ПРОЕКТ «ПО СКАЗКАМ А.С.ПУШКИНА» (КРАТКОСРОЧНЫЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ) для воспитанников подготовительной группы
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Цель проекта:
- Способствовать формированию интереса к книгам, литературным произведениям;
- познакомить детей с творчеством великого русского поэта и писателя А. С. Пушкина;
- воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них;
- способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта;
- развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности;
- развивать творческие способности;
- обогащать и активизировать словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/proekt_po_skazkam_pushkina.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа №1574 ОП 4
Подготовительная группа №11
Автор проекта:
воспитатель первой квалификационной категории
Ворон Татьяна Васильевна
Москва 2022г , июнь
ПРОЕКТ
«ПО СКАЗКАМ А.С.ПУШКИНА»
(КРАТКОСРОЧНЫЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ)
для воспитанников подготовительной группы
Паспорт проектной работы
Автор проекта: воспитатель Т.В. Ворон
Образовательная область: « Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Тип проекта по содержанию: непосредственно-образовательная деятельность по плану, образовательная деятельность в режимные моменты, самостоятельная деятельность детей, беседы, создание совместных работ родителей и детей, их презентация.
Вид проекта: познавательно – исследовательский.
Тип проекта по продолжительности: краткосрочный (1 неделя).
Актуальность темы: 6 июня день рождения А.С.Пушкина
Цель проекта:
- Способствовать формированию интереса к книгам, литературным произведениям;
- познакомить детей с творчеством великого русского поэта и писателя А. С. Пушкина;
- воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них;
- способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта;
- развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности;
- развивать творческие способности;
- обогащать и активизировать словарный запас.
Задачи проекта:
Образовательные:
познакомить детей со сказками А.С. Пушкина; изучить одну из интереснейших страниц в истории русской культуры; формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев; обогащать и активизировать словарный запас; развивать связную речь; развивать интерес к художественной литературе; повышение познавательной активности; стимулирование речевой активности детей.
Развивающие:
развивать творческое мышление; общую, мелкую, артикуляционную моторику; совершенствовать умение координировать речь с движением; активизировать словарный запас; совершенствовать технические и изобразительно-выразительные умения на основе выполнения детьми рисунков; развивать познавательную мотивацию, эмоциональную сферу.
Воспитательные:
воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества;
воспитывать активность и самостоятельность; воспитывать интерес и любовь к художественной литературе; организовать взаимодействие участников проекта (детей, воспитателя группы и родителей) с сотрудниками библиотеки; создать развивающую среду по данной тематике, сплочение взрослых и детей в общих делах; формировать чувство эмоционального удовлетворения от участия в проекте.
Участники проекта:
воспитатель Ворон Т.В.., дети подготовительной группы, библиотекарь ,родители.
Продолжительность выполнения проекта: краткосрочный (1 неделя)
Основные направления реализиции проекта:
- Занятия;
- Посещение библиотеки пгт.Сердитое;
- Оснащение предметно-развивающей среды;
- Работа с родителями;
- Коллаж по сказкам А.С.Пушкина.
Обеспечение проекта:
Технические средства:
CD с соответствующей тематикой.
Музыкальный центр.
Компьютер.
Предметно-развивающая среда:
- Презентация «День рождение А.С.Пушкина»
- Иллюстрированные сказки А.С.Пушкина.
- Рисунки детей.
Планируемые результаты:
- развитие интереса к творчеству А.С. Пушкина, к русской литературе;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- развивать связную речь детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- создание единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов и родителей.
Доступность: Проект может быть использован в образовательном процессе других дошкольных учреждений.
Продукт проектной деятельности:
Коллаж по сказкам А.С. Пушкина
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ | МЕРОПРИЯТИЯ | УЧАСТНИКИ | СРОКИ |
Подготовительный этап | |||
1 | НОД, подбор иллюстраций. | Воспитатель. | 30.05.-02.06.2022 |
Практический этап | |||
1 | 1.Знакомство с биографией А.С. Пушкина. ( Просмотр компьютерной презентации о поэте) 2.Рассматривание иллюстраций к сказкам | Дети, воспитатель. | 01.06.2022 |
2 | 1. Отгадывание загадок. 2. Чтение стихов. 3. Обыгрывание сюжетов из сказок | Дети, воспитатель. | 02.06.2022 |
3 | 1.Д/и « Знаешь ли ты сказки Пушкина». 2.Д/и « Угадай из какой сказки». 3. Посещение библиотеки в Москве. | Дети, воспитатель, библиотекарь | 06.06.2022 |
Заключительный этап | |||
1 | Коллаж « По сказкам Пушкина» | Дети, воспитатель, родители | 06.06.2022 |
НОД. Познавательное развитие. Путешествие по сказкам А. С. Пушкина в подготовительной группе.
Цель:
Формирование интереса к сказкам А. С. Пушкина.
Задачи:
1. Активизировать знания детей о сказках.
2. Формировать способность проявлять радость, душевное волнение при встрече с добрым и красивым миром пушкинских сказок.
3. Формировать умение разгадывать кроссворд, загадки.
4. Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.
5. Уметь определять название сказок по сюжетным картинам.
6. Развивать воображение, внимание.
7. Обучать, детей умению грамотно и аргументировано отвечать на вопрос.
8. Воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина.
Предварительная работа: Чтение сказок, стихотворений, заучивание наизусть; рассматривание иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина; домашние чтения и разговоры с родителями о поэте и его стихах.
Ход НОД
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы поговорим с вами о великом русском поэте А.С.Пушкине и отправимся путешествовать по его сказкам.
Он родился в Москве, с раннего детства Александр Сергеевич был окружен заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботилась о нём его няня. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у неё был особый, певучий. Она была простая крестьянка. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл её мамушкой. Её звали Арина Родионовна.
Начнёт Арина Родионовна рассказывать сказки, так он не шелохнётся, боится слова пропустить. А сказки, которые ему рассказывала няня, назывались так «Некоторый царь задумал жениться», «Поп поехал искать работника», «Царевна заблудилась в лесу».
На основе этих сказок Пушкин создал свои сказки, которые вы все знаете и любите.
-Приглашаю вас в путешествие.
Вот волшебный сундук, в котором есть сказочные задания.
«Но в начале для порядка отгадайте вы загадки»
- Загадка: «Тут синее море, тут берег морской
Старик вышел к морю, он невод забросит
Кого - то поймает и что-то попросит,
Но жадность, ребята, к добру не приводит.
И кончится дело всё тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым». («Сказка о рыбаке и рыбке»).
(Вылавливание рыбок с заданием)
1. Сколько раз старик из сказки о рыбаке и рыбке закидывал невод в море? (3 раза)
2. С чем пришёл невод в первый раз? (с одною тиною)
3. С чем пришёл во второй раз? (с травой морскою)
4. С чем пришёл третий раз? (с золотой рыбкой)
5. О чём просила старика рыбка? (отпустить её в море)
6. Какими словами бранила старуха старика? («Дурачина ты, простофиля»)
7. Сколько лет жил старик со старухой у синего моря? (ровно 30 лет и 3 года)
8. Какими словами обращается старик к золотой рыбке? (Смилуйся, государыня рыбка)
9. Какой была старуха в сказке? (жадной)
- Загадка:
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком»
Мой вопрос совсем простой: как название сказки той? («Сказка о царе Салтане….» )
Игра: «Белочка с орешками» (белочка раздаёт орешки с заданиями)
1. Одна из сестёр стала царицей, вторая – ткачихой, а третья? (поварихой)
2. Почему ткачиха с поварихой хотели извести сестру? (Они ей завидовали)
3. Кто был в сказке царь Гвидон? (сын царя Салтана)
4. Как назывался остров, где жил царь Гвидон? (Буян)
5. В кого превращается в сказке царь Гвидон? (В комара, муху и шмеля)
6. Почему Гвидон, превращаясь в насекомых, кусал ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху? (Они не хотели, чтобы царь Салтан посетил остров Гвидона)
7. Кто царю Салтану рассказал о заморских диковинах? (Корабельщики)
8. Какие чудеса появились на острове Буяне? (Чудо - белка, тридцать три богатыря, царевна - лебедь)
9. Какую службу несли богатыри, и кто ими командовал? (Богатыри обходили остров дозором, ими командовал дядька Черномор)
- Загадка: «Вот последняя загадка,
У меня для вас, ребятки
Средь листвы на дубе этом
Есть ларец, а в нём предметы
Как они туда попали?
