КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Гончарова Жанна Юрьевна

НОД по развитию речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp._nod_po_razv._rechi_v_podg._gr.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация г.о.Подольск

Комитет по образованию

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

(МОУ СОШ № 19)

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Подготовила:

Воспитатель I категории

Гончарова Ж.Ю.

г.о.Подольск – 2022 г

Конспект интегрированной НОД по развитию речи  «Составление рассказа по картине»  для детей подготовительной к школе группы

Программное содержание:

    Обобщить и систематизировать знания детей о временах года по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления природы через игры и игровые упражнения.

 -   Учить составлять небольшой рассказ, используя ранее полученные знания и представления.

 -  Учить образовывать наречия (весна теплая, а лето…теплее и т. д.)

 - Учить решать противоречия.

 - Учить подбирать определения к словам зима, весна, лето, осень.

-  Закрепить умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные звуки.

-   Учить называть слова с заданным звуком.

 -  Учить делить слова на слоги.

 -  Развивать познавательные интересы, наблюдательность, любовь к природе, бережное к ней отношение.

Ход НОД

Педагог: Ребята, у меня есть знакомый художник, который подарил мне картину. Вот она. Но, я никак не могу понять:  как же эту картину можно назвать? Может, вы мне поможете?

Ответы детей: (Эту картину можно назвать «Зима»……и т.д.)

Педагог: Вы все правы. Здесь нарисована и весна, и лето, и осень, и зима. Если здесь нарисованы все времена года, значит, как можно назвать эту картину? («Времена года»…..)

Педагог: А можно назвать ее «Круглый год»?

- Сколько всего времен года?

- Назовите времена года по порядку.

Игра «Кто больше?»

Педагог: Ребята, а какими словами можно сказать о зиме? Зима, какая?..... (Морозная, снежная, холодная, вьюжная, волшебная, сказочная, белая…)

- Какими словами можно сказать о весне? Весна, какая?...... (Теплая,  радостная,  долгожданная, веселая,  звонкая, цветущая, несмелая, затяжная, буйная, ранняя, поздняя, красивая …)

- Какими словами можно сказать о лете? Лето, какое?..... (Знойное, теплое, жаркое, горячее, душное, щедрое, урожайное, засушливое, дождливое, солнечное…)

- Какими словами можно сказать об осени? Осень, какая?....... (Золотая, дождливая, сырая, поздняя, долгая, нарядная, ненастная, ранняя, унылая, хмурая…)

- Ребята, скажите, а какое время года вам нравится больше всего? Почему?

(Ответы ребят…..)

Педагог: И это не удивительно, что вам всем нравятся разные времена года. Вспомните рассказ К. Ушинского «Четыре желания». Мы с вами уже читали его на занятии.

Давайте вспомним, что понравилось Мите осенью? (Ответы детей: Осенью Мите понравилось собирать в саду плоды – румяные яблоки и желтые груши)

А что понравилось Мите зимой? (Ответы детей: Мите зимой понравилось кататься на санках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке)

А что понравилось Мите летом? (Ответы детей:  Летом  Мите понравилось ходить с отцом на сенокос, ловить рыбу, собирать ягоды, кувыркаться в душистом сене). Каждое время года Мите казалось лучше, чем предыдущее. Лето было хорошее, а осень лучше.

Игра «Сравни»

    Весна теплая, а лето… (теплее).

    Осень холодная, а зима… (холоднее).

    Июнь жаркий, а июль… (жарче)

    Лето дождливое, а осень… (дождливее).

    Вечером темно, а ночью… (темнее).

Игра «Узнай время года?»

Педагог: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру. Один из вас будет рассказывать, а остальные должны будут угадать, какое это время года.

Это самое холодное время года. Дни короткие, ночи длинные. Выпадает снег, стоят морозы. Растения не растут. Деревья стоят голые, без листьев. У животных вырастает густой мех, чтобы им было теплее. Некоторые животные все это время года спят. Люди носят теплую одежду. Дети любят в это время года играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках, на ледянках со снежной горы, на коньках по замерзшей реке. Какое это время года?

В это время года дни становятся длиннее и теплее. Природа оживает. На деревьях появляются почки, зеленеет травка, растения начинают расти. Птицы возвращаются из теплых стран. Они начинают ремонтировать свои гнезда. Медведица выходит из берлоги со своими медвежатами. Дети любят в это время года пускать кораблики в ручейки. Какое это время года?

Это самое теплое время года. Дни длинные, а ночи короткие. Все растет. Распускаются цветы, зреют фрукты, ягоды. У птиц и животных появляется много пищи. Люди проводят много времени на улице, купаются, загорают. Многие едут отдыхать на море. Какое это время года?

В это время года дни становятся короче и холоднее. Растения больше не цветут. С деревьев опадают листья. На деревьях и кустарниках много плодов и ягод. Не только люди, но и животные готовят запасы на зиму. Перелетные птицы улетают в теплые края. Часто идут холодные, моросящие дожди. Какое это время года.

Педагог: Ребята, послушайте внимательно и скажите, о каком времени года я вам сейчас прочитаю стихотворение?

    Если в поле ходят грозы,

    Если травы расцвели,

    Если рано утром росы

    Гнут былинки до земли,

    Если в роще над калиной

    Вплоть до ночи гул пчелиный,

    Если солнышком согрета

    Вся вода в реке до дна –

    Значит, это уже … (лето),

    Значит, кончилась… (весна).

    Ярко солнце светит,

    В воздухе тепло,

    И куда не взглянешь,

    Все кругом светло.

    По лугу пестреют

    Яркие цветы;

    Золотом облиты

    Темные листы.

    Дремлет лес:

    Ни звука, -

    Лист не шелестит,

    Только жаворонок

    В воздухе звенит.

    (Летом)

    Все мрачней лицо природы:

    Почернели огороды,

    Оголяются леса,

    Молкнут птичьи голоса,

    Завалился медведь спать.

    Что за время года к нам пришло опять?

    (Осень)

    Сыплет, сыплет снег охапками

    На поля она,

    До бровей накрылись шапками

    Во дворе дома.

    Ночью вьюга куролесила,

    Снег стучал в стекло,

    А сейчас – гляди, как весело

    И белым-бело!

    (Зимой)

Игра «Что будет, если…»

Что будет, если после осени сразу наступит весна?

Зимой природа отдыхает. Если не будет зимы, то у деревьев не будет сил  для новых листьев. Птицы только прилетят в теплые края, а им уже надо возвращаться назад, они устали и могут не долететь. Медведь только заснул, а ему надо вставать, он не успеет выспаться.

Что будет, если после лета сразу наступит зима?

Если не будет осени, то с деревьев не успеют опасть листья и зимой под тяжестью снега, ветки поломаются. Перелетные птицы не успеют улететь в теплые края, и зимой им нечем будет питаться, они погибнут. Люди и животные не приготовят запасы на зиму.

Все времена года должны приходить каждое в свое время. Все времена года хороши по-своему.

Игра «Не ошибись»

Педагог  бросает мяч и называет слово, а дети первый звук этого слова. (Зима – З,  весна – В, лето – Л, осень – О, дождь, снег, радуга, ветер и другие)

Физкультминутка «Прогулка под дождем»

   Мы по улице гуляли

    (Ходьба на месте.)

    И под тучку забежали.

    (Бег на месте.)

    Кап-кап-кап-кап-капли,

    (Руки в стороны, поочередное зажимание пальцев в кулачок.)

    Мы промокли и озябли.

    (Похлопывание себя по бокам, руки скрестно.)

    Кап-кап-кап-кап-капельки,

    (Поочередное разжимание пальцев.)

    Не расстроились ни капельки.

    (Махи руками над головой.)

Ребята, мы с вами хорошо позанимались, хорошенечко размялись и теперь я прошу вас отгадать загадку:

   «В дверь, в окно стучать не будет,

    А войдет и всех разбудит. Что это?»

    (Солнце)

Штриховка «Солнце »

Педагог: Ребята, сейчас вам нужно сесть за парты на свои места и я прошу, вас, заштриховать солнце и нарисовать лучи. Штриховать нужно слева-направо, не выходить за контуры рисунка, соблюдать одинаковые расстояния между линиями (штрихами).

Упражнение «Разбери слово»

Педагог: Ребята, какое время года нарисовано на картине? Сколько нарисовано клеточек? Почему?

(Ответы ребят)

Какой первый звук? Каким кружком обозначим? Почему?

Какой второй звук? и т.д.

(Ответы ребят)

Педагог: Ребята, назовите  согласные в этом слове? Назовите  гласные? Что можно сказать об этом слове? (Ответы ребят: В этом слове два гласных звука и два согласных).

Игра «Волшебная поляна»

Педагог: Ребята, у меня на поляне живут разные предметы. Их названия начинаются с разных звуков.

- Найдите те предметы, названия которых делятся на два слога.

- Найдите те предметы, названия которых делятся на три слога.

- Найдите те предметы, в названии которых один слог.

Рефлексия

Ребята, сегодня мы с вами поговорили о временах года. Теперь вы знаете, что все времена года приходят каждое в свое время. Все они хороши по-своему. Все они очень важны для природы и для людей.

Много придумали определений к словам «лето», «осень», «зима», «весна».

Правильно определяли количество звуков в словах, делили слова на слоги.

Аккуратно заштриховывали, соблюдали расстояния между линиями, старались не выходить за контур.

Скажите, пожалуйста, ребята, а что вам понравилось на нашем занятии сегодня?

А что понравилось больше всего?

А что не понравилось или, может быть, кому-то из вас что-то  далось сложно?

(Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»» (подготовительная к школе группа)

Занятие по развитию речи для дошкольников подготовительной к школе группы по развитию умения составлять повествовательный рассказ с элементами описания....

Конспект игрового занятия на развитие речи с использованием оборудования ЛЕГО для детей подготовительной к школе группы «Я – будущий первоклассник»

Цель. Развивать координацию движений и ловкость, мелкую моторику, зрительную память. Продолжать учить ориентироваться в пространстве. Закреплять навыки устной речи, фонематический слух. Упражнять в зв...

Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»» (подготовительная к школе группа)

Занятие состоит из 8 частей. В каждой части дети выполняют определённые задания....

Конспект НОД ОО «Речевое развитие» Развитие речи Составление рассказа «Три весны» для детей подготовительной группы

Занятие направлено на обогащение  словаря по теме «Весна»,  в формировании  умения  составлять простые, сложносочинённые и сложноподчинённыхе предложения, а также...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи Составление рассказа по картине «Зимние забавы» (подготовительная к школе группа)

Конспект  непосредственной образовательной деятельности по развитию речиСоставление рассказа по картине «Зимние забавы»(подготовительная к школе группа)Цель: развивать умение сос...