Из опыта работы :"Развитие связной речи с помощью наглядного моделирования". Конспект занятия в подготовительной к школе группе с использованием опорных схем "ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА "ОСЕНЬ" (по И.Соколову-Микитову). Составила ГубаТ. В. воспитатель МБДОУ №12
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Занятие с использованием опорных схем, для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области коммуникация с использованием опорных схем в подготовительной к школе группе «Пересказ рассказа «Осень» (по И. Соколову-Микитову). Составила: Губа Татьяна Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №12 ст. Каневская.
Задачи:
1.Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.
2.Формирование активного зрительного и слухового контроля над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания.
3.Закрепить употребление в речи детей прилагательных согласуя их с существительными.
4.Активизация и обогащение словарного запаса по теме.
Методические приемы:
Моделирование; составление целого из частей; чтение; беседа; рассматривание предметных картинок; лексико-грамматические упражнения; прослушивание музыкального произведения.
Оборудование:
Графические схемы; предметные картинки с изображением гри бов и ягод (подосиновики, сыроежки, грузди, рыжики, клюква, гроздья рябины); магнитные картинки (разрезные); фонограмма П.И. Чай ковского «Осенняя песня» («Времена года»); наборное полотно; маг нитная доска.
Предварительная работа:
- Чтение рассказов про осень И. Соколова-Мйкитова.
- Знакомство с творчеством писателя.
- Отгадывание загадок по темам: «Осень», «Грибы», «Ягоды».
- Разучивание пословиц об осени.
- Наблюдения в природе.
• Дидактические игры «Приметы осени», «Что сначала, что потом?» (по временам года и месяцам).
Ход занятия
1.Организационный момент.
Дидактическая игра «Расскажи про осень» Употребление в речи
прилагательных согласовывая их с существительным, разви тие
мышления.
Педагог предлагает детям посмотреть в окно и задаёт вопросы
- Листья на деревьях какие?(жёлтые, красные)
- Деревья осенью какие? (печальные, разноцветные)
- Трава какая? (сухая, коричневая, жёлтая)
- Небо какое? (ясное или хмурое, пасмурное)
- Тучи какие? (серые, большие)
- Дождик осенью какой? (холодный, проливной)
- Осень какая? (красивая, печальная, холодная, дождливая,
золотая, разноцветная…)
2. Подготовка к восприятию текста.
Выстраивание графичес кого плана рассказа.
Педагог предлагает детям отгадать загадки, найти схемати ческие
изображения отгадок и поместить их на магнитную доску.
- Приходит по луже, уходит по стуже. (Осень)
- По небу плывут, дождик несут. (Облака)
— Муха охнула сперва: «Ах, какие кружева! Я попала в кружева — и
пропала голова!» (Паутина)
- Кто шляпу на ногу надевает? (Гриб)
- Была зеленой маленькой, потом я стала аленькой. На солнце
почернела я, и вот теперь я спелая. (Ягода)
1.Чтение рассказа.
Развитие слухового внимания, памяти, твор ческого воображения.
Педагог:
- Внимательно послушайте рассказ И. Соколова-Микитова:
«Осень».
После знойного лета наступила золотая осень. По высокому небу бегут и бегут облака. В погожие, теплые дни летает над землей липкая паутина. По опушкам лесов еще растут грибы: красноголо вые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых пнях видны тонконогие опята. В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква. На лесных полянах краснеют гроздья рябины. Чист и прозрачен воздух!
1.Беседа по содержанию.
Развитие диалогической речи, запоми нание последовательности текста, выстраивание плана пересказа с помощью опорных схем.
- Какое время года наступает после знойного лета? (После знойного лета наступает золотая осень.)
- По какому небу бегут облака? (По высокому небу бегут облака.)
- Что летает над землей в погожие, теплые дни? (В погожие, теплые дни над землей летает липкая паутина.)
- Какие грибы растут по опушкам лесов? (По опушкам лесов растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые. сыроежки, скользкие грузди, душистые рыжики.)
- Что рассыпано по кочкам в болотах? (В болотах по кочкам
рассыпана румяная клюква.)
—Какая ягода краснеет на лесных полянах? (На лесных полянах
краснеют гроздья рябины.)
5.Упражнение «Почему?» Развитие воображения, логического
мышления.
Педагог выставляет на наборное полотно картинки с изображе нием грибов и ягод, спрашивает, почему их так называют:
- Красноголовый подосиновик (Потому что шляпка гриба крас ного цвета?)
- Зеленоватые и розовые сыроежки (Потому что эти грибы можно есть сырыми, а шляпки у них розовые и зеленые.)
- Скользкие грузди (Грибы большие, грузные, влажные, поэто му в руках они скользят.)
- Душистые рыжики (Грибы оранжевого цвета и очень аро матные, с сильным грибным запахом.)
- Румяная клюква (Ягода красная, алая, как щеки на морозе.)
- Гроздья рябины (Много ягод на одной веточке).
Физминутка « Сбор грибов»
Мы по лесу ходим, Ходьба на месте.
Грибочки находим. Ладонь руки на уровне бровей в виде козырька.
Мы наклонимся, сорвём,
И в корзиночку их кладём. Наклоны (собираем грибочки.)
- Повторное чтение рассказа. Развитие слухового внимания, памяти.
- Пересказ детьми рассказа с опорой на графический план.
Дети по желанию друг за другом пересказывают текст.
- Сюрпризный момент.
Воспитатель хвалит детей за успехи. Показывает корзинку, которая накрыта красивой салфеткой и просит отгадать загадку о том, кто её передал.
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь ёлочек и сосен, потому что я …(осень)
- Правильно, ребята, это осень передала вам свои подарки. (Дети угощаются сочными, румяными яблоками)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/11/picture-379643-1389384034.jpg)
Конспект занятия в подготовительной к школе группе с использованием ТРИЗ
Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы. В ходе совместной деятельности дети познают себя самого через собственное имя. Использование технологий ...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе с использованием здоровьесберегательных технологий «Все ли деревья сбрасывают листву?»
Задачи. Учить сравнивать деревья по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке)....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/15/picture-654422-1439655975.jpg)
Конспект занятия в подготовительной к школе группе с использованием нетрадиционных техник "Как я люблю одуванчики"
Дети очень любят аппликацию, особенно не стандартное ее выполнение. Маленькие пальчики творят чудесные изображения.Эти занятия развивают мышление, фантазию, умение трудиться....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/21/picture-950649-1506011277.png)
Статья из опыта работы «Развитие связной речи детей на основе моделирования»
Статья из опыта работы«Развитие связной речи детей на основе моделирования»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/23/picture-989212-1514041950.jpg)
Конспект занятия по развитию связной речи на материале РНС «Маша и медведь» в подготовительной к школе группе.
Данный конспект занятия направлен на развитие связной речи в подготовительной к школе группе. Через сказки ребенок познает мир, набирается опыта для взрослой жизни, строит собственную модель мира и уч...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/02/picture-1214004-1580622471.jpg)
Развитие связной речи у детей с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа). Самообразование.
Развитие связной речиЦель: развитие связной речи.Задачи: · изучить литературу по теме...