Конспект ОД по пересказу. Пересказ рассказа "Ёжик" По И. Соколову-Микитову
план-конспект занятия по развитию речи
Пересказ рассказа "Ёжик" По И. Соколову-Микитову
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
od_po_sokolovu-mikitovu_ezhik.docx | 36.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация непосредственной образовательной деятельности по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста на основе пересказа по теме
«Пересказ рассказа « Ёжик. По И. Соколову-Микитову»
Автор конспекта образовательной деятельности (далее – НОД): Макеева Елена Петровна
Цель: Составление пересказа по произведению Соколова-Микитова «Ежик» с включением беседы и дидактических игр. Задачи:
Образовательные задачи: Познакомить с рассказом «Ёжик» по Соколову-Микитову. Формировать умение правильно определять начало, середину и конец текста, выделить основную мысль текста и его озаглавить. Упражнять в передаче полного содержания текста соблюдая последовательность и связность изложения. Активизировать словарь по теме «Дикие животные». Пополнять словарный запас (добыча, зимовище). Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов. Закреплять умение загадывать и разгадывать загадки.
Развивающие задачи: Развивать умение связно передавать рассказ, используя авторские обороты текста.
Воспитательные задачи: Воспитывать умение слышать и слушать друг друга
Воспитательные задачи: Воспитывать самостоятельность, речевую активность, эмоциональность, культуру поведения, дружелюбие, уважение друг к другу.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие
Область в интеграции: познавательное развитие, речевое развитие, социально коммуникативное развитие, физическое развитие.
Организация развивающей предметно-пространственной среды: групповая комната; игрушка Ёж; посылка; ТСО; картинка Почтальона Печкина на экране; картинки с изображением диких животных и такие же мелкие игрушки – фигурки согласно подготовленным детьми загадкам.
Предварительная работа: знакомство с лексической темой «Дикие животные», рассматривание иллюстраций «Дикие животные», дидактические игры «Кто, где живёт?» « Кто как говорит. Кто, что делает», «Лото Дикие животные», «Собери картинки». Беседы о временах года, о жизни зверей зимой. Чтение художественной литературы о животных. Творческая работа с родителями « Придумай загадку о лесных зверях».
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Образовательные задачи (данного этапа НОД) | Содержание НОД, форма организации (пишется все то, что нужно говорить детям) | Образовательная область, вид деятельности (выделяется на основе ФГОС ДО) | Формы реализации программы (методы и приемы) | Планируемый результат | Средства реализации ООП (материалы и оборудование) |
Сформировать мотивацию к предстоящей деятельности. Закреплять умение разгадывать загадки. | Дети стоят полукругом. В.: Собрались все дети в круг. Я твой друг (руки к груди) и ты мой друг (протягивают руки друг к другу). Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки). И друг другу улыбнёмся (улыбаются). Дети садятся на места. В: Сегодня утром, когда я вошла в группу, то увидела на столе вот эту посылку и видеописьмо. Посылку открыть я не смогла, видно она с секретом, а видеописьмо мы посмотрим вместе. Как вы думаете от кого оно? А хотите узнать? Тогда давайте присядем на ковер и внимательно посмотрим на экран. На экране почтальон Печкин. «Добрый день дороге ребята. Узнали меня? Меня зовут почтальон Печкин и я принёс вам посылку. Но я вам её не отдам, потому что посылку могут получать люди по документам, а у вас, их нет. Но я вижу, что вы хорошие ребята, поэтому я предлагаю вам сделку. Если вы отгадаете загадку и расскажите мне о чем сегодня пойдет речь у вас в группе то посылка ваша!» Внимательно слушайте загадку: «Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной, Иголок очень много, А нитки не одной. (Ёж). Правильно, ребята, это ёж. Звуковая гимнастика В.: Полетим к нашим лесным друзьям на жуке громкоЖ – Ж-Ж-Ж…… А теперь поплзём на змее громко Ш-Ш-Ш-Ш….. А теперь на шмеле тихо Ж-Ж-Ж-Ж А теперь по воде тихо – тихо Ш-Ш-Ш-Ш….. | Речевое развитие. Познавательное развитие. Социально коммуникативное развитие. Физическое развитие. Виды деятельности: Развитие речи. Познавательно-исследовательская. Коммуникативная. Двигательная. | Специальное моделирование ситуации общения. | Дети замотивированы на предстоящую деятельность. Закреплено умение разгадывать загадки. | Слово педагога. Речь детей. Посылка ТСО. Картинка Почтальона Печкина на экране. |
Основная часть (содержательный, деятельности этап)
Образовательные задачи (данного этапа НОД) | Содержание НОД, форма организации (пишется все то, что нужно говорить детям) | Образовательная область, вид деятельности (выделяется на основе ФГОС ДО) | Формы реализации программы (методы и приемы) | Планируемый результат | Средства реализации ООП (материалы и оборудование) |
Познакомить с рассказом «Ёжик. По И. Соколов-Микитов». Формировать умение правильно определять начало, середину и конец текста, выделить основную мысль текста и его озаглавить. Упражнять в передаче полного содержания текста соблюдая последовательность и связность изложения. Активизировать словарь по теме «Дикие животные». Пополнять словарный запас (добыча, зимовище). Закреплять умение загадывать и разгадывать загадки. | В: Очутились мы в лесу и перед нами посылка почтальона Печкина. Как и обещал. Открываем. Что внутри? … ежик. Давайте пригласим ежика присесть рядом с нами и послушать небольшой рассказ из жизни ёжика, который я расскажу. Рассказ « Ёжик. По И. Соколов-Микитов Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю яркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. В ясные осенние дни готовит себе ёж тёплое зимовище, таскает в нору сухие листочки и мягкий мох. Скоро он заберётся в логово на всю долгую зиму. В: Как называется произведение? - А как можно по-другому назвать? - Кто написал? -Когда происходят действия? Кто главный герой? Вопросы по содержанию. Сколько добычи для ежей осенью? (объяснить «добыча», т.к. ёж - хищное животное)