И кому принадлежали?
Вопросы: 1. В коробке лежит предмет с помощью, которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну? (Яблоко) («Сказка о мёртвой царевне..»)
Воспитатель: Я сейчас каждому буду катать яблоко, называя старинное слово, а вы замените его на современное: Лихо (плохо). Дивясь (удивляясь). Персты (пальцы). Кликать (звать). Браниться (ругаться). Ступай (иди). Град (город). Издалече (издалека). Величать (называть).
- Пантомима (физминутка)
«И царица – хохотать
И плечами пожимать
И подмигивать глазами
И прищёлкивать перстами
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь».
- Все сказки А. С. Пушкина написаны стихами. Сейчас я предлагаю вам, поупражняться в подборе рифм к словам.
Поп – (лоб, хлоп, топ…
Белка – (стрелка, тарелка, грелка…
Петушок – (гребешок, посошок…
Царица – (девица, косица, больница..
Чертёнок – (ребёнок, телёнок, котёнок..
- Задание:
Арина Родионовна рассказывала много русских народных сказок, вот из них Пушкин взял интересные прибаутки, присказки.
1. А во лбу звезда горит. Как вы думаете, что это обозначает? (Красавица красы невиданной)
2. Там русский дух – там Русью пахнет. (Это Родина)
3. За тридевять земель, в тридесятом царстве. (Далеко- далеко)
4. Растёт не по дням, а по часам. ( Очень быстро растёт)
- Итог:
«Это Пушкин, это чудо. Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут этих сказок голоса».
-Молодцы, ребята. Я очень рада, что вы любите и знаете сказки
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой
«Путешествие по сказкам Пушкина»
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей понимать красоту и силу русского языка, учить применять образные выражения, говорить красиво и правильно.
2. Закрепить знания о творчестве А. С. Пушкина, его стихах и сказках.
3. Формировать умение чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы.
4. Продолжать совершенствовать исполнительские навыки детей при чтении отрывков из произведений (эмоциональность исполнения, естественность поведения, копирование жестов и мимики).
Развивающие:
1. Развивать логическое мышление и умение разгадывать кроссворды.
2. Развивать творческие способности, память, воображение.
3. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
4. Приобщать к владению русским языком: учить их подбирать определения, которые описывают тот или иной предмет, употреблять синонимы, образовывать глагольные формы, подбирать рифмы к словам, развивать фонематический слух.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес и любовь к творчеству великого поэта.
- Воспитывать лучшие человеческие качества, которые присущи поэту – гордость, патриотизм, честность, доброту.
- Воспитывать чувство прекрасного, умение ценить и понимать поэзию.
Словарь:
Обогащение: ветхая, невод, землянка.
Активизация: рифма, поэт, крылатые слова, русские народные сказки.
Предварительная работа:
Чтение произведений А.С. Пушкина, прослушивание аудиозаписей его сказок, просмотр мультфильмов, беседы о творчестве великого поэта.
Оборудование:
Портрет А.С.Пушкина, выставка книг А.С. Пушкина, работы детей по сказкам А.С. Пушкина, волшебный сундучок с атрибутами, кроссворд, конверты с заданиями, панно дуб.
Использование образовательных технологий:
- В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной группе».
- «Развитие речи и творчества у детей» под редакцией О.С. Ушаковой
- «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» под редакцией О.С. Ушаковой.
- «Приобщение детей к художественной литературе» Мозаика-Синтез, Москва 2010 год.
- Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. « Художественная литература в развитии творческих способностей детей».
Ход НОД:
Воспитатель:
Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании,
Благополучного конца.
(В. Берестов)
Я хочу вас сегодня пригласить в необычное путешествие, путешествие в сказку. А кто лучше всех умеет их рассказывать? Конечно же, бабушка. Вот послушайте: «Жила- была бабушка, добрая, приветливая. Звали её Бабушкой – рассказушкой. Умела она утешить, и рассмешить, сказку рассказать…»
Но что это? Я, кажется, слышу её голос.
Появляется Бабушка – рассказушка: Здравствуйте, люди добрые! Разрешите отдохнуть у вас с дороги.
Дети здороваются с Бабушкой – рассказушкой , предлагают ей стул.
Бабушка – рассказушка: Ну что ж дети, а вы сказки любите? И как начинаются сказки, подскажите?
Ответы детей: Жили - были; в некотором царстве; за лесами, за долами и т.д.
Бабушка – рассказушка: А вот автора сказок, в каких вы сегодня побываете, вы узнаете, если разгадаете этот кроссворд:
1. Вы ж голубушки-сестрицы
Выбирайтесь из светлицы.
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой.
Будь одна из вас ткачиха,
А другая (ПОВАРИХА)
2. Ты волна моя, волна
Ты бурлива и вольна…
Пожалей ты нашу душу,
Выплесни ты нас на сушу!
- Как же, называется остров, на берег которого море вынесло бочку с царицей и царевичем? (БУЯН)
3. Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого (ПЕТУШКА)
4. Правду молвит молодица,
Уж и впрямь была царица
Высока, стройна, бела
И умом и всем взяла.
Ей в приданное дано
Было (ЗЕРКАЛЬЦЕ) одно
5. Вот открыл царевич очи,
Отрясая грёзы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой.
И среди своей столицы
С разрешения царицы,
В тот же день стал править он
И назвался – князь (ГВИДОН)
6. Негде, в тридевятом царстве
В тридесятом государстве
Жил был славный царь (ДАДОН)
Дети читают ключевое слово: ПУШКИН
Бабушка – рассказушка: Вот вы и отгадали фамилию автора этих сказок.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в чудесную страну сказок Александра Сергеевича Пушкина. Вы знаете, что его называют народным поэтом. Как вы думаете, почему?
Ответы детей: Потому, что его сказки очень похожи на русские народные; потому, что его сказки были понятны и бедным, и богатым, и взрослым, и детям.
Воспитатель: Правильно. Кроме того, Пушкина считают народным поэтом потому, что все его произведения написаны прекрасным русским языком. А вы знаете, что некоторые слова из сказок Пушкина стали «крылатыми». Их так называют потому, что у них словно выросли крылья, они вылетели из сказки, и люди теперь пользуются этими словами в повседневной жизни. Вот, например, слова «Глядь: опять пред ним землянка; на пороге сидит его старуха, а пред нею разбитое корыто». Этими словами заканчивается «Сказка о рыбаке и рыбке». Старуха, которая получила от золотой рыбки всё, что желала, в конце сказки потеряла всё из-за своей жадности и осталась опять у разбитого корыта. Эти слова «остаться у разбитого корыта» сейчас говорят про человека, который потерял всё из-за своей глупости или жадности. А слова «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок» из «Сказки о золотом петушке» мы говорим сегодня относительно всех сказок.
Бабушка – рассказушка: Вы собрались в сказочное путешествие, и я хочу вам помочь, у меня есть волшебная вещица, а какая, вы узнаете, отгадав загадку:
1. Маленький, кругленький,
А за хвост не поймаешь. (КЛУБОК)
Бабушка – рассказушка: Чтобы клубок привёл вас в сказочную страну нужно сказать волшебные слова: «Катись клубок впереди и детей в сказку приведи». А я ребятушки с вами прощаюсь. До новых встреч.
Клубок катится, дети вслед за ним подходят к дубу.
Воспитатель: Мы очутились в стране Лукоморье. Вот знаменитый дуб, здесь и золотая цепь и кот учёный. Из какого произведения Пушкина эта страна?
Ответы детей: Из поэмы «Руслан и Людмила».
