Конспект интегрированного занятия по речевому развитию
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Громова Мария Николаевна

Образовательные области: Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Тема занятия: чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Возрастная группа: старшая группа

Цель занятия: Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого). Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Задачи занятия:

Образовательные: познакомить детей с новой сказкой; с новыми незнакомыми словами, объяснить их смысл

Развивающие: способствовать развитию монологической речи

Воспитательные: воспитывать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе, бережное отношение к животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integr_zanyatiya.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №14»

Конспект организации

и проведения интегрированного

занятия по речевому развитию

 с детьми 5-6 лет

Воспитатель: Громова Мария Николаевна

Городец 2023 г

Образовательные области: Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Тема занятия: чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Возрастная группа: старшая группа

Цель занятия: Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого). Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Задачи занятия:

Образовательные: познакомить детей с новой сказкой; с новыми незнакомыми словами, объяснить их смысл

Развивающие: способствовать развитию монологической речи

Воспитательные: воспитывать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе, бережное отношение к животным.

Словарная работа: Холсты, наливные яблочки, пуд, прясть, рябая корова, лихо, рябая корова.

Планируемый результат занятия: дети знают содержание произведения «Хаврошечка», правильно отвечают на вопросы по содержанию; отражают содержание произведения в дидактической игре и рисовании.

Подготовительная работа:

- воспитателя: составляла конспект занятия, презентация сказки

Материалы и оборудование: Книга, картинки к словарной работе, презентация сказки, листы, карандаши, пазлы.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

  1. Организационно-

мотивационный этап (1 мин)

Организовать

детей и мотивировать

на предстоящую

деятельность

Какое радостное, доброе утро. Возьмите друга за руку, передайте тепло своих рук и хорошее настроение другу улыбнитесь. Присаживайтесь на стульчики.

Гуляет летом по полям

И молоко дает всем вам,

Громко «му» кричит хозяйке

Сена мне побольше дайте. 

-правильно, это корова.

Словесный метод:

Организационные

указания,

направленные на

посадку детей на

стульях

Игровой метод:

- Загадывание

загадки про корову

Дети встают в круг, улыбаются друг другу, затем садятся на стульчики.

Корова

Дети

организованы

и заинтересованы

на предстоящую

деятельность

2.1. Этап

постановки

проблемы

(23 мин)

Поставить детям

проблемную

ситуацию

- А как можно ласково назвать корову?

- а еще корову ласково можно назвать коровушка

 Посмотрите, на картинку, что можно сказать об этой коровушке? Какая она?

-правильно, шерсть у этой коровы не одного цвета. Про таких коров говорят, что она пестрая или рябая, т. е. её шерсть двух цветов.

И я бы хотела вам сегодня прочитать русскую народную сказку про такую корову, называется она «Хаврошечка».

Словесный метод:

- Вопросы для

постановки

проблемы

Ответы детей

Шерсть у коровы разного цвета.

Дети ознакомлены

с проблемной

ситуацией

2.2.Этап ознакомления с материалом (чтение произведения и беседа по содержанию)

Познакомить

детей с

содержанием

произведения;

Обеспечить

Участие детей в

беседе о сказке

Эту сказку сочинил русский народ давным давно. А услышал ее от народа великий русский писатель Алексей Николаевич Толстой и записал ее.

Ребята, в этой сказке вам встретятся незнакомые слова. Некоторые из них мы уже употребляем в своей речи.

Хаврошечка - старинное женское имя Хавронья.

Пуд - старинная русская мера веса. Пуд –это как гиря примерно 16,00 кг. Это очень тяжёлый вес.

Прясть  - Посмотрите на картинку. На ней изображена женщина, которая прядёт. Её называют пряхой. Пряха прядёт, скручивая шерсть, и получает нить. Из которой можно связать потом носки, свитера и другую одежду.

Холст – это ткань, которую изготовляли в старину из льна на специальных ткатских станках.

Ткать – работать на ткатском станке, делать ткань, посмотрите на картинку. Это очень кропотливая работа.

А в тексте ещё встретится слово лихо или зло, что-то злое, не хорошее.

А ещё встретятся такие слова наливное (яблоко). Может кто-то из вас знает, что это значит? Дыхательное упражнение (включить телевизор)

А сейчас давайте с вами подготовимся к слушанию сказки.

Встаньте на ножки, глубоко вдохните носиком и выдохните ротиком. Показ воспитателя, затем вместе с детьми два раза.

Молодцы! Готовы слушать сказку «Хаврошечка»? Слушайте внимательно. Посмотрите на экран. Своё чтение я буду сопровождать иллюстрациями.

А после прочтения я у вас спрошу, кто является главными героями сказки?

- Ребята, вам понравилась сказка?

- Кто является главными героями сказки?

-У кого жила Хаврошечка?

-Как звали дочерей хозяйки

Почему им дали такие имена?

Вам понравились эти девочки? Какими были эти девочки

А Хаврошечка была какая?

- А что делала Хаврошечка?

Значит она была какая?

А дочери хозяйки?

- Кто же помогал Хаврошечке в сказке?

- Что она при этом говорила?

Физкультминутка.

