«Рассказывание об осени с использованием мнемотаблицы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Олейник Вера Ивановна

Чем раньше  учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Непрерывной образовательной деятельности

с детьми  старшей группы

дошкольного отделения МОУ СОШ №2 г. Хвалынска

Тема: «Рассказывание об осени

с использованием мнемотаблицы»

Образовательная область:

«Речевое развитие»

Воспитатель: Олейник В. И.

Цель: создание условий для развития познавательных умений и навыков с помощью мнемотехники.

Программные задачи:

Образовательные: формировать умение составлять связный рассказ об осени с помощью мнемосхем, упражнять в подборе существительных к прилагательному.

Развивающие:

развивать связную речь, словесно-логическое мышление, умение подбирать действия и признаки.

Воспитательные: воспитывать эмоциональное  отношение к осенней  природе.

Словарная работа: расширять словарь детей: хмурень, листопадник, предзимье, листогной.

Материал: расписанное капельками  с  листочком зеркало, зеркало в снежинках,  мнемотаблица  «Осень», презентация осеннего леса, аудио запись «Звуки леса», картинки (снег, белый медведь, ландыш, зубы, сахар, облака, бинт, ромашка, соль, заяц, мука), красивая коробочка, магнитная доска.

Предварительная работа: наблюдения за явлениями природы осенью, беседы с детьми об осени, чтение стихов о разных периодах осени, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, работа над составлением мнемосхем, экспериментирование  с шишкой, листьями.

Ход НОД

Воспитатель: ребята, у всех хорошее настроение? Давайте поделимся им друг с другом! (Дети и воспитатель встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу)

Все мы дружные ребята ,мы ребята – дошколята

Никого не обижаем, как заботиться мы знаем

Никого в беде не бросим, не отнимем, а попросим

Пусть всем будет хорошо, будет радостно, светло!

Вместе с детьми находят волшебное зеркало. Рассматривают его.

(Я сейчас нашла зеркало, но что то оно не обычное)

Воспитатель: Ребята, а ведь это зеркало не простое, оно волшебное…

Посмотрите на нем что -то нарисовано (нарисованы капельки воды и листок желто- серый). Как вы думаете, что это значит? (Ответы детей)

Вот послушайте загадку:

Солнца нет, на небе тучи,

Ветер вредный и колючий,

Дует так, спасенья нет!

Что такое? Дай ответ! (осень)

-Воспитатель: А хотите оказаться в осеннем лесу?

Но как же нам туда попасть? (высказывания детей)

Зеркало нам в этом поможет:

«В зеркале я отражусь,

Где захочу, там и окажусь»

Перенеси нас, зеркало , с ребятами в осенний лес.(зеркало положить около доски)

Приглашаю детей на стульчики.

1 слайд

Великолепен вид осенней природы!

Чем-то пахнет в осеннем лесу? Вдохните поглубже, а теперь выдохните.

Чем же пахнет осенний лес?(высказывания детей)

2 слайд

- Опавшей листвой, посмотрите, как много в лесу опавших листьев.

А зачем деревья сбрасывают осенью листву?(Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега)

Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.

3 слайд

 грибами.

4 слайд

-

Звучит аудиозапись «Звуки леса».

Вот как нас встретил осенний лес - зашумел, зашуршал, загудел.

- А давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки.

Ребята, кто что услышал?(Шорох листьев)

-Покажите, как они шуршат(рука об руку), а как ветер шумит?

(завывание ветра, шум деревьев, пение птиц)

Осень - волшебница, она очаровала природу, украсила ее волшебными нарядами.

Ни одно время года так ни волшебно, как-осень.

Но осень не всегда бывает  такой.

Вспомните периоды осени и скажите…вначале осень, как называется?(ранняя, хмурень).

 А потом наступает?(…золотая осень, листопадник).

Какой период осени идет теперь? Поздняя осень. А как еще ее называют? (листогной.)

Эта пора в самом конце осени называется еще предзимье или «серебряной осенью». Предзимье – конец осени, когда холодно и может лежать снег на земле, но еще не зима.

Игра  «Подбери слова – признаки»

Воспитатель:

– Ребята, а вы мне расскажете – осень какая?

Ваши ответы я буду складывать в волшебную коробку.

Осень (какая?) – холодная, красивая, золотая, серая, сырая, прекрасная…

Ветер (какой?) – сильный, порывистый, холодный, пронизывающий…

Листья (какие?) – красивые, резные, багряные, разноцветные, золотые, влажные, промокшие…

Небо (какое?) – хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное.

