Звуки. Буквы. Речь дошкольника
занимательные факты по развитию речи (средняя группа)

Слав Марианна Савельевна

Звуки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности речевого развития 3-4 года.

В этом возрасте малыши уже научились логически мыслить и делать собственные выводы о предметах, с которыми познакомились в процессе игровой деятельности. Главной особенностью развития речи 3-4-летних детей является способность активному общению с людьми. Они говорят даже тогда, когда им сложно выговаривать предложения, состоящие из длинных конструкций. Трудности с произношением слов (гласных, шипящих звуков) присущи многим детям данного возраста, поэтому не считаются отклонением от общепринятых медицинских норм. Однако если есть подозрения, что речевые навыки нарушены, тогда нужно проконсультироваться у детского педиатра или логопеда.

Особенности развития речи ребенка 3-4 лет

Речевое развитие детей 3 и 4 лет проходит определенные стадии коммуникативного общения. Поначалу ребенок обучается речи с родителями, а затем усовершенствует свои навыки в дошкольном заведении.

На четвертом месяце жизни многие малыши хорошо выговаривают односложные фразы, и даже учатся выстраивать речь из сложных предложений. Бывает, что кроху очень трудно понять, так как речевые функции еще плохо развитыОсобо это заметно, когда произнося слова, трехмесячный ребенок делает паузы, пропускает предлоги, неправильно ставит окончания или ударения.

Характерными особенностями развития речи большинства детей 3-4 лет, которые являются нормой,являются такие показатели:

в активном лексиконе появляется много вопросов: почему? зачем? что будет?;

мальчики и девочки стараются проговаривать предложения, состоящие из 3-4 слов;

в норме словарный запас ребенка на 3 году насчитывает около 1500 слов, а в четыре года – более 2500 слов;

ребенок пытается запомнить и логично пересказать услышанные звуки, стишки, потешки, речь взрослых.

Речь ребенка в 4 года постоянно усовершенствуется и становится более понятной. Он уже достаточно освоил грамматику, правильно составляет фразы и даже может ответить без ошибок связанным предложением. Появляется больше частей речи и сложносочиненных фраз. При разговоре используются имя прилагательные, местоимения, предлоги и союзы. Заметно улучшается артикуляция и употребление глаголов по числам, лицам.

Нормативы речевого развития детей

Развитие речи у детей 3-4 лет в пределах нормы предполагает четкое понимание мамой и папой своего ребенка. Однако этот показатель сугубо индивидуален. Согласно статистическим данным, коммуникативные способности у большинства мальчиков формируются позже, чем у девочек. Период задержки персональных навыков может достигать двух-трех месяцев.

Речевой аппарат ребенка развивается по мере его взросления. Он имеет свои особенности, которые зависят от ряда факторов – социально-бытовых и физиологических. К первым относят, хорошая атмосфера в семье (отсутствие ссор между родителями) и ежедневные занятия с малышом. К физиологическим факторам причисляют – периферические и мозговые механизмы. Эти центры речи расположены в коре мозга и хранят «речевые образы», которые накапливаются в процессе обучения.

Несмотря на индивидуальные показатели, нужно учесть и общепринятые нормы оценки развития речи у ребенка 3-4 лет. Заинтересованность родителей в том, чтоб кроха правильно овладел речью, позволит избежать многих препятствий в будущем.

В 4 года речь ребенка должна отвечать определенным нормативам. Отклонения от норм в психологическом развитии возможны, но не значительные.

Желательно чтобы в этом возрасте малыш умел:

рассказать про себя (проговорить имя, фамилию, адрес проживания);

описать предложенную картинку, пересказать любимый «мультик» или сказку;

точно повторять слова и предложения, которые услышал;

разговаривать на пониженных и повышенных тонах;

произносить большую часть звуков, за исключением сонорных («р»«л») и шипящих («с»«ш»«щ»);

хорошо понимать, о чем идет речь.

называть действия домашних животных – «кошка лежит»«собачка гавкает».

