последнего ребёнка в кругу. Последний ребёнок начинает сматывать нитку на клубок, произнося то слово, которое говорили ему. И так все слова собираются снова в клубок дружбы.

«Дети, у меня есть сердечки красные и жёлтые. Если вам было интересно заниматься возьмите красные сердечки, а если нет - то жёлтые. Давайте закончим занятие о дружбе стихотворением.

Ярче солнечных лучей .

Дружба в целом свете.

Ведь с друзьями веселей ,

На любой планете.

Дети идут отдыхать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развития речи в Подготовительной к школе группе на Тему: "Составление описательного рассказа по картине И.И. Левитана "Поздняя осень" с использованием наглядного моделирования.

Цель. Формировать связную монологическую речь у дошкольников, при помощи составления описательного рассказа по картине. Воспитательно-образовательные задачи: • Продолжать учить детей составлять описат...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

План -конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему «Составление рассказа на тему: «Домашние животные»».

План -конспект занятия  по развитию речи  в подготовительной к школе группе  на тему «Составление рассказа на тему: «Домашние животные»»....

НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме "Составление рассказа по сюжетной картине Зима".

НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме "Составление рассказа по сюжетной картине Зима"....