КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Администрация г.о.Подольск
Комитет по образованию
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19»
(МОУ СОШ № 19)
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
Подготовила:
Воспитатель I категории
Гончарова Ж.Ю.
г.о.Подольск – 2022 г
Конспект интегрированной НОД по развитию речи «Составление рассказа по картине» для детей подготовительной к школе группы
Программное содержание:
Обобщить и систематизировать знания детей о временах года по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления природы через игры и игровые упражнения.
- Учить составлять небольшой рассказ, используя ранее полученные знания и представления.
- Учить образовывать наречия (весна теплая, а лето…теплее и т. д.)
- Учить решать противоречия.
- Учить подбирать определения к словам зима, весна, лето, осень.
- Закрепить умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные звуки.
- Учить называть слова с заданным звуком.
- Учить делить слова на слоги.
- Развивать познавательные интересы, наблюдательность, любовь к природе, бережное к ней отношение.
Ход НОД
Педагог: Ребята, у меня есть знакомый художник, который подарил мне картину. Вот она. Но, я никак не могу понять: как же эту картину можно назвать? Может, вы мне поможете?
Ответы детей: (Эту картину можно назвать «Зима»……и т.д.)
Педагог: Вы все правы. Здесь нарисована и весна, и лето, и осень, и зима. Если здесь нарисованы все времена года, значит, как можно назвать эту картину? («Времена года»…..)
Педагог: А можно назвать ее «Круглый год»?
- Сколько всего времен года?
- Назовите времена года по порядку.
Игра «Кто больше?»
Педагог: Ребята, а какими словами можно сказать о зиме? Зима, какая?..... (Морозная, снежная, холодная, вьюжная, волшебная, сказочная, белая…)
- Какими словами можно сказать о весне? Весна, какая?...... (Теплая, радостная, долгожданная, веселая, звонкая, цветущая, несмелая, затяжная, буйная, ранняя, поздняя, красивая …)
- Какими словами можно сказать о лете? Лето, какое?..... (Знойное, теплое, жаркое, горячее, душное, щедрое, урожайное, засушливое, дождливое, солнечное…)
- Какими словами можно сказать об осени? Осень, какая?....... (Золотая, дождливая, сырая, поздняя, долгая, нарядная, ненастная, ранняя, унылая, хмурая…)
- Ребята, скажите, а какое время года вам нравится больше всего? Почему?
(Ответы ребят…..)
Педагог: И это не удивительно, что вам всем нравятся разные времена года. Вспомните рассказ К. Ушинского «Четыре желания». Мы с вами уже читали его на занятии.
Давайте вспомним, что понравилось Мите осенью? (Ответы детей: Осенью Мите понравилось собирать в саду плоды – румяные яблоки и желтые груши)
А что понравилось Мите зимой? (Ответы детей: Мите зимой понравилось кататься на санках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке)
А что понравилось Мите летом? (Ответы детей: Летом Мите понравилось ходить с отцом на сенокос, ловить рыбу, собирать ягоды, кувыркаться в душистом сене). Каждое время года Мите казалось лучше, чем предыдущее. Лето было хорошее, а осень лучше.
Игра «Сравни»
Весна теплая, а лето… (теплее).
Осень холодная, а зима… (холоднее).
Июнь жаркий, а июль… (жарче)
Лето дождливое, а осень… (дождливее).
Вечером темно, а ночью… (темнее).
Игра «Узнай время года?»
Педагог: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру. Один из вас будет рассказывать, а остальные должны будут угадать, какое это время года.
Это самое холодное время года. Дни короткие, ночи длинные. Выпадает снег, стоят морозы. Растения не растут. Деревья стоят голые, без листьев. У животных вырастает густой мех, чтобы им было теплее. Некоторые животные все это время года спят. Люди носят теплую одежду. Дети любят в это время года играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках, на ледянках со снежной горы, на коньках по замерзшей реке. Какое это время года?
В это время года дни становятся длиннее и теплее. Природа оживает. На деревьях появляются почки, зеленеет травка, растения начинают расти. Птицы возвращаются из теплых стран. Они начинают ремонтировать свои гнезда. Медведица выходит из берлоги со своими медвежатами. Дети любят в это время года пускать кораблики в ручейки. Какое это время года?
Это самое теплое время года. Дни длинные, а ночи короткие. Все растет. Распускаются цветы, зреют фрукты, ягоды. У птиц и животных появляется много пищи. Люди проводят много времени на улице, купаются, загорают. Многие едут отдыхать на море. Какое это время года?
В это время года дни становятся короче и холоднее. Растения больше не цветут. С деревьев опадают листья. На деревьях и кустарниках много плодов и ягод. Не только люди, но и животные готовят запасы на зиму. Перелетные птицы улетают в теплые края. Часто идут холодные, моросящие дожди. Какое это время года.
Педагог: Ребята, послушайте внимательно и скажите, о каком времени года я вам сейчас прочитаю стихотворение?
Если в поле ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в роще над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна –
Значит, это уже … (лето),
Значит, кончилась… (весна).
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда не взглянешь,
Все кругом светло.
По лугу пестреют
Яркие цветы;
Золотом облиты
Темные листы.
Дремлет лес:
Ни звука, -
Лист не шелестит,
Только жаворонок
В воздухе звенит.
(Летом)
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Завалился медведь спать.
Что за время года к нам пришло опять?
(Осень)
Сыплет, сыплет снег охапками
На поля она,
До бровей накрылись шапками
Во дворе дома.
Ночью вьюга куролесила,
Снег стучал в стекло,
А сейчас – гляди, как весело
И белым-бело!
(Зимой)
Игра «Что будет, если…»
Что будет, если после осени сразу наступит весна?
Зимой природа отдыхает. Если не будет зимы, то у деревьев не будет сил для новых листьев. Птицы только прилетят в теплые края, а им уже надо возвращаться назад, они устали и могут не долететь. Медведь только заснул, а ему надо вставать, он не успеет выспаться.
Что будет, если после лета сразу наступит зима?
Если не будет осени, то с деревьев не успеют опасть листья и зимой под тяжестью снега, ветки поломаются. Перелетные птицы не успеют улететь в теплые края, и зимой им нечем будет питаться, они погибнут. Люди и животные не приготовят запасы на зиму.
Все времена года должны приходить каждое в свое время. Все времена года хороши по-своему.
Игра «Не ошибись»
Педагог бросает мяч и называет слово, а дети первый звук этого слова. (Зима – З, весна – В, лето – Л, осень – О, дождь, снег, радуга, ветер и другие)
Физкультминутка «Прогулка под дождем»
Мы по улице гуляли
(Ходьба на месте.)
И под тучку забежали.
(Бег на месте.)
Кап-кап-кап-кап-капли,
(Руки в стороны, поочередное зажимание пальцев в кулачок.)
Мы промокли и озябли.
(Похлопывание себя по бокам, руки скрестно.)
Кап-кап-кап-кап-капельки,
(Поочередное разжимание пальцев.)
Не расстроились ни капельки.
(Махи руками над головой.)
Ребята, мы с вами хорошо позанимались, хорошенечко размялись и теперь я прошу вас отгадать загадку:
«В дверь, в окно стучать не будет,
А войдет и всех разбудит. Что это?»
(Солнце)
Штриховка «Солнце »
Педагог: Ребята, сейчас вам нужно сесть за парты на свои места и я прошу, вас, заштриховать солнце и нарисовать лучи. Штриховать нужно слева-направо, не выходить за контуры рисунка, соблюдать одинаковые расстояния между линиями (штрихами).
Упражнение «Разбери слово»
Педагог: Ребята, какое время года нарисовано на картине? Сколько нарисовано клеточек? Почему?
(Ответы ребят)
Какой первый звук? Каким кружком обозначим? Почему?
Какой второй звук? и т.д.
(Ответы ребят)
Педагог: Ребята, назовите согласные в этом слове? Назовите гласные? Что можно сказать об этом слове? (Ответы ребят: В этом слове два гласных звука и два согласных).
Игра «Волшебная поляна»
Педагог: Ребята, у меня на поляне живут разные предметы. Их названия начинаются с разных звуков.
- Найдите те предметы, названия которых делятся на два слога.
- Найдите те предметы, названия которых делятся на три слога.
- Найдите те предметы, в названии которых один слог.
Рефлексия
Ребята, сегодня мы с вами поговорили о временах года. Теперь вы знаете, что все времена года приходят каждое в свое время. Все они хороши по-своему. Все они очень важны для природы и для людей.
Много придумали определений к словам «лето», «осень», «зима», «весна».
Правильно определяли количество звуков в словах, делили слова на слоги.
Аккуратно заштриховывали, соблюдали расстояния между линиями, старались не выходить за контур.
Скажите, пожалуйста, ребята, а что вам понравилось на нашем занятии сегодня?
А что понравилось больше всего?
А что не понравилось или, может быть, кому-то из вас что-то далось сложно?
(Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»» (подготовительная к школе группа)
Занятие по развитию речи для дошкольников подготовительной к школе группы по развитию умения составлять повествовательный рассказ с элементами описания....
НОД Развитие речи. Составление рассказа по картине "Зимний лес". /подготовительная группа/
Составление рассказа по картине "Зимний лес"...
Конспект игрового занятия на развитие речи с использованием оборудования ЛЕГО для детей подготовительной к школе группы «Я – будущий первоклассник»
Цель. Развивать координацию движений и ловкость, мелкую моторику, зрительную память. Продолжать учить ориентироваться в пространстве. Закреплять навыки устной речи, фонематический слух. Упражнять в зв...
Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»» (подготовительная к школе группа)
Занятие состоит из 8 частей. В каждой части дети выполняют определённые задания....
Конспект НОД ОО «Речевое развитие» Развитие речи Составление рассказа «Три весны» для детей подготовительной группы
Занятие направлено на обогащение словаря по теме «Весна», в формировании умения составлять простые, сложносочинённые и сложноподчинённыхе предложения, а также...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи «В гости к Зимушке-Зиме» в подготовительной к школе группе
Обобщить и систематизировать знания детей о зиме....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи Составление рассказа по картине «Зимние забавы» (подготовительная к школе группа)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речиСоставление рассказа по картине «Зимние забавы»(подготовительная к школе группа)Цель: развивать умение сос...