Произношение звуков в речи дошкольника
методическая разработка по коррекционной педагогике

Сказкина Ольга Ивановна

Дефекты в произношении звуков остаются надолго и не исчезают без использования эффективных приёмов логопедического воздействия.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proiznoshenie_zvukov_v_rechi_doshkolnika.docx16.25 КБ

Предварительный просмотр:

Произношение звуков в речи дошкольника

Дефекты в произношении звуков остаются надолго и не исчезают без использования эффективных приёмов логопедического воздействия.  Логопеды на практике сталкиваются с проблемой длительного периода автоматизации звуков, искажением звуков в речевом потоке, при наличии правильного произношения звуков изолированно, трудностями в соотнесении звука и буквы. Встречаются дети с ОНР, имеющие трудности в запоминании графического образа букв, у некоторых отмечается отсутствие интереса и к процессу чтения и письма, что в будущем может стать причиной специфических нарушений – дислексии и дисграфии.

Речь ребенка не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. А.Н. Гвоздев характеризует это время как период усвоения звуков, когда наряду с правильным произношением наблюдаются пропуски, замены, уподобление звуков, смягчение их.

Известно, что трудными для произношения являются свистящие, шипящие и сонорные звуки (Р, Л). Начинают их осваивать дети на третьем году, а на четвертом их произношение в словах существенно (с 38% до 80%) улучшается, если ребенок повторяет за взрослым правильный образец слова. В этот период, в качестве основного момента, обеспечивающего возможность вхождения звуков в активную речь, является доступность артикуляционных операций при образовании звука. Так, неспособность поднять кончик языка делает невозможным произнесение твердых звуков Н, Д, Т, С, З, Л. Механизм вибрации, необходимый для звуков Р, Р' и работа по поднятию передней части языка Ш, Ж, Щ, Ч также сложны для всех детей.

Процесс звукопроизношения ребенка при нормальном речевом развитии можно кратко охарактеризовать следующим образом: в 3-4 года ребенок правильно произносит гласные и согласные звуки раннего онтогенеза. В это время допускается смягчение звуков речи - звуки С, З, Ш, Ж произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются звуками Т, Д, В, Ф, а звуки Ч, Щ на ТЬ, Ц, СЬ, звуки Р, Л могут пропускаться или заменяться на ЛЬ.

В 4-5 лет исчезает смягченное произношение звуков, допускается замена свистящих и шипящих на звуки Т, Д, шипящие могут произноситься недостаточно четко. Еще не у всех детей формируется звук Р.

В 5-6 лет уже правильно произносятся звонкие, глухие, твердые, свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. Могут быть ошибки при дифференциации, недостаточно сформированы сонорные звуки.

В 6-7 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического речевого аппарата, дети правильно пользуются всеми звуками родного языка. К этому времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения.

У большинства детей звукопроизношение концу дошкольного периода достигает языковой нормы, ребенок овладевает развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

Таким образом, усвоение ребенком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

Несформированность звуковой стороны речи выражается в следующем:

1) недифференцированное произнесение свистящих, шипящих звуков, причем один может заменяться одновременно двумя или несколькими звуками данной или близкой фонетической группы. Например, звук с мягкий, сам еще недостаточно четко произносимый, заменяет следующие звуки: с твердое, ц, ш, ч, щ.

2) замена некоторых звуков другими, более простыми по артикуляции. Чаще это относится к замене соноров ,свистящих и шипящих

3) отсутствие звука в речи ребенка, т. е. неумение произносить его.

3) нестойкое употребление звука, когда в разных словах он произносится по-разному .

4) смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях – взаимно заменяет их. Это чаще всего касается йотированных звуков и звуков ль, г, к, х, при этом наблюдается искажение артикуляции некоторых звуков.

Логопедическая работа по автоматизации правильного произношения — одна из важных составляющих этапа формирования первичных произносительных умений и навыков, следующая за постановкой (или коррекцией) звука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект - «Мультипликация», как современная форма мотивации детей старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи к работе по развитию просодики и автоматизации правильного произношения звуков в речи.

Чем можно увлечь ребёнка или подгруппу детей, при этом способствовать успешной автоматизации звуков речи у них, наряду с развитием просодических компонентов речи и других умений? Одним из такого рода ...

Логопедические игры для автоматизации звуков в речи дошкольников

Методические рекомендации по автоматизации звуков...

Консультация «Формирование правильного произношения звука «Ш» у дошкольников в домашних условиях»

Консультация «Формирование правильного произношения звука «Ш»  у дошкольников в домашних условиях»...

Ролевые диалоги для автоматизации звуков в речи дошкольников

Разучивание и пересказ по ролям стихотворных ролевых диалогов позволяет разнообразить работу по автоматизации звуков в речи детей и создать положительный эмоциональный настрой на занятиях....

аВТОМАТИЗАЦИ ЗВУКОВ В РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕЙПИРОВАНИЯ

аВТОМАТИЗАЦИ ЗВУКОВ В РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕЙПИРОВАНИЯ...