Из опыта работы :"Развитие связной речи с помощью наглядного моделирования". Конспект занятия в подготовительной к школе группе с использованием опорных схем "ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА "ОСЕНЬ" (по И.Соколову-Микитову). Составила ГубаТ. В. воспитатель МБДОУ №12
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Люльченко Татьяна Владимировна

Занятие с использованием опорных схем, для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_razvitiyu_rechi.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности  в области коммуникация с использованием опорных схем  в подготовительной к школе группе «Пересказ рассказа «Осень» (по И. Соколову-Микитову). Составила: Губа Татьяна Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №12 ст. Каневская.

 Задачи: 

1.Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

2.Формирование активного зрительного и слухового контроля над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания.

3.Закрепить употребление в речи детей прилагательных согласуя их с существительными.

4.Активизация и обогащение словарного запаса по теме.

Методические приемы:

Моделирование; составление целого из частей; чтение; беседа; рассматривание предметных картинок; лексико-грамматические упражнения; прослушивание музыкального произведения.

Оборудование:

Графические схемы; предметные картинки с изображением гри бов и ягод (подосиновики, сыроежки, грузди, рыжики, клюква, гроздья рябины); магнитные картинки (разрезные); фонограмма П.И. Чай ковского «Осенняя песня» («Времена года»); наборное полотно; маг нитная доска.

Предварительная работа:

  1. Чтение рассказов про осень И. Соколова-Мйкитова.
  2. Знакомство с творчеством писателя.
  1. Отгадывание загадок по темам: «Осень», «Грибы», «Ягоды».
  2. Разучивание пословиц об осени.
  3. Наблюдения в природе.

•  Дидактические игры «Приметы осени»,  «Что сначала, что потом?» (по  временам года и месяцам).

                                     Ход занятия

1.Организационный момент.

 Дидактическая игра «Расскажи про осень» Употребление в речи

  прилагательных согласовывая их с существительным, разви тие

мышления.

Педагог предлагает детям посмотреть в окно и задаёт вопросы

     - Листья на деревьях какие?(жёлтые, красные)

     - Деревья осенью какие? (печальные, разноцветные)

     - Трава какая? (сухая, коричневая, жёлтая)

     - Небо какое? (ясное или хмурое, пасмурное)

    - Тучи какие? (серые, большие)

    - Дождик осенью какой? (холодный, проливной)

    - Осень какая? (красивая, печальная, холодная, дождливая,  

золотая,  разноцветная…)

2. Подготовка к восприятию текста.

 Выстраивание графичес кого плана рассказа.

Педагог предлагает детям отгадать загадки, найти схемати ческие    

изображения отгадок и поместить их на магнитную доску.

  1. Приходит по луже, уходит по стуже. (Осень)
  2. По небу плывут, дождик несут. (Облака)

Муха охнула сперва: «Ах, какие кружева! Я попала в кружева — и

пропала голова!» (Паутина)

  1. Кто шляпу на ногу надевает? (Гриб)
  2. Была зеленой маленькой, потом я стала аленькой. На солнце

почернела я, и вот теперь я спелая. (Ягода)

1.Чтение рассказа.

 Развитие слухового внимания, памяти, твор ческого воображения.

Педагог: 

 - Внимательно послушайте рассказ И. Соколова-Микитова:        

                                 «Осень».

После знойного лета наступила золотая осень. По высокому небу бегут и бегут облака. В погожие, теплые дни летает над землей липкая паутина. По опушкам лесов еще растут грибы: красноголо вые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых пнях видны тонконогие опята. В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква. На лесных полянах краснеют гроздья рябины. Чист и прозрачен воздух!

1.Беседа по содержанию.

Развитие диалогической речи, запоми нание последовательности текста, выстраивание плана пересказа с помощью опорных схем.

  1. Какое время года наступает после знойного лета? (После знойного лета наступает золотая осень.)
  2. По какому небу бегут облака? (По высокому небу бегут облака.)
  3. Что летает над землей в погожие, теплые дни? (В погожие, теплые дни над землей летает липкая паутина.)
  4. Какие грибы растут по опушкам лесов? (По опушкам лесов растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые. сыроежки, скользкие грузди, душистые рыжики.)
  5. Что рассыпано по кочкам в болотах? (В болотах по кочкам

рассыпана румяная клюква.)

—Какая ягода краснеет на лесных полянах? (На лесных полянах
краснеют гроздья рябины.)

5.Упражнение «Почему?» Развитие воображения, логического
мышления.

Педагог выставляет на наборное полотно картинки с изображе нием грибов и ягод, спрашивает, почему их так называют:

  1. Красноголовый подосиновик (Потому что шляпка гриба крас ного цвета?)
  2. Зеленоватые и розовые сыроежки (Потому что эти грибы можно есть сырыми, а шляпки у них розовые и зеленые.)

- Скользкие грузди (Грибы большие, грузные, влажные, поэто му в руках они скользят.)

  1. Душистые рыжики (Грибы оранжевого цвета и очень аро матные, с сильным грибным запахом.)
  2. Румяная клюква (Ягода красная, алая, как щеки на морозе.)
  3. Гроздья рябины (Много ягод на одной веточке).

Физминутка « Сбор грибов»

Мы по лесу ходим,                         Ходьба на месте.

Грибочки находим.                     Ладонь руки на уровне бровей в виде козырька.

Мы наклонимся, сорвём,            

И в корзиночку их кладём.                Наклоны (собираем грибочки.)

  1. Повторное чтение рассказа. Развитие слухового внимания, памяти.
  1. Пересказ детьми рассказа с опорой на графический план.

Дети по желанию друг за другом пересказывают текст. 

  1. Сюрпризный момент.

Воспитатель хвалит детей за успехи. Показывает корзинку, которая накрыта красивой салфеткой и просит отгадать загадку о том, кто её передал.  

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь ёлочек и сосен, потому что я …(осень)

 - Правильно, ребята, это осень передала вам свои подарки. (Дети  угощаются сочными, румяными яблоками)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе с использованием ТРИЗ

Конспект НОД по познавательному развитию для  детей подготовительной к школе группы. В ходе совместной деятельности дети познают себя самого через собственное имя.  Использование технологий ...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе с использованием здоровьесберегательных технологий «Все ли деревья сбрасывают листву?»

Задачи.       Учить сравнивать деревья по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке)....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе с использованием нетрадиционных техник "Как я люблю одуванчики"

Дети очень любят аппликацию, особенно не стандартное ее выполнение. Маленькие пальчики творят чудесные изображения.Эти занятия развивают мышление, фантазию, умение трудиться....

Статья из опыта работы «Развитие связной речи детей на основе моделирования»

Статья из опыта работы«Развитие связной речи детей на основе моделирования»...

Конспект занятия по развитию связной речи на материале РНС «Маша и медведь» в подготовительной к школе группе.

Данный конспект занятия направлен на развитие связной речи в подготовительной к школе группе. Через сказки ребенок познает мир, набирается опыта для взрослой жизни, строит собственную модель мира и уч...

Развитие связной речи у детей с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа). Самообразование.

Развитие связной речиЦель: развитие связной речи.Задачи: ·                   изучить литературу по теме...