В.: Ребята, а ког еще можно встретить в лесу? Загадки детей о лесных зверях. (Творческое домашнее задание – предварительная работа) 1). Ребёнок загадывает свою загадку. Дети представленным небольшим фигуркам выбирают ответ и называют. 2). В.: Как одним словом назвать этих зверей? (лесные, дикие) - Почему они так называются? ( чем отличаются от домашних?, что умеют делать? (добывать пищу, строить жилище) - Как лесные звери подготовились к зиме? (тёплая шуба, поменяли окрас защитный, сделали запасы, утеплили жилище) Ребята, а теперь пришла пора немного поиграть. Что-то наш ежик заскучал. Давайте все с вами встанем и выполним движение вместе со мной. Выходите на лужок, становитесь все в кружок (дети выполняют движения, согласно тексту) «Ёж с ежатами» Под огромною сосной, На полянке на лесной, Куча листьев где лежит, (бегут друг за другом) Еж с ежатами бежит. Мы вокруг все оглядим, (повороты головой) На пенечках посидим, (приседают) А потом все дружно спляшем, (пляшут) Вот так ручками помашем. (машут руками) Помахали, покружились (кружатся) И домой заторопились. (Разбегаются по своим местам) В: А мы с вами возвращаемся на свои места. Ребята, давайте с вами вспомним рассказ о ёжике. В: Сейчас я прочту ещё раз этот рассказ. А потом вы будете пересказывать. Повторное чтение рассказа. В: Ну, а теперь перескажите вы этот рассказ. Самостоятельный пересказ рассказа. Воспитатель обращает их внимание на полноту передачи содержания, выразительность интонаций. В: Молодцы ребята! | Речевое развитие. Познавательное развитие. Физическое развитие. Виды деятельности: Развитие речи. Познание. Двигательная. | Словесный: беседа, чтение рассказа «Ёжик. По И. Соколов-Микитов», ответы на вопросы пересказ. | Дети пересказали рассказ «Ёжик. По И. Соколов-Микитов». Активизировали словарь по теме «Дикие животные». Пополнили словарный запас (добыча, зимовище). Закрепили умение загадывать и разгадывать загадки. | Слово педагога. Речь детей. Игрушка Ёж. Картинки диких животных согласно подготовленным детьми загадкам. |
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Образовательные задачи (данного этапа ОД) | Содержание ОД, форма организации (пишется все то, что нужно говорить детям) | Образовательная область, вид деятельности (выделяется на основе ФГОС ДО) | Формы реализации программы (методы и приемы) | Планируемый результат | Средства реализации ООП (материалы и оборудование) |
Развивать связную монологическую речь. Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов. | В: - Молодцы, ребята! О ком мы говорили? (ответы детей). С каким рассказом мы познакомились? Кто написал этот рассказ? Интересный получился пересказ про ёжика. Ой, смотрите, пока мы пересказывали рассказ и отгадывали загадки первый снег пошёл. Посмотрите сколько снега (манка в тазах) намело, все наши лесные жители попрятались. Кто находит своего зверя, тот называет ласково, детёнышей, игрушки же маленькие….. Игра-релаксация «Большой-маленький» (детёныши, образование сущ. с помощью суффиксов) Ответы детей. Ищут в манке зверей. Лисёнок, медвежонок, волчонок, ежонок…. В: Какие же вы все молодцы! Пора возвращаться домой, в группу. | Социально коммуникативное развитие. Речевое развитие. Виды деятельности: Коммуникация. Развитие речи. Игровая. | Специальное моделирование ситуаций общения Рассуждение. Диалог. Практическая. | Закреплено умение детей составлять связный текст. Дети отвечают на вопросы. Дети изменяют слова при помощи суффиксов. | Слово педагога. Речь детей. Таз с манкой. Мелкие фигурки диких животных. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы :"Развитие связной речи с помощью наглядного моделирования". Конспект занятия в подготовительной к школе группе с использованием опорных схем "ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА "ОСЕНЬ" (по И.Соколову-Микитову). Составила ГубаТ. В. воспитатель МБДОУ №12
Занятие с использованием опорных схем, для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Пересказ рассказа И. С. Соколова—Микитова «Улетают журавли»
Пересказ рассказа И. С. Соколова—Микитова «Улетают журавли»...
Методическая разработка: Конспект по развитию речи Тема: Пересказ рассказа «Белки» (по Соколову-Микитову) Группа: Старшая группа
Конспект по развитию речи Тема: Пересказ рассказа «Белки» (по Соколову-Микитову)Группа: Старшая группа Цель: обучение связной, последовательной, выразительной и грамматичес...
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа «Осень» по Соколову - Микитову с наглядной опорой на графические схемы»
Интеграция образовательных областей: - «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы);- «Речевое развитие» (развитие речи, приобщение к художественной литературе)...
Конспект НОД по обучению пересказу Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову- Микитову).
Обучение пересказу с использованием природоведческой литературы по опорным схемам. Основные задачи:1.Формирование связной монологической речи с использованием графических схем.2. формирование гра...
Конспект НОД по развитию связной речи с детьми 6-го, 7-го года жизни. Пересказ рассказа И.С.Соколова - Микитова "Улетают журавли"
Развивать умения синтаксически верно строить предложения. ...
Конспект ОД по пересказу. Пересказ рассказа «Приготовились к зиме» по И. Соколову – Микитову
Пересказ рассказа «Приготовились к зиме» по И. Соколову – Микитову...