Конспект ООД на тему: «Весёлая ярмарка»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Ирина Сергеевна Высоцкая

Цель: Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

Образовательные:

- активизировать представление детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

- содействовать развитию речи детей: обогащать и активизировать словарь, повышать его выразительность.

Развивающие:

- развивать интерес к изучению истории русского народа, истории народных промыслов.

- развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус.

Воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства при ознакомлении со старинными русскими традициями, обычаями.

- воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

Интеграция ОО:«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Предварительная работа: Заучивание потешек используя мнемотехнику. Проведение выставки «Знаменитый русский сувенир». Рассматривание иллюстраций с изображением предметов быта. Проведение дидактических игр: «Собери матрешку», «Составь картинку» и народных подвижных игр. 

Словарная работа: ярмарка, самовар, матрешка, деревянные ложки, валенки, лапти.

Методы и приемы:наглядный, словесный, практический.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: презентация «Ярмарка», самовар, мнемотаблицы, матрешки с разной росписью одежды, деревянные ложки, валенки, лапти, пряники.

Раздаточный: дидактическая игра «Собери матрешку» по количеству детей, по 2 деревянные ложки по количеству мальчиков,.

Ход НОД:

В группу заходит Хозяюшка

Хозяюшка: Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы!

Приглашаю всех на ярмарку веселую!

Внимание! Внимание! Слушайте все!

Веселая ярмарка! Веселись народ!

Балалайка звонкая, тульский самовар!

Веселая ярмарка, а вовсе не базар!

Приходите, примечайте, все, что нужно покупайте!

Хозяюшка:

- Ребята, а вы знаете, что такое ярмарка? (Ответы детей.)

- Я сейчас вам покажу картину, где изображена ярмарка. (Слайд 2,3,4)

- У нас сегодня тоже ярмарка, а что на ней будут продавать мы узнаем, когда отгадаем загадки. (Все товары покрыты расписными платками)

Хозяюшка: А вот и первый наш товар.

И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит,

Он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов.

Кран на брюхе открывает,

Кипяточек разливает.(Самовар)

Появляется настоящий самовар. Рассматриваем его.

Хозяюшка:

- Раньше были самовары внутри, которых горели угольки, как в печке, из трубы шел дымок и вода нагревалась. Вот посмотрите, какие еще самовары есть. (Слайд 5,6,7).

- Есть старинный город Тула. Вот там-то и делали самовары. Ребята, если самовар сделан в Туле, значит он? (Ответы детей).

Хозяюшка: Молодцы, ребята!

Хозяюшка: А сейчас пришла пора отгадать второй товар.

Первая сестра — большая,

В ней прячется сестра вторая,

Откроешь, третью ты найдешь,

И так до маленькой дойдешь.

В самой серединке — крошка,

Игрушку ту зовут… (Матрешка)

(Открывает две матрешки разные по росписи.Дети рассматривают их и отвечают на вопросы)

Хозяюшка:

- Чем отличаются матрешки? (Ответы детей.)

- Давайте рассмотрим их наряд. (Ответы детей.)

- А какие краски использовал мастер. (Ответы детей.)

- Чем все матрешки похожи. (Ответы детей.)

- Давайте посчитаем сколько сестричек спрятано в большой матрешке.

(Ответы детей.)

Хозяюшка:Молодцы!

- Ребята, а теперь порадуем матрешек и расскажем про них потешки. А какие потешки, я вам помогу.

(Показывается мнемотаблица и ребёнок читает потешку)

- У меня для вас есть ещё одно очень увлекательное занятие. Сейчас вы станете мастерами, сделаете свою матрешку.

Дидактическая игра: «Собери матрешку» 

Хозяюшка:Молодцы!А сейчас пришла пора отгадать третий товар.

За обедом суп едят

К вечеру «заговорят»

Деревянные девчонки

Музыкальные сестренки

Можно поиграть немножко

На красивых ярких … (Ложках)

Хозяюшка: Вот они ложки. Из чего они сделаны? (Ответы детей).

