Конструкт занятия по познавательно - исследовательской деятельности с воспитанниками подготовительной группы ДОО
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Козьякова Маргарита Рафитовна

Конструкт занятия по технологии экологического образования детей дошкольного возраста, задачей которого является формирование у детей навыков поисково - познавательной деятельности экологической направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstrukt_po_poznavatelno_issledovatelskoy_deyatelnosti.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСТРУКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема (проект.событие):«Как животные проводят Уральскую зиму»(Маскировка – ОПЫТЫ)

Возрастная группа:  дети 7го года жизни

Форма НОД: Познавательно - исследовательская деятельность

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) групповая

Учебно-методический комплект: технология «река времени» Н.А.Коротковой; Примерная образовательная программа дошкольного образования  «Детство» Т. И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.  С. Н. Николаева “Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве”; Методическое пособие “Экологическое воспитание детей”; Модель «Этажи леса» разработана А.М. Федотовой

Средства:

наглядные: демонстрационный материал: карточки с изображением животных Урала: лося, белки, зайца

мультимедийные: компьютерная презентация «Как животные проводят Уральскую зиму»

музыкальные: звуки живой природы;

ЗАДАЧИ

образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

1.   Закрепить знания детей.

2.  Активизировать слова – название жилища белки – гайно; хоботообразные губы у лося;

3. Развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог с воспитателем.

4.  Развивать память, внимание, воображение, логическое мышление, знаково-символическую функцию сознания, координацию движений и мелкую моторику рук.

5. Развивать у детей умение общаться со сверстниками.

6. Воспитывать интерес доброжелательность, внимание друг к другу, получать радость от общих результатов деятельности

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

I. Обсуждение реального события. Работа в подгруппах.

 Ребята, вы хотите узнать, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

-Отлично. Я предлагаю вам разделиться на 3 группы и выполнить задания , которые вам помогут определить тему нашего сегодняшнего занятия. Согласны?

1группа   из общего количества карточек выбирает животных, которые живут на Урале (выполняют задания)

2 группа составляет слова с названиями животных

3 группа пробует собрать картинки с изображением животных и называет их (если дети не могут разделиться на подгруппы, предложить им варианты как это можно сделать)

Педагог

ведет диалог с детьми

Поощряет детей к высказыванию; эмоционально вовлекает детей к обсуждениям; комментирует высказывания

Дети выбирают картинки; составляют слова; собирают пазлы

Дети свободно располагаются в группе.

Заинтересованные дети присоединяются

Отвечают на вопросы педагога

Организация  и настрой детей на познавательно-исследовательскую деятельность,

на

различение условной  и реальной ситуации

II. Постановка целей

исследования

-А теперь подойдите, пожалуйста, к карте Урала и проверьте себя, правильно ли вы сделали свой выбор.

-Каких животных вы увидели? (ответы)

-Вы уже догадались о ком и о чем мы будем сегодня с вами беседовать? (ответы)

-Совершенно верно, ребята, сегодня мы поговорим с вами о том, как животные Урала проводят зиму. А выяснить о каких именно животных пойдет речь, вы сможете, отгадав загадки. Но загадывать вы будете их сами. Вы не против? (ответы)

- Вот у меня жетончики зелёного цвета, подходите и тяните их, тот,  кто вытянет короткий жетончик, тот и попробует загадать загадку о животном, договорились? (вытягивают, описывают животное). Дети, которые догадываются о каком животном идёт речь, должны тихонечко подойти к своей картинке( картинки  - отгадки располагаются на полу)

Педагог создает проблемную ситуацию.

Под руководством воспитателя дети останавливают свой выбор на самостоятельном загадывании и разгадывании загадок, вытягивают жетончики)

Озвучивают знаниевый опыт; выстраивают полный ответ.

Обогащение словаря по теме «Как животные Урала проводят зиму»

Проявление готовности к совместной деятельности;

Проявление интереса к предстоящей деятельности.

III. Анализ-сравнение,  активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала

Доп вопросы воспитателя:

 Белка (живет в дупле, имеет серо-серебристый мех, острые когти, пушистый хвост, может легко лазать по деревьям, делать большие прыжки);

1.Чем питается белка на деревьях?(орехи, шишки, семена древесных пород, почки, побеги деревьев, грибы, ягоды; во время размножения: насекомыми, яйцами, птенцами мелких позвоночных)

2.Что ей помогает легко передвигаться по деревьям?(хвост, она использует его как руль и парашют; большие острые когти)

3.Где устраивает своё гнездо? (в дупле, кроне деревьев, гнездо-гайно, в котором она живет и выводит потомство. Гайно имеет форму шара с боковым входом и всегда оснащено крышей. Строит гнездо из сухих веток, а изнутри утепляет своей шерстью и мхом)

4.Что ей помогает спасаться от врагов?(быстрые ноги –перепрыгивает с дерева на дерево; начинает бегать по стволу по спирали(от птиц), от куницы – мчится вверх по спирали и срывается вниз на землю, убегая в безопасное место; серо – серебристый мех)

5.Что защищает от холода?(теплый пушистый мех)

6.На каком этаже живёт? (3, 4, но может спускаться и вниз)

Лось (очень крупный, высокий, имеет длинные ноги, сильные копыта, достает ветки деревьев, легко ходит по глубокому снегу, может быстро бежать, ударять копытом.)

1.На каком этаже обитает лось?(1 этаж)

2. Чем питается лось ?(С какого этажа добывает свой корм в зимнее время?(веточки сосны, ивы, березы, крушины, малины, осины; ветками деревьев и кустарников)

3. Что ему в этом помогает? (длинные  ноги, длинные хоботообразные губы. При сдирании коры с деревьев пользуются зубами, отрывают кусок, захватывают его губами и зубами и дерут кверху длинной полосой)

4. Кто является главным врагом у лося? (медведи, волки, рыси)

5. Как лось защищается от врагов?(Передние конечности ног являются для лося главным оборонительным инструментом: в случае нападения волков поведение лося становится агрессивным, он поворачивается задом к дереву и старается нанести удары копытами.

Заяц (имеет острые зубы, белый мех, длинные задние ноги, может быстро скакать, петлять, затаиваться);

1.Чем питается заяц зимой?( обгладывает кору деревьев, кустарников, отыскивает стога сена)

2. Что ему в этом помогает?(  Снежный наст и сугробы помогают зайцу доставать себе на обед высокие ветки)

3.Как он спасается от врагов?( бегством, петляет, запутывает следы; подошвы лап зверька зимой покрыты густой шерстью, что делает его ступню широкой и позволяет легко передвигаться даже по рыхлому снегу, не проваливаясь; белый мех, который делает его незаметным)

4. Что помогает ему выдерживать холода?( густая шерсть)

5. На каком этаже живет? (полностью на нижнем этаже)

- Какие вы сообразительные, смогли ответить на вопросы.

- Ну что ж, ребята, я предлагаю вам отправиться на прогулку в зимний лес. Как вы думаете, что нам нужно в первую очередь сделать, чтобы туда отправиться? (одеться). А раз лес зимний, как будем одеваться?(тепло) Какую одежду нам необходимо  одеть? Перечислите пожалуйста(ответы)Итак, одеваемся в воображаемую одежду(теплые шапки, шубы, валенки) и отправляемся в наш Уральский зимний лес…(музыка) Посмотрите, какая красивая панорама у нас перед глазами.. лес  словно спит под  белым пушистым покрывалом…Может быть в лесу никого нет?.. Исчезли все звери и птицы.. СМОТРИТЕ! Вот чьи- то следы.  

- Кому же они принадлежат? Какому зверю, как вы думаете? (на экране заячий след на снегу, затем рисунок следа) ребята отгадывают, появляется заяц (Обратите, пожалуйста внимание, какой у зайца след: два широких отпечатка рядом впереди и два поменьше, один за другим, сзади. Как вы, думаете, ребята, почему заяц оставляет такие необычные следы? Ведь У зайца длинные задние ноги находятся позади передних?. На бегу, он выкидывает их вперёд обе враз: сам себя обгоняет. Вот и оказываются отпечатки коротких передних лапок позади отпечатков длинных зад них ног. Один след мы прочитали, а вот ещё один.

- Кто оставил этот след? (лось) Копыта лося узкие, заостренные и имеют способность широко раздвигаться. Также лось, как видно на рисунке, обычно оставляет отпечатки копыт 2 и 5 пальцев (маленькие ямки в задней части следа)

 -Чей же этот интересный след? (БЕЛКИ) Как догадались?( Белка в основном передвигается по снегу прыжками. Следы располагаются попарно, при этом задние, более длинные лапы отпечатываются впереди коротких передних). 

Ну что ж, отличная работа, вы как настоящие следопыты.

- Ребята, животным в лесу жить непросто и корм добывать сложно, надо им помочь. Поможем животным Урала отыскать себе еду? (ответ). Тогда сейчас вам необходимо будет перевоплотиться в них. Я вам читаю стихи. Вы внимательно меня слушаете и пробуете сымитировать  движения животных. Готовы? Начинаем

Звери шли за едой

- За мамой лосихой топал лосенок (идут, громко топая)

- За мамой лисицей крался лисенок (крадутся на носочках)

-За мамой медведицей шел медвежонок (идут вперевалку)

-За мамою белкой,  скакали бельчата (скачут вприсядку)

- За мамой зайчихой косые зайчата (скачут на прямых ногах)

Волчица вела за собою волчат (идут на четвереньках)

Все мамы и дети покушать хотят (лицом в круг, движения языком « лакают»)

- Здорово у вас получилось. Спасибо.

- Теперь вы знаете, как в лесу непросто жить. Ребята, перечислите ,  пожалуйста, что животным леса нужно, чтобы приспособиться к трудным зимним условиям? (острые зубы, быстрые ноги, теплая шерсть).

- Верно

-  Ребята, вы все хорошо знаете игру « Волшебное покрывало». Хотите в неё поиграть? (ответы). Отлично. Но под волшебное покрывало попадет тот, кто сумеет правильно произнести окончание детёнышей наших животных (просклонять их). Договорились? Отвечать будем по часовой стрелке. Готовы?

У лисы есть …маленькие лисята

У зайчихи есть…маленький зайчонок

У лосихи есть …маленький лосёнок

У медведицы …медвежата

У лисицы…..лисята

У волчицы …волчата

У бельчихи …бельчата

А как называется гнездо белки?))) кто запомнил? ГАЙНО

Молодцы, запомнили!

- Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на экран.

 Что зверей делает незаметным ? (цвет шерсти, маскировка, маскировочная окраска, должен быть неподвижен)

- Как вы думаете, а если вдруг зверёк решит убежать или пошевелится, хищник его заметит?   (ответы)

Вывод: зверя делает незаметным его маскировочная окраска, которая совпадает с окружающим пейзажем, но при этом зверь должен быть неподвижен)

- Ребята, я прошу вас подойти к столам, сейчас мы с вами проведём небольшой эксперимент( белые листы бумаги, восковые мелки и красная плёнка). Нарисуйте, пожалуйста, любого зверя или птицу, каких хотите.

Нарисовали? А теперь накройте свою картинку красной плёнкой.

-Что произошло?

- птичка  исчезла.

-Почему? ( как желтая птичка, так и красная плёнка отражает цвет, который затем попадает нам в глаза. Красный цвет не чистый, он содержит в себе жёлтый. Этот жёлтый цвет сливается с жёлтым на картинке, и глаз не в состоянии отделить один от другого.

Животные часто меняют окраску, сливаясь с цветом окружающего пейзажа, что помогает им защититься от хищников. Глаза хищника не могут отличить цвет его возможной жертвы от цвета листвы или травы.

Ребята, а теперь попробуйте назвать примеры маскировочной окраски животных(ответы)

(Показать примеры на экране после ответов)

Воспитатель задает вопросы

Вводит элемент новизны; обращает внимание детей на Модель”Этажи леса» ,     использует наглядно информационные средства; вовлекает в слушание; стимулирует интерес детей; рассказывает;

Активизирует обсуждения детей,

Воспитатель объясняет значения незнакомых слов и обращает внимание детей на слайд.

Воспитатель предлагает детям картинки с изображением животных Урала( лося, белки, зайца)

Воспитатель задает вопросы, обращает внимание на экран.

Слушают; узнают;  отвечают на вопросы воспитателя; играют.

Ответы детей

Дети отвечают на вопросы, разгадывают следы.

Обогащение знаниевого опыта;

Проявление интереса к самостоятельному придумыванию загадок; к жизни животных Урала в лесу, их приспособленности  к зимнему периоду.

IV. Экспериментирование

сопоставление результатов исследования

- Ребята, я прошу вас подойти к столам, сейчас мы с вами проведём небольшой эксперимент( белые листы бумаги, восковые мелки и красная плёнка). Нарисуйте, пожалуйста, любого зверя или птицу, каких хотите.

Нарисовали? А теперь накройте свою картинку красной плёнкой.

-Что произошло?

- птичка  исчезла.

-Почему? ( как желтая птичка, так и красная плёнка отражает цвет, который затем попадает нам в глаза. Красный цвет не чистый, он содержит в себе жёлтый. Этот жёлтый цвет сливается с жёлтым на картинке, и глаз не в состоянии отделить один от другого.

Животные часто меняют окраску, сливаясь с цветом окружающего пейзажа, что помогает им защититься от хищников. Глаза хищника не могут отличить цвет его возможной жертвы от цвета листвы или травы.

Ребята, а теперь попробуйте назвать примеры маскировочной окраски животных.(ответы)

(Показать примеры на экране после ответов)

Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие, их последовательность;

постановка проблемы; способствует групповой работе детей; напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность ; наблюдает за детьми во время выполнения задания.

Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность; наблюдают за преобразованием предмета; выражают собственное суждение;

практикуются в осуществлении выбора

используют материалы, которые можно применить для осуществления эксперимента; выстраивают порядок и последовательность деятельности;

Ответы детей

Умение делать логические выводы;

Умение следовать правилам

V Рефлексия (самоанализ)

- Ребята, что вам больше всего понравилось из нашей беседы сегодня?

- Что было самым интересным?

- Трудно вам было?

- Вы довольны своей работой?

- Что вы узнали нового?

- Что бы вы хотели ещё узнать?

- А кому бы вы хотели рассказать о том, что узнали сегодня?

Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу)

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик

Умение оценивать результат своей деятельности;

Умение выражать чувства;

Умение делать выводы;

Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность.

VI. Дополнение полученных знаний в самостоятельной деятельности

У меня ещё есть картинки со следами других животных, живущих на Урале, которые вы можете попробовать прочитать, как настоящие следопыты.

 Способствует тому, чтобы дети самостоятельно решали возникающие проблемы

/воспитатель предлагает детям схемы следов животных Урала)

Выражают эмоции посредством речи, мимики, жестов.

Выполнение задания в соответствии приобретенного опыта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность. Комплексное занятие по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: «Знакомство со свойствами воды»

Непосредственно - образовательная деятельность в области "Познания"  .Комплексное занятие по позновательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы....

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе ДОУ. «ЧТО ТАКОЕ ШОКОЛАД? УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ КАЖДЫЙ РАД»

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе ДОУ.  «ЧТО ТАКОЕ ШОКОЛАД? УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ КАЖДЫЙ РАД»Цель занятия:...

Конспект интегрированного занятия по познавательно исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему: «Домашние животные»

Конспект интегрированного занятия по познавательно исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему: «Домашние животные»Автор: Сунгатуллина А.Р.Цели: - уточнит...

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе ДОУ.

«ЧТО ТАКОЕ ШОКОЛАД? УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ КАЖДЫЙ РАД»Цель занятия:  Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе "Свойства магнита".

Цель: создать условия для знакомства детей со свойствами магнита, его назначением....

"Знакомство со свойствами воды". Комплексное занятие по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы

Основные направления данного занятия: учить детей...находить решение поставленных задач, ориентируясь на опорные схемы;находить решение на вопросы при помощи практических действий (опытов)анализироват...