Конспект ООД по развитию речи в старшей группе Тема: Заучивание стихотворения Ирины Петровны Токмаковой «Осень» с использованием мнемотаблицы.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: Познакомить детей со стихотворением И. Токмаковой «Осень»;  Развитие памяти, внимания, образного мышления.

Задачи:

- продолжать формировать умение слушать и запоминать

стихотворение.

- расширить и закрепить представления об осени.

- активизировать словарь детей.

- развивать выразительность речи, чувство ритма, устную речь,

воображение, образного мышления.

- воспитывать интерес к художественному слову.

- воспитывать любовь к поэзии и бережное отношение к природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе

Тема: Заучивание стихотворения  Ирины Петровны Токмаковой «Осень» с использованием мнемотаблицы. 

Цель: Познакомить детей со стихотворением И. Токмаковой «Осень»;  Развитие памяти, внимания, образного мышления. 

Задачи:

- продолжать формировать умение