Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Янгулова Елена Борисовна

Занятие напрвленно на развитие всех компонентов устной речи детей в старшей группе: грамматического строя речи, связной речи-диалогической, монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_yozhik.odt91.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

по речевому развитию в старшей группе.

Тема: «В гости к  ежику»

воспитатель: Янгулова Елена Борисовна

г. Ачинск

МБДОУ «Д/с № 40»

2015 г.

        Цель: развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи-диалогической, монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

        Задачи:

        - упражнять в образовании названий детёнышей животных в именительном  и родительном падежах множественного числа. Активизировать использования в речи сложноподчинённых предложений;

        - учить выделять из предложений слова со звуками «Ш» и «Ж», чётко произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо; делить слова на части; произносить каждую часть слова; определять последовательность звучания слогов в слове;

        - создание ёжика из пластилина, бисера, кедрового ореха способом барельефной лепки, азвитие мелкой моторики посредством работы с пластилином;

        - воспитание аккуратности, усидчивости через создание комфортных условий для работы на занятии.

        Оборудование: плюшевый медведь, счётные палочки, микрофон, образец ёжика, пластиковые доски для лепки, заготовки картона с фоном, пластилин, бисер, кедровый орех на тарелочках, влажные салфетки.

        Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «познавательное развитие»,  «художественно-эстетическое развитие».

Ход занятия

         Дети проходят и садятся на стульчики поставленные полукругом. Обращаю внимание на гостя из леса-медведя.

        – Дети, посмотрите, к нам гость пришёл из леса. И не просто пришёл а что-то принёс нам, какое-то письмо у него в лапах. Сейчас посмотрим что в этом конвертике лежит.

        Открываю конверт со стихами и загадками.

        - Звери из леса просят прочитать стихотворение для вас, а вы должны послушать это стихотворение, оно называется «Где чей дом», и ответить на вопросы.   

        Читаю стихотворение:

Воробей живёт под крышей

В тёплой норке- домик мыши

У лягушки дом в пруду                     

 Домик пеночки в саду

 -Эй, цыплёнок,где твой дом?

 -Он у мамы под крылом.

         - О чём говорится в этом стихотворении? (Ответы детей. Вовремя ответов даю микрофон отвечающему ребёнку), о том, кто где живёт.

Воспитатель:

- Про чьи дома говорится?

-Воробья, мыши, лягушки, цыплёнка.

        Воспитатель: ещё в стихотворении говорится о домике пеночки. Пеночка-это птичка, она живёт в саду. Вместе с большим воробьём живут под крышей малыши-воробьишки. (Если дети не могут ответить, подсказывать начало слова). В пруду домик лягушки и...

        Дети: лягушат!

        Воспитатель: Домик цыплёнка у мамы под крылом. У курицы много... Дети: цыплят.

        Воспитатель: а у пеночки  птенцы так же называются-пеночки. Один птенец-пеночка, много  птенцов-пеночки.

        Названия каких ещё птенцов одинаковы с названием взрослых птиц?

        Дети: ласточки, синички.

        Один птенчик-ласточка, синичка.

        Много птенчиков- ласточки, синички.

        Загадывание детям загадок.

        Вот иголки и булавки выползают из под лавки,

        На меня они глядят, молока они хотят.

        Дети: ёжик.

        Воспитатель: почему вы думаете, что это ёжик? Какой знакомый звук есть в отгадке «Ж» или «Ш»? Произнесите звук так, что-бы слышался звук «Ж».

        Дети: ёжжжик. (индивидуальные ответы детей по микрофону).

        Воспитатель: маленькие ножки, боится кошки, живёт в норке, любит корки.

        Дети: мышка.

        Воспитатель: почему вы думаете, что это мышка? Какой знакомый звук есть в слове мышка «Ш» или «Ж»? Произнесите слово так, что-бы слышался звук «Ш».

        Дети: мышшшка.

        Воспитатель: сейчас я прочитаю стихотворение, в словах которого очень часто встречается знакомый вам звук. Послушайте внимательно и скажите, какой это звук?

Мышонку шепчет мышь:

«Ты вся шуршишь, не спишь».

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

Дети: часто встречается звук «Ш».

        Воспитатель: назовите слова в которых вы услышали звук «Ш».

        Дети: мышь, шуршишь, не спишь, шепчет…

        Воспитатель: послушайте ещё одно стихотворение.

        Жук упал и встать не может,

        Ждёт он кто ему поможет.

        Какой звук здесь часто встречается?

        Дети: звук «Ж».

        Воспитатель: в каких словах вы услышали звук «Ж»?

        Дети: жук, не может, ждёт, поможет.

        Воспитатель: а теперь послушайте скороговорку: «Хорош пирожок, внутри творожок.» Повторите сначала медленно и громко, затем медленно и тихо.(индивидуальные ответы детей по микрофону.)

        - Молодцы, хорошо все повторили. А сейчас мы встанем вкруг и поиграем в игру «Будь внимательным». Я буду произносить слова, а вы когда услышите звук «Ш» поднимаете руки. Что вы должны сделать когда услышите звук «Ш»?( Поднять руки) А когда услышите звук «Ж», хлопайте в ладоши. Что сделаете когда услышите звук «Ж»? (хлопнем в ладошки). Сейчас посмотрим какие вы внимательные. Называю слова: кошка, шапка, жук, лошадь, Жираф, корова, ножик, шарф, Школа, шоколад, жёлудь, Жеребёнок, поросёнок...

        - Молодцы, внимательные какие. А теперь вы «Весёлые мышки».

Физминутка.

Весёлые мышки бегут по лужайке (бег на месте)

На мышках красивые красные майки (рывки руками)

У мышек на лапках зелёные тапки (приседают).

Торопятся в школу весёлые мышки (бег)

Боюсь опоздают скорее в вприпрыжку.

Вот узенькой стала лесная дорожка,

Мышата поскачут на одной ножке,

Портфель уронили! Нагнулись, подняли!

Скорее бежим!

Уф! Успели! (садятся за столы) Устали.

        Воспитатель:(беру медведя в руки) ребята, мишка спрашивает вас, а знаете ли вы, что он больше всего любит?

        Дети: мёд и малину.

        Воспитатель: послушайте, как я произнесу слово ма-ли-на. Сколько в нём частей?

        Дети: три!

        Воспитатель: давайте посчитаем вместе. На каждую часть вы выкладываете палочку. Маа-лии-наа. Какая первая часть слова?

        Дети: ма.

        Восп.: какая вторая?

        Дети: ли.

        Восп.: какая третья?

        Дети: на.

        Восп.: правильно. Всего три части.( Аналогично разбираем слова : «мышка», «ёжик», «жук». Дети, а почему про ёжика говорят «ёжик-ни головы, ни ножек».

        Дети: когда ёжику угрожает опасность — он сворачивается в шар и не видно- где у него голова, а где ножки.

        Восп: совершенно верно, дети. Сегодня мы с вами будем лепить ёжика. Где живёт ёжик? И что он любит кушать?

        Дети: ёжик живёт в лесу, на полянке. Любит кушать ягоды, грибочки, яблоки.

        Восп: очень интересно рассказали про ёжика. А давайте определим строение ёжика. Из каких частей он состоит?

        Дети: из головы, туловища, лапок, хвоста, ушек, иголок.

        Восп: сколько лапок у ежа?

        Дети: четыре.

        Восп: какой формы голова?

        Дети: чуть вытянута к носику.

        Восп: какой формы туловище? Дети: овальное. Восп: вспомните! Чтобы из пластилина можно было бы лепить легко его нужно согреть в руках, размять. К краю кусочка пластилина положите указательный пальчик (показ), стеком отрежьте кусочек пластилина по линии пальчика (показ). Маленький кусочек уберите в коробочке. Возьмите в ладошки оставшийся кусочек, давайте представим, что это маленький ёжик, его нужно согреть. Достаточно. Сминаем мягкий пластилин в комок (показ), затем катаем из него шарик в тёплых ладошках, а затем на доске для лепки из пластилина (показ). Но туловище не шар, а овал. Положите перед собой шар, сверху накройте правой ладошкой, катаем овал. Скатали, а теперь расплющиваем его между ладонями и дальше расплющиваем его пальчиками. У ёжика вытянутая мордочка. С одного конца овала вытягиваем мордочку (показ и индивидуальная помощь детям). Теперь прижимаем туловище к фону. Молодцы! Достанем из коробки маленький кусочек коричневого пластилина, отщипните от него крошечный кусочек для хвостика, отложите этот кусочек в коробку. Кусочек пластилина делим стеком на 4 части и лепим из них ножки (показ).

        Прилепляем лапки к туловищу (показ). А теперь достаем маленький кусочек коричневого пластилина из коробки. Сминаем его, катаем из него маленькую колбаску-хвостик. Прижимаем его с задней стороны (показ). У нашего ёжика очень красивые глазки. Возьмите из баночки бисер, выберите две бусинки и прилепите глазик ёжику и носик. Молодцы, очень хорошо. Чего ещё не хватает ёжику?

        Дети: иголок.

        Воспитатель: Правильно, мы ещё не сделали иголки. А иголки мы с вами сделаем из орехов. Орешки приклеиваем вот так (показ): за мордочкой в виде лучиков солнца от одной лапки до другой (индивидуальная помощь детям).

        Воспитатель: Итак, ребята, мы выполнили сегодняшнее задание. Давайте рассмотрим наших ёжиков. С какими материалами мы сегодня работали? ( дети отвечают). Что понравилось больше всего на занятии?( дети отвечают). Что было трудным?( ответы). Давайте поставим наши поделки на выставку. Спасибо всем за работу, вы постарались и ёжики получились очень симпатичные. И вы мне понравились на занятии, были внимательны, активные. Наш гость очень доволен вами. Вы все задания выполнили, молодцы! А теперь ему пора обратно в лес, попрощаемся с медведем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы.

Конспект занятия по развитию речи содержит игровой материал для обучения детей составлению повествовательного рассказа по картине....

Конспекты занятий по речевому развитию в старшей группе по теме "Великая Отечественная Война"

Конспекты занятий по речевому развитию: "Памятники защитникам Отечества", " Блокада Ленинграда".Долг живущих в своём Отечестве- помнить и чтить тех, кто в тяжелейших боях защитил Родину и подарил пото...

Конспект интегрированного физкультурно – речевого занятия в старшей группе для детей, имеющих отклонения в развитии

Конспект интегрированного физкультурно – речевого занятия в старшей группе для детей, имеющих отклонения в развитии.отработка  лексической темы «Зима»...

Конспект интегрированного занятияпо речевому развитию "В гости к весенней березке"

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в подготовительной компенсирующей группе.Компоненты интеграции: речевое развитие, музыкальная деятельность, трудовая деятельность.Занятие содержи...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Элементы сюжетно-ролевой игры в развитии монолога» (С.Р.И. «Театр»)

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Элементы сюжетно-ролевой игры в развитии монолога» (С.Р.И. «Театр»)...

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные» Тема: «Такие разные животные» (старшая группа

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»Тема: «Такие разные животные» (старшая группа...