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем разминку под стихотворение «У Лукоморья дуб зелёный…»
Физминутка:
У Лукоморья дуб зелёный; Дети поднимают руки вверх
Златая цепь на дубе том: Делают движения руками крест на крест
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идут друг за другом по кругу
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Движения руками вправо, влево
Там чудеса: там леший бродит, Закрывают глаза руками
Шевеля пальцами, поднимают руки вверх
Русалка на ветвях сидит; Движение «волна» сверху вниз
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Идут по кругу на внешней стороне стопы
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Повороты вокруг себя с высоким подниманием колена.
Дети садятся на стульчики.
Голос кота: (магнитофонная запись)
- Ребята, я очень рад приветствовать вас в волшебной стране Лукоморье. Я учёный кот и могу разговаривать, хочу проверить, как хорошо вы знаете сказки Пушкина. На дубе висят разноцветные конверты, в них задания для вас. Если вы с ними справитесь, получите от меня подарок. Вы готовы?
Воспитатель: Ребята, мы справимся с заданиями?
Дети: Справимся.
Конверт № 1
1. Продолжи фразу:
- Кабы я была царица – говорит одна девица
ТО НА ВЕСЬ КРЕЩЁНЫЙ МИР, ПРИГОТОВИЛА Б Я ПИР.
- Царь с царицею простился
В ПУТЬ ДОРОГУ СНАРЯДИЛСЯ,
- И царица у окна
СЕЛА ЖДАТЬ ЕГО ОДНА.
— Жил-был поп
ТОЛОКОННЫЙ ЛОБ,
- Пошел поп по базару
ПОСМОТРЕТЬ КОЙ-КАКОГО ТОВАРУ.
— Ей в приданое дано
БЫЛО ЗЕРКАЛЬЦЕ ОДНО;
- Свойство зеркальце имело:
ГОВОРИТЬ ОНО УМЕЛО!
— Жил старик со своею старухой
У САМОГО СИНЕГО МОРЯ.
- Они жили в ветхой землянке
РОВНО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И ТРИ ГОДА!
— Ветер по морю гуляет
И КОРАБЛИК ПОДГОНЯЕТ.
— Белка песенки поет
ДА ОРЕШКИ ВСЕ ГРЫЗЕТ,
- А орешки не простые,
ВСЕ СКОРЛУПКИ ЗОЛОТЫЕ!
Конверт № 2
1.Игра «Собери сказки»
В волшебном сундучке лежат предметы и картинки из разных сказок Пушкина, дети должны их объединить по сказкам.
Зеркало, яблоко, собачка, богатыри «Сказка о мёртвой царевне».
Рыбка, старик, дворец «Сказка о рыбаке и рыбке».
Лебедь, комар, белка «Сказка о царе Салтане».
Конверт № 3
1. Задание называется: «Поиграем в рифмы»
Ложка – кошка, плошка, мошка, картошка
Совет – ответ, привет.
Майка – гайка, зайка, зазнайка
Палка – галка, скалка, скакалка
Кот – бегемот, кашалот
Кружка – подружка, клюшка
Крыльцо – кольцо
Берёзы – розы, мимозы, слёзы
Осины – апельсины
Град – виноград, шоколад, мармелад.
Конверт № 4
- Игра «Будь внимательным!»
Я буду называть персонажей различных сказок, и если этих героев нет в сказках Пушкина, то вы хлопните в ладоши.
Царевна - Лебедь, лиса, комар
Мачеха, яблоко, колобок
Поп, кот Леопольд, Балда
Старуха, золотая рыбка, журавль
Конёк-Горбунок, Алёнушка, белка.
Конверт № 5
1.Игра «Доскажи словечко»:
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный (рожок)»
«Но царевна в обе руки
Хвать – поймала. Ради скуки
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за (обед)»
«Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне на свете всех милей (Королевич Елисей)»
- Из какого произведения эти строки?
(«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
Кот: Вы справились со всеми заданиями и под корнями дуба найдёте мой подарок, а волшебный клубочек выведет вас из сказочной страны. До новых встреч!
Дети прощаются с котом, благодарят его за подарок.
Воспитатель: Давайте скажем волшебные слова6 « Катись клубок впереди, детей из сказки выводи».
Воспитатель катит клубок, дети проходят за столы.
Воспитатель: Сегодня мы с вами побывали в сказках Пушкина, великого русского поэта. Вы очень хорошо справились со всеми заданиями, и за это получаете награду.
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки!
Читайте Пушкина всегда –
Вот вам подсказка,
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки.
НОД «Викторина по сказкам А.С. Пушкина"
Цель: формирование интереса к сказкам А. С. Пушкина
Задачи:
1) Активизировать знания детей о сказках.
2) Учить узнавать сказку по прочитанному эпизоду.
3) Учить вспоминать героев сказок, их имена, характеры, внешний вид.
4) Вспоминать порядок появления героев в сказках.
5) Формировать способность проявлять бескорыстную радость, душевное волнение при встрече с добрым и красивым миром
6)Формировать умение разгадывать кроссворд.
Оборудование: сказки А.С. Пушкина:
«Сказка о царе Салтане»,
«Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Сказка о попе и работнике его Балде»,
«Сказка о золотом петушке»,
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»,
сундучок, игрушки: лебедь, старик, старуха, рыбка, комар, чертенок, белка , яблоко, зеркальце, петушок; кроссворд..
Ход НОД
1.Организационный момент.
Ребенок читает отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый….»
У Лукоморья дуб зелёный.
Златая цепь на дубе том
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом .
Кто автор этого стихотворения? (А.С. Пушкин)
Ребята, сегодня мы поговорим с вами о великом русском поэте А.С. Пушкине. Он родился в Москве два века назад, с раннего детства Александр Сергеевич был окружен заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботилась о нем его няня. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий. Ведь она была простая крестьянка. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл ее мамушкой. А вы, дети, помните как ее звали? (Арина Родионовна).
Начнет Арина Родионовна рассказывать сказки так он не шелохнется, боится слово пропустить. А сказки, которые ему рассказывала няня назывались так «Некоторый царь задумал жениться», «поп поехал искать работника», «Царевна заблудилась в лесу». на основе этих сказок Пушкин создал свои сказки, которые вы все знаете и любите.
Сегодня мы проведем викторину по этим сказкам. Условия нашей викторины такие: я задаю вопрос для всех. Отвечает на него тот, кого я спрошу. За каждый правильный ответ вы получаете «золотую рыбку». В конце занятия посчитаем, у кого больше рыбок – тот лучше знает поэзию Пушкина.
- Первое задание викторины называется “Вспоминаем сказки”.
Я буду читать вам отрывки из сказок, а вы должны сказать мне, из какой сказки был прочитан отрывок.
а) Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
(«Сказка о царе Салтане».)
б) «Не дождался. К старухе воротился –
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто».
(«Сказка о рыбаке и рыбке».)
в) «Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе…»
(«Сказка о мертвой царевне».)
г) «Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.»
(«Сказка о золотом петушке».)
- Второе задание «Волшебный сундучок».
Догадайтесь, что в нем лежит.
Там лежит предмет, который в сказке Пушкина говорил человеческим голосом.. (Зеркальце)
- Какие слова говорила мачеха, глядясь в зеркальце?
- А еще в сундучке лежит предмет, с помощью которого мачеха пыталась погубить прекрасную царевну. (Яблоко)
- Из какой сказки эти предметы?
- А сейчас я выставлю остальные предметы, а вы должны выбрать те, которые встречаются в других сказках Пушкина.
- Третье задание нашей викторины игра «Доскажи словечко». Я буду читать начало фразы, а вы должны ее продолжить.
Царь с царицею простился
В ПУТЬ ДОРОГУ СНАРЯДИЛСЯ,
И царица у окна
СЕЛА ЖДАТЬ ЕГО ОДНА.
— Ей в приданое дано
БЫЛО ЗЕРКАЛЬЦЕ ОДНО;
Свойство зеркальце имело:
ГОВОРИТЬ ОНО УМЕЛО!
— Жил старик со своею старухой
У САМОГО СИНЕГО МОРЯ.
Они жили в ветхой землянке
РОВНО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И ТРИ ГОДА!
— Ветер по морю гуляет
И КОРАБЛИК ПОДГОНЯЕТ.
— Белка песенки поет
ДА ОРЕШКИ ВСЕ ГРЫЗЕТ,
А орешки не простые,
ВСЕ СКОРЛУПКИ ЗОЛОТЫЕ
- Четвертое задание
- Сколько раз старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» закидывал невод в море? (Три раза.)
- С чем пришел невод в первый раз? (С одною тиной.)
- С чем пришел невод во второй раз? (С травой морскою.)
- С чем пришел невод в третий раз? (С золотой рыбкой.)
- О каких чудесах говорится в «Сказке о царе Салтане»? (О чудном острове с городом, о ручной белке, о богатырях, о царевне Лебеди.)
- Какими словами бранила старика старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»? («Дурачина ты, простофиля!»
- Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря?
(Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.)
8.Какими словами обращается старик к золотой рыбке? («Смилуйся, государыня-рыбка!»)
9.Какие волшебные превращения происходят в «Сказке о царе Салтане»? (Царевна превращается в лебедя, чародей – в коршуна, князь Гвидон – в комара, в шмеля, в муху.)
10.К кому обращался королевич Елисей за помощью, когда искал царевну-невесту? (К солнцу, к месяцу, к ветру.) Кто ему подсказал, где искать царевну? (Ветер.)
11.В каких сказках Пушкина встречаются числа? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Тридцать три богатыря, три девицы в «Сказке о царе Салтане». Тридцать три года жили старик со старухой у синего моря, трижды закидывал невод старик в «Сказке о рыбаке и рыбке». И т. д.)
12.Чем занимались старик и старуха до того, как старик поймал золотую рыбку?
(Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.)
- И, наконец, последнее задание нашей викторины – кроссворд. Если мы правильно его разгадаем, то в выделенных клеточках получится какое-то слово.
Вопросы:
1. Кто взял в работники Балду?
2. Кто предупреждал царя Дадона об опасности?
3. Где находилась Шамоханская царица?
4. Кто в сказке Пушкина поет песенку «Во саду ли в огороде»?
5. Кто выходил из моря вместе с Черномором?
6. Как звали няню А.С. Пушкина?
Поп
петУшок
Шатер
белКа
вИтязи
АриНа
- Подведение итогов. Ну вот, сегодня мы с вами вспомнили все сказки Пушкина. Пора подводить итоги. У кого больше всех рыбок ? Победителю мы вручаем перо, похожее на то, которым писал свои интересные сказки А.С. Пушкин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт занятия по познавательно - исследовательской деятельности с воспитанниками подготовительной группы ДОО
Конструкт занятия по технологии экологического образования детей дошкольного возраста, задачей которого является формирование у детей навыков поисково - познавательной деятельности экологической напра...
НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы. Тема. Воздух – смесь газов.
НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы.Форма организации: экспериментирование.Тема. Воздух – смесь газов.Цель. Формиро...
НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы. Форма организации: экспериментирование. Тема. Цвета и краски.
НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы.Форма организации: экспериментирование.Тема. Цвета и краски....
НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы. Форма организации: экспериментирование. Тема. Отражение света или как поймать солнечный луч.
НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы.Форма организации: экспериментирование.Тема. Отражение света или как поймать солнечны...
НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы. Тема. Отражение света или как поймать солнечный луч.
Сформировать представление о свойстве света отражатьсяСолнечные зайчикиСолнечные зайчикиПрыгают, как мячики.Надо мной смеются,В руки не даются!Автор: Рашида Бикметова...
Проект познавательно - исследовательской деятельности «Каменная сказка» подготовительная группа
Проект познавательно - исследовательской деятельности «Каменная сказка» подготовительная группа....
Проект занятия познавательно-исследовательской деятельностью с детьми подготовительной группы
Проектзанятия познавательно-исследовательской деятельностью с детьми подготовительной группы «Как мы Кляксу победили»...