При обнаружении несоответствия по нескольким вышеуказанным пунктам обратитесь за помощью к педиатру. Возможно, что малышу попросту не хватает родительской поддержки и внимания, которые являются препятствием в обучении навыков и умений. В случае выявления более серьезных нарушений в задержке развития речи, врач может назначить ребенку комплексное обследование, с привлечением других специалистов (психиатра, логопеда, невролога).

Как научить малыша говорить правильно?

Даже когда с малышом 3 лет все в порядке, его словарный запас нужно развивать постоянно. Для коррекции речи ребенка желательно привлечь логопеда, который подберет правильную методику обучения, учитывая его индивидуальные особенности. Такие тренинги способствуют логическому мышлению и улучшению артикуляции.

Речевое развитие детишек в три года протекает в динамической форме. В этот период очень важно соблюдать предельную осторожность, не спешить усложнять занятия и вскоре проблемы развития речи у вашего ребенка останутся позади.

Какие же занятия необходимо проводить с детьми на дому, чтоб они быстрее освоили такие навыки? Детские логопеды дают несколько проверенных методических рекомендаций:

Проговаривайте вслух все действия. Например, «Аня идет гулять на улицу»«принеси теплую кофточку», либо «сейчас мы сядем за столик кушать кашку».

Вносите коррективы в свою речь. Во время общения с ребенком используйте разные способы интонации (громкость, интенсивность, протяжность).

Используйте дидактические материалы и логопедические пособия, направленные на коррекцию речевых нарушений.

Учите малыша выражать свои мысли с помощью общения. Старайтесь меньше жестикулировать, когда объясняете новые предметы.

Просите кроху выразительно озвучивать его любимых персонажей («мишку косолапого»«зайчика»«белочку», девочку «Машу» из мультфильма).

Стремитесь расширить словарный запас путем скороговорок и ежедневных повторений фраз. Это научит ребенка лучше говорить и больше запоминать информации.

Приучайте к разным формам речи – от двухстороннего диалога до описания конкретного объекта.

Следите за правильным синтаксическим построением предложений (число, падеж, род).

Во время прогулок давайте ребенку возможность выговориться. Задавайте как можно больше вопросов, учите отвечать развернуто на предметы. Делайте подсказки, если ему сложно ответить. Поощряйте за добрые дела.

Речь четырехлетнего малыша не должна быть слишком громкой или тихой. Пытайтесь научить его разговаривать в определенном темпе и следите за тем, чтоб он не «тараторил» и не тянул слова.

Улучшить работу центров головного мозга и произношение связанных слов помогает мелкая моторика. Давайте ребенку лепить пластилин, собирать пазлы. Увлекайте его в мир игровых занятий, от этого он получит только пользу.Обобщайте назначение предметов: Краски и фломастеры – ими рисуют», «полочки в шкафу – на них складывают детские вещи»«из чашек – пьют чай, молоко и другие напитки».

Постоянно развивайте органы, участвующие в воспроизведении звуков (язык, губы, лицевые мышцы). Дефекты речи у детей можно исправить с помощью артикуляционной гимнастики. Главное – это не перенасытить 3- 4 летнего ребенка упражнениями. Постарайтесь составить программу так, чтоб разбить занятия по укреплению артикуляционного аппарата на несколько дней.

Упражняемся с помощью игр

Всем известно, что игры и игрушки являются интересным и увлекательным видом деятельности для многих детей. С помощью «забав» маленький дошкольник тренирует память, внимание и учится логически мыслить. В процессе игровых занятий ребенок даже не замечает, как самостоятельно развивает речь, обогащая ее новыми, более сложными словоформами. Плюсом будет, если родители 2-3 годовалого малыша будут ему помогать в освоении лексического богатства.Хорошим примером может послужить: чтение книжек, разучивание стихов либо песен из мультфильмов.