- А вы знаете, что раньше не только ложки делали из дерева, но и другую посуду. (Слайд).

- Потому, как расписана,была посуда можно было сказать о богатстве хозяев: у богатых росписи были яркими, разными и посуда была очень красива, а у бедных — не расписана, а просто выточена из дерева.

- Ребята, а для чего нужны были ложки? (Ответы детей.)

- А вот в загадке говорится о музыкальных сестренках. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

- Я вам предлагаю повеселиться, ведь ярмарки славились не только товаром, но и весельем.

(Мальчикам раздаются деревянные ложки они играют на них, а девочки ведут перепляс)

Хозяюшка: Хотите узнать, что еще есть у меня сегодня на ярмарке?

Знает взрослый человек,

Знает даже маленький.

Чтоб зимою не болеть

Надевают…  (Валенки)

Хозяюшка:А вы знаете, почему валенки сильно греют ножки? (Ответы детей.)

- Валенки делают из шерсти овец. Свалять валенки очень трудоемко. (Слайд ) Шерсть очищают от мусора, моют и вычесывают, делая из неё мягкую и пушистую массу. Подготовленную шерсть раскладывают в форме большого носка и начинают валять. Валяют всегда руками, используя для этого скалку. Шерсть поливают горячей водой, чтобы она лучше сваливалась.

- Для какого времени года эта обувь? (Ответы детей.)

Хозяюшка:А отгадайте еще одну загадку:

Из липы свито дырявое корыто,

По дороге идёт, клетки кладёт. (Лапти.)

- Как вы думаете, а эту обувь, когда носили? (Ответы детей.)

- А сейчас мы носим такую обувь? (Ответы детей.)

- Вы знаете из чего сделаны лапти? (Ответы детей.)

Хозяюшка:Со ствола дерева липки снимали кору или как говорили в народе «драли лыко» и плели лапти. А на праздник одевали лапти из бересты — березовая кора.

Хозяюшка: А сейчас я предлагаю вам поиграть в  игру «Кто быстрее».

(Делимся на две команды мальчики и девочки.Мальчики будут передавать валенок от первого к последнему, а девочки лапоть)

Хозяюшка: Молодцы ребята!

- Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (Ответы детей).

- Вам понравилась наша ярмарка? (Ответы детей).

- А какие товары продавали на ярмарке? (Ответы детей).

А теперь пора прощаться,

Хоть и жалко расставаться.

Приходите чаще к нам.

Рады мы всегда гостям.

Хозяюшка: На прощанье я приготовила для вас подарочек с моей ярмарки, только сначала отгадайте, что это?

Испечен он в печке жаркой

Из муки. Сам вкусный, сладкий

Мягкий, ароматный, пряный-

Потому зовется... (Пряник)

Дети получают пряники и идут пить чай.

Список использованной литературы:

  1. Бердникова, Н.В. «Веселая ярмарка» / Н.В. Бердникова. -  Ярославль: Академия развития,  2005. – 224 с.
  2. Грибовская, А. А. Детям о народном искусстве / А. А. Грибовская. - М.: Просвещение, 2006.–160 с.
  3. Зацепина, М. Б. Народные праздники в детском саду / М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова.  – М.: Наука, 2012. – 152 с.
  4. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2016., 352с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselaya_yarmarka.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

Образовательные:

- активизировать представление детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

- содействовать развитию речи детей: обогащать и активизировать словарь, повышать его выразительность.

Развивающие:

- развивать интерес к изучению истории русского народа, истории народных промыслов.

- развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус.

Воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства при ознакомлении со старинными русскими традициями, обычаями.

- воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

Интеграция ОО:«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Предварительная работа: Заучивание потешек используя мнемотехнику. Проведение выставки «Знаменитый русский сувенир». Рассматривание иллюстраций с изображением предметов быта. Проведение дидактических игр: «Собери матрешку», «Составь картинку» и народных подвижных игр. 

Словарная работа: ярмарка, самовар, матрешка, деревянные ложки, валенки, лапти.

Методы и приемы:наглядный, словесный, практический.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: презентация «Ярмарка», самовар, мнемотаблицы, матрешки с разной росписью одежды, деревянные ложки, валенки, лапти, пряники.

Раздаточный: дидактическая игра «Собери матрешку» по количеству детей, по 2 деревянные ложки по количеству мальчиков,.

Ход НОД:

В группу заходит Хозяюшка

Хозяюшка: Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы!

Приглашаю всех на ярмарку веселую!

Внимание! Внимание! Слушайте все!

Веселая ярмарка! Веселись народ!

Балалайка звонкая, тульский самовар!

Веселая ярмарка, а вовсе не базар!

Приходите, примечайте, все, что нужно покупайте!

Хозяюшка:

- Ребята, а вы знаете, что такое ярмарка? (Ответы детей.)

- Я сейчас вам покажу картину, где изображена ярмарка. (Слайд 2,3,4)

- У нас сегодня тоже ярмарка, а что на ней будут продавать мы узнаем, когда отгадаем загадки. (Все товары покрыты расписными платками)

Хозяюшка: А вот и первый наш товар.

И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит,

Он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов.

Кран на брюхе открывает,

Кипяточек разливает.(Самовар)

Появляется настоящий самовар. Рассматриваем его.

Хозяюшка:

- Раньше были самовары внутри, которых горели угольки, как в печке, из трубы шел дымок и вода нагревалась. Вот посмотрите, какие еще самовары есть. (Слайд 5,6,7).

- Есть старинный город Тула. Вот там-то и делали самовары. Ребята, если самовар сделан в Туле, значит он? (Ответы детей).

Хозяюшка: Молодцы, ребята!

Хозяюшка: А сейчас пришла пора отгадать второй товар.

Первая сестра — большая,

В ней прячется сестра вторая,

Откроешь, третью ты найдешь,

И так до маленькой дойдешь.

В самой серединке — крошка,

Игрушку ту зовут… (Матрешка)

(Открывает две матрешки разные по росписи.Дети рассматривают их и отвечают на вопросы)

Хозяюшка:

- Чем отличаются матрешки? (Ответы детей.)

- Давайте рассмотрим их наряд. (Ответы детей.)

- А какие краски использовал мастер. (Ответы детей.)

- Чем все матрешки похожи. (Ответы детей.)

- Давайте посчитаем сколько сестричек спрятано в большой матрешке.

(Ответы детей.)

Хозяюшка:Молодцы!

- Ребята, а теперь порадуем матрешек и расскажем про них потешки. А какие потешки, я вам помогу.

(Показывается мнемотаблица и ребёнок читает потешку)

- У меня для вас есть ещё одно очень увлекательное занятие. Сейчас вы станете мастерами, сделаете свою матрешку.

Дидактическая игра: «Собери матрешку» 

Хозяюшка:Молодцы!А сейчас пришла пора отгадать третий товар.

За обедом суп едят

К вечеру «заговорят»

Деревянные девчонки

Музыкальные сестренки

Можно поиграть немножко

На красивых ярких … (Ложках)

Хозяюшка: Вот они ложки. Из чего они сделаны? (Ответы детей).

- А вы знаете, что раньше не только ложки делали из дерева, но и другую посуду. (Слайд).

- Потому, как расписана,была посуда можно было сказать о богатстве хозяев: у богатых росписи были яркими, разными и посуда была очень красива, а у бедных — не расписана, а просто выточена из дерева.

- Ребята, а для чего нужны были ложки? (Ответы детей.)

- А вот в загадке говорится о музыкальных сестренках. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

- Я вам предлагаю повеселиться, ведь ярмарки славились не только товаром, но и весельем.

(Мальчикам раздаются деревянные ложки они играют на них, а девочки ведут перепляс)

Хозяюшка: Хотите узнать, что еще есть у меня сегодня на ярмарке?

Знает взрослый человек,

Знает даже маленький.

Чтоб зимою не болеть

Надевают…  (Валенки)

Хозяюшка:А вы знаете, почему валенки сильно греют ножки? (Ответы детей.)

- Валенки делают из шерсти овец. Свалять валенки очень трудоемко. (Слайд ) Шерсть очищают от мусора, моют и вычесывают, делая из неё мягкую и пушистую массу. Подготовленную шерсть раскладывают в форме большого носка и начинают валять. Валяют всегда руками, используя для этого скалку. Шерсть поливают горячей водой, чтобы она лучше сваливалась.

- Для какого времени года эта обувь? (Ответы детей.)

Хозяюшка:А отгадайте еще одну загадку:

Из липы свито дырявое корыто,

По дороге идёт, клетки кладёт. (Лапти.)

- Как вы думаете, а эту обувь, когда носили? (Ответы детей.)

- А сейчас мы носим такую обувь? (Ответы детей.)

- Вы знаете из чего сделаны лапти? (Ответы детей.)

Хозяюшка:Со ствола дерева липки снимали кору или как говорили в народе «драли лыко» и плели лапти. А на праздник одевали лапти из бересты — березовая кора.

Хозяюшка: А сейчас я предлагаю вам поиграть в  игру «Кто быстрее».

(Делимся на две команды мальчики и девочки.Мальчики будут передавать валенок от первого к последнему, а девочки лапоть)

Хозяюшка: Молодцы ребята!

- Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (Ответы детей).

- Вам понравилась наша ярмарка? (Ответы детей).

- А какие товары продавали на ярмарке? (Ответы детей).

А теперь пора прощаться,

Хоть и жалко расставаться.

Приходите чаще к нам.

Рады мы всегда гостям.

Хозяюшка: На прощанье я приготовила для вас подарочек с моей ярмарки, только сначала отгадайте, что это?

Испечен он в печке жаркой

Из муки. Сам вкусный, сладкий

Мягкий, ароматный, пряный-

Потому зовется... (Пряник)

Дети получают пряники и идут пить чай.

Список использованной литературы:

  1. Бердникова, Н.В. «Веселая ярмарка» / Н.В. Бердникова. -  Ярославль: Академия развития,  2005. – 224 с.
  2. Грибовская, А. А. Детям о народном искусстве / А. А. Грибовская. - М.: Просвещение, 2006.–160 с.
  3. Зацепина, М. Б. Народные праздники в детском саду / М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова.  – М.: Наука, 2012. – 152 с.
  4. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2016., 352с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему "Весёлая матрешка"

На этом занятии дети знакомятсяс историей богородского промысла и с сергиево-посадской деревянной игрушкой. Дети узнают о самой попудярной народной деревянной игрушке, учатся различать разные техники ...

Конспект НОД по теме: «Весёлый ёжик» для младшего дошкольного возраста

Проявят интерес к живой природе при природных сезонных изменениях. Покажут продуктивную активность во время рисования иголок ежу. Обогатятся детские яркие впечатления от содержания занятий.Будут играт...

Конспект НОД по теме:"Весёлые задания от сказочных героев"

Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. НОД разработано в соответствии с КТП, и  с учётом возрастных особенностей детей. Приоритет...

Образовательная деятельность по ФЭМП в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Весёлая ярмарка»

Образовательная деятельность по ФЭМП в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Весёлая ярмарка»...

Конспект ООД на тему: "Веселая ярмарка" для воспитанников младших групп

Ход ООД:I часть.Воспитанники  с воспитателем входят в зал, музыкальный руководитель  предлагает встать вкруг. Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята, я очень  рада видеть в...