Упражнение «Нарисуем осень»(на ковре)(в это время заменить зеркало)

Воспитатель:

-Давайте нарисуем осеннюю картинку, но не карандашами и красками, а движениями рук. Я приглашаю вас на ковер.(Звучит музыка)

- Посмотрите, как красиво падали листья вначале осени. Сначала по одному (Руки двигаются сверху вниз, взмахи кистями рук то тут, то там)

-А потом начался листопад. (Руки двигаются сверху вниз, при этом пальцы совершают хаотичные движения)

-А теперь подул ветер. (Сильные круговые махи руками)

- Он поднял, закружил все листья в танце (Руки двигаются от середины сверху, через стороны вниз)

Стало холодно.        

(Обхватить себя руками и поежиться)

Часто идет дождь.  

 (Руки согнуть в локтях и поднять вверх, а затем движением сверху вниз не спеша опустить их вниз)

-А теперь пойдемте прогуляемся. Дети идут на свои места, делая разминку.

Вдруг закрыли небо тучи,  (идут на носочках, поднимая  вверх руки вокруг стульчиков)
Начал капать дождь колючий(закрывают голову руками)
Долго дождик будет плакать,
Разведет повсюду слякоть (прыгают)
Грязь и лужи на дороге,(наклоны вправо и влево)
Поднимай повыше ноги  (идут, высоко поднимая колени).

Молодцы, старались не замочить ног.

Дети сели на стульчики.

Воспитатель: Художники изображают красоту осенней природы в картинах, а как еще можно о ней рассказать ? Какими способами? Поэты, как они об этом могут рассказать? (Высказывания детей) А как писатели могут  изобразить? (пишут рассказы)  Давайте составим рассказ об осени. А помогут нам  в этом карточки- схемы (мнемотаблица). Вы будете рассказывать  по всем картинкам, начиная с первой и не пропуская ни одной. Расскажете, что было вначале осени , а что потом происходило и чем закончилось.

Воспитатель: Вспомним главное правило красивой речи: говорим всегда красиво, смело и неторопливо. Ясно, четко говорим, потому что не спешим.

Рассказ детей по мнемотаблицам.

Воспитатель приглашает 3 детей: 1 ребенок рассказывает по 1 и 2 картинке;  второй-по 3 и 4 картинке-схеме; третий- по5 и 6 заканчивает. Потом просит одного ребенка рассказать сразу по всем карточкам- схемам.

Воспитатель: Молодцы ребята, замечательные рассказы об осени у вас получились.

       -Но вот, что случилось с зеркалом? Почему оно стало белым? (скоро зима)

- Дети, как вы думаете, какие слова подходят к слову белый? Что бывает белым всегда? (снег, белый медведь, ландыш, зубы, сахар, облака, бинт, ромашка, заяц, мука, соль- картинки лежат на маленьком столике в стороне). У меня есть картинки, если отгадаете слово, прикрепите ее на доску.

Воспитатель: Как хорошо в лесу осенью, но пора нам    всем домой. С лесом надо нам прощаться, в детский сад свой возвращаться. Подойдите ко мне.

Давайте посмотрим в наше «волшебное» зеркало:

«В зеркале я отражусь,

Где захочу, там и окажусь»

Перенеси нас, зеркало , вместе с ребятами  обратно  в детский сад».

- Вот мы и вернулись обратно в наш детский сад.

- Где же мы с вами побывали?

- Что вам больше всего запомнилось?

Ребята, вы  вечером дома с родителями нарисуйте картинки  про осень, а мы в садике устроим выставку из них.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заучивание стихотворения И.П. Токмаковой « Осень» ( с использованием мнемотаблицы)

Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение, используя мнемотаблицу, формировать ассоциативное мышление....

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи на тему "В гости к нам пришла осень" (с использованием мнемотаблиц)

Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе. «В гости к нам пришла осень» (с использованием мнемотаблиц). Цель: создание условия для развития речи детей пос...

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе Тема: Заучивание стихотворения Ирины Петровны Токмаковой «Осень» с использованием мнемотаблицы.

Цель: Познакомить детей со стихотворением И. Токмаковой «Осень»;  Развитие памяти, внимания, образного мышления.Задачи: - продолжать формировать умение слушать и запоминатьстихотворен...

Речевое развитие.Тема:«Рассказывание сказки «Теремок» с использованием мнемотаблиц.»

Образовательная область: «Речевое развитие» Возрастная группа: Младшая группа от 2 до 3 лет. Цель: Продолжить знакомить детей с литературным жанром, сказка, помочь запомнить перс...

Рассказывание сказки «Рукавичка» с использованием мнемотаблиц

Рассказывание сказки «Рукавичка» (2 младшая группа)Обучающие задачи:упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий;закреплять умение составлять ...