Речевую практику детей целесообразно расширять и другими полезными играми и упражнениями,среди которых:

Развиваем логику». Расставить кастрюли и крышки по размеру, от большего к меньшему, пускай малыш учится правильно складывать «шляпки». Заставить его подумать поможет упражнение, когда нужно вычесть из нескольких предметов один ненужный. Например, расставить на столе 6 карандашей и один фломастер,после спросить«какой предмет здесь будет лишний?» Не менее полезными для логического развития являются занятия, при которых ребенок учится собирать конструкторы, делать лепки, объединять предметы по форме (шершавые, ребристые, гладкие) или общим признакам (синий, красный, желтый).

«Тренируем память». Например, такое упражнение: назвать с закрытыми глазами, что нарисовано на листе бумаги, а потом указать, какие появились изменения на картинке (дорисованные одним из родителей). Еще вариант, пускай ребенок запомнит разложенные перед ним игрушки и отвернется в сторону. В это время добавьте один предмет и попросите его назвать. Во время таких занятий следите за тем, как он выговаривает звуки и не коверкает ли свою речь.

«Учимся правильно употреблять формы слов». Цель – употребление предлогов («на»«под»«перед»«около»). Игра заключается в перемещении предметов и проговаривания их места нахождения. К примеру, «кошка сидит на столе»«попугайчик залетел в клетку»«пупсик упал под стульчик». Полезным будет упражнение на угадывание ребенком предметов. Из нескольких игрушек мама выбирает одну и описывает ее признаки, а кроха должен догадаться, о чем идет рассказ.

«Упражнения на силу произношения голоса». Цель игры – называть предметы выразительно и громко. Тренировать силу голоса можно при помощи ролевых игр. Отличным помощником здесь станут народные сказки. Мама читает сказочный материал («Маша и Медведь»«Царевна лягушка», меняя интонацию и выразительность речи, затем просит ребенка озвучить одного из героев.

Развитие диалоговой речи. Цель методики – научить малыша выстраивать разные связные предложения. Этого можно достичь при непосредственном общении с крохой, путем развернутых вопросов-ответовРебенку легче строить речевые формы, если он будет повторять рассказ за вами.Чаще задавайте вопросы«что он сейчас делает»«кто говорит мяу-мяу»«найди отличие на картинке»«какое изображение он видит на рисунке».

Речь детей необходимо развивать последовательно, учитывая их возрастные особенности и уровень общего развития 3-4 летних малышей. Все проводимые игры должны быть не сложными, чтоб не утомлять и не раздражать кроху. Желательно отдать ребенка в садик, где среди ровесников, ему легче развить навыки речи и научиться разговаривать правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.

Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...

Программа "От звука к букве" для дошкольников

Программа "От звука к букве" решает одну из задач речевого развития ребенка - подготовить дошкольника к обучению грамоте. Последовательное усвоение понятий "слово", "звук", "слог", "буква", "предложен...

Логопедические игры для автоматизации звуков в речи дошкольников

Методические рекомендации по автоматизации звуков...

Произношение звуков в речи дошкольника

Дефекты в произношении звуков остаются надолго и не исчезают без использования эффективных приёмов логопедического воздействия....

Методическая разработка по коррекции изолированного звукопроизношения, автоматизации звука в речи, соотнесения звука и буквы, формирование навыков чтения на материале слогов с использованием методов и приёмов образовательной кинезиологии.

Методическая разработка позволяет упражнять ребёнка в автоматизации звуков как раннего онтогенеза так и различных групп звуков смешиваемых в произношении, дифференциации по звонкости-глухости, твёрдос...

Ролевые диалоги для автоматизации звуков в речи дошкольников

Разучивание и пересказ по ролям стихотворных ролевых диалогов позволяет разнообразить работу по автоматизации звуков в речи детей и создать положительный эмоциональный настрой на занятиях....

аВТОМАТИЗАЦИ ЗВУКОВ В РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕЙПИРОВАНИЯ

аВТОМАТИЗАЦИ ЗВУКОВ В РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕЙПИРОВАНИЯ...