Технологическая карта дидактической игры на развитие представлений о составе числа из двух меньших в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Арифметическая задача – это задание, которое ставиться перед детьми с целью развития их математических навыков и умений. Обычно такие задачи представляют собой простые математические вычисления, которые дети должны выполнить в уме или на бумаге. Например, это может быть здание на сложение и вычитание. Важно что бы арифметические задачи были доступны и понятны детям, соответствовали их возраст и уровню развития, а так же были интересными и игровыми. Решение арифметических задач помогает детям развивать логическое мышление, улучшать память и концентрацию внимания, а так же формировать навыки работы с числами.
В старшем дошкольном возрасте (5—6 лет) арифметические задачи (на сложение и вычитание) используются с целью подведения детей к простым вычислениям, практикования в применении знаний о составе чисел из двух меньших чисел при выполнении действий сложения и вычитания. Условия задач, как правило, отражают содержание игровых и бытовых ситуаций детской жизни. Решить задачу означает понять связи, которые даны в условии (содержательные и числовые), а также связи между данными задачи и искомым. Понимание этих связей определяет выбор арифметического действия.
Методика обучения
При обучении дошкольников часто используются различные задачи, отражающие знакомые детям ситуации, но специальная работа ведется в подготовительной группе. В начале используем простые прямые задачи, где в решении второе слагаемое и вычитаемое равны единице. При прочном знании состава числа из двух меньших используем любые числа в пределах десятка. Затем при хорошем усвоении можно предложить косвенные задачи.
Этапы обучения:
Подготовительный этап:
Работа с множествами, их объединение и разъединение, знакомство с понятиями «часть и целое».
1 этап:
Ознакомление с понятием «арифметическая задача»:
а) формирование представления об арифметической задаче;
б)усвоение структуры задачи и выделение ее частей;
в) практическое составление задач;
г) полная формулировка ответа.
2 этап:
Запись и формулировка решения задачи:
а) знакомство с арифметическими действиями: сложением и вычитанием;
б)поиск нужного арифметического действия и его формулировка;
в)выкладывание решения задачи с помощью карточек;
г) запись решения задачи на листе бумаги в клетку.
3 этап:
Выработка вычислительных навыков и логических рассуждений:
а) присчитывание и отсчитывание по единице;
б)применение знания состава числа из двух меньших чисел;
в) использование моделей арифметических действий;
г) решение косвенных задач, логических задач и др.
Воспитатель формирует у детей представления о действиях сложения и вычитания, одновременно знакомит их со знаками «+» (прибавить, сложить), «-» (отнять, вычесть) и «=» (равно, получится).
Слова «прибавить», «отнять», «будет» детям знакомы из жизни.
Слова «сложить», «вычесть», «равняется» являются математическими терминами!
Необходимо постепенно осуществлять переход к новым словам и уделять этому особое внимание
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта дидактической игры на развитие представлений о составе числа из двух
меньших в подготовительной к школе группе
Воспитатель: Лучина Александры Александровны
Тема: «Математическая рыбалка»
Форма организации: фронтальная
Цель: закрепление знаний о составе числа в пределах 10 из двух меньших при помощи дидактической игры «Математическая рыбалка»
Обучающая задача: упражнять детей решать арифметические примеры на сложение из двух меньших чисел
Игровая задача: поймать рыбку, на которой написан арифметический пример и соотнести ответ с цифрой на ведре
Игровые действия:
1) при помощи удочки, дети ловят рыбок с арифметическими примерами
2) на пойманной рыбке вычисляют арифметический пример
3) Соотносят ответ на рыбке и помещают в ведро под нужной цифрой
Игровые правила:
- Один ребенок - ловит одну рыбку
- Если ребенок не справляться с решением примера, он просит помощь
- Правильно соотносить решение на рыбке с числом на ведре
Планируемый результат: дети умеют решать арифметические примеры
Пространственно-временной ресурс: 15 минут
Программно - методическое обеспечение: Федерально Образовательная Программа Дошкольного Образования, «От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования» по ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.
Материалы и оборудование: удочка, рыбки с арифметическими примерами, ведра с цифрами от 1-10
Содержание
Этап, его продолжительность | Цель, задачи этапа | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Методы и приемы | Результат |
Вводно организационный ( 3 минуты ) | Цель: активизация внимания к педагогу и дидактической игре Задача: создать игровую проблемную ситуацию, снять эмоциональное напряжение за счет динамической паузы | Воспитатель просит детей сесть вокруг озера. Рассказывает о том, что дети сейчас будут рыбачить, но в озере плавают совсем необычные рыбки. Проведение динамической паузы «Море волнуется» «Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три, Как рыбки плывут, покажи» | Дети внимательно слушают педагога, задают вопросы. Вовлекаются в процесс. Учувствуют в динамической паузе и показывают, как плывут рыбки. | Проблемная ситуация, показ действий, рассказ воспитателя, внесение дидактического материала | Дети вовлечены в процесс, готовы на дальнейшую деятельность |
Основной этап (10 минут) | Цель: Принятие созданной педагогом проблемной ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых знаний при формировании решении арифметических задач Задача: Выполнение игровой задачи в процессе самостоятельных познавательных действий на решение арифметических примеров на сложение из двух меньших чисел | Воспитатель предлагает детям выловить рыбок из озера. На пойманной рыбке решить арифметический пример на сложение и соотнести с нужной цифрой на ведре. Педагог задает вопрос: Из каких чисел состоит цифра на ведре? | Дети вылавливают рыбок из озера, решают свой арифметический пример, учувствуют в рассуждении. Отвечают на вопросы. Соотносят ответ с цифрой на ведре | Указание, показ действия, оказание помощи. | Дети умеют решать примеры на сложении из двух меньших чисел в пределах 10. Дети знают понятия: сложить, равняется. |
Заключительный этап ( 2 минуты) | Цель: закрепление знаний полученных в результате дидактической игры Задача: Повторить с детьми пройденный материал. Научить оценивать свои действия. | Воспитатель задает вопросы, помогает детям делать правильные и справедливые выводы. | Дети отвечают на вопросы, учувствуют в диалоге | Диалог, рассуждение | Дети умеют оценивать свою проделанную работу, рассуждать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта дидактической игры в подготовительной группе
Технологическая карта дидактической игры в подготовительной группе на тему: «Назови предыдущее и последующее число и букву»...

Технологическая карта дидактической игры по развитию речи "Хорошо - плохо"
Технологическая карта дидактической игры «Хорошо — плохо» Название«Хорошо — плохо»Образовательная областьРечевое развитиеВид деятельности играВозрастная группа...

Технологическая карта дидактической игры по формированию элементарных математических представлений « Приключения Буратино» в старшей группе
Интерактивная дидактическая игра " Приключения Буратино" выполненная в программе Panasonic elite Panaboard book...

Технологическая карта дидактической игры по временным представлениям «Что было дальше...»
Технологическая карта дидактической игры по временным представлениямДидактическая игра «Что было дальше...»Название: «Что было дальше…».Возрастная группа: подготовительн...

Технологическая карта образовательной деятельности Развитие элементарных математических представлений с элементами моделирования. «Фиксику нужна помощь» подготовительная к школе группа
Закрепить прямой и обратный счет в пределах 10.Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.Продолжить учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.Совершенство...

Технологическая карта дидактической игры в подготовительной группе
конспект занятия по проведению дидактической игры в подготовительной руппы...

Технологическая карта дидактической игры по формированию элементарных математических представлений образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы
ФЭМП оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка. В основе познания элементарных математических представлений качественных и количественных признаков предметов и явлений ...