Коровушка предлагает нам отдохнуть

Коров пастух привёл на луг

Стадо мычит, спасибо говорит

Очень вкусная трава (давайте покажем, как жуёт коровушка: посмотрите на меня)

Идёт кругом голова.

Бегают коровки по лужочку ловко.

А сейчас садитесь на место и вернёмся к нашей сказке.

Коровушка помогала Хаврошечке. Девочка влезала в одно ушко, вылезала из другого и работа была сделана.

- Чем закончилась сказка?

-Как вы понимаете «…и стала она в добре поживать, лиха не знавать» Больше ее никто не ругал, работать не заставлял, а только ее любили.

Словесный метод:

- Чтение сказки;

-Вопросы по

прочитанной сказке;

-Чтение

художественного

слова в

динамической паузе

Практический

метод:

-Повторение детьми

движений за

воспитателем

в динамической паузе

ИКТ: сопровождение чтения иллюстрациями на экране

Слушают воспитателя

Сочное, созревшее

Хаврошечка и коровушка

У хозяйки, трёх дочерей

Одноглазка, Двуглазка, Триглазка

Нет

Злые, вредные

Добрая

Она на них работала

Работящая

Ленивые

Корова помогала Хаврошечке выполнять тяжёлую работу

Влезь в одно ушко, в другое вылезь и всё будет готово

Шагаем на месте

голову тянем и говорим протяжное му, вытянули губки трубочкой

Вращение головой в одну и другую сторону

Бег на месте

Дети

ознакомлены с

содержанием

произведения;

Дети участвуют

в беседе и отвечают на вопросы

2.3 Этап практического решения проблемы (игра и продуктивная деятельность)

•Закрепить

представление

детей о

содержании

произведения в

процессе д/и и в

продуктивной

деятельности

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам

поиграть, чтобы проверить, как вы

запомнили сказку.

Д. и. «Пазлы»:

- Присаживайтесь за столы. Задание: Соберите картинку.Вопросы: - Как звали героев сказки, которые получились у вас на картинке? (Одноглазка, Двуглазка, Триглазка)

- Как звали дочку, которая рассказала матери о том, кто помогает Хаврошечке? Как злая мачеха всё узнала?

Игра «Добрые - злые» (маленькая физкультминутка)

Вопрос: - К каким людям попала Хаврошечка, добрым или злым?

Задание: посмотрите на экран и определите, какой герой сказки: добрый или злой? (если злой – погрозите пальцем, если добрый -обнимите себя)

 Руководство детской деятельностью:

Ребята, а какое дерево выросло в нашей сказке?

Сейчас я каждому из вас предлагаю нарисовать свою яблонь с наливными яблочками.

Наглядный метод:

-Показ слайда

с изображением

разных героев

сказки

Словесный метод:

- Вопросы по ходу занятия;

организационные

указания,

направленные на

посадку детей

за столами

Практический

метод:

-Выполнение

детьми рисунков

Игровой метод:

-Д. и. «добрые-злые», «Пазлы»

Собирают пазлы

Ответы детей

Дети

ориентируется

в

содержании

произведения

и

отражают

представления

в

д/и

и

продуктивной

деятельности

3. Заключительный этап

Обеспечить

участие

детей

в

подведении

итогов занятия с

помощью

вопросов

С какой сказкой мы познакомились сегодня?

- Чему нас учит эта сказка? Молодцы ребята.

А, эта книжка со сказкой «Хаврошечка» останется в нашем центре книги. Вы можете ее еще раз посмотреть, рассказать по иллюстрациям друг другу. Обращаться с книгой  нужно очень бережно. Спасибо вам за хорошую работу!

Словесный метод:

-Педагогическая

Оценка детской

деятельности;

-Вопросы для

Подведения итогов занятия;

- Переключение

внимания детей на другой вид

деятельности

Сказка нас учит быть добрыми, трудолюбивыми, помогать друг другу, любить друг друга.

• Дети принимают

участие в

поведении итогов

с помощью ответов на

вопросы

воспитателя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию

Развивать умение отвечать на вопросы, активизировать речь детей. Развивать умение понимать обращенную речь,  упражнять детей в правильном назывании формы  и цвета, учить детей добрым взаимоо...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в подготовительной группе с использованием ИКТ "Добрые слова".

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ....

конспект интегрированного занятия по речевому развитию

В последнне время   мы очень часто сталкиваемся с проблемой речевых нарушений дошкольников, что оказывает большое влияние на  их нравственное становление, на их подготовку к школе...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе.

Занятие напрвленно на развитие всех компонентов устной речи детей в старшей группе: грамматического строя речи, связной речи-диалогической, монологической форм; формирование словаря, воспитание звуков...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию "Овечий праздник"

Продолжать знакомить детей с календарными событиями ноября, с днем Настасьи-стригальщицы или овчарницы....

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию с использованием мнемотехники во второй младшей группе «Встреча с героями русской народной сказки «Колобок»

     Цель: активизировать речевую деятельность детей. Создать у детей эмоциональное настроение, увлечь сказочным сюжетом.I. Образовательные задачи:Закрепить умение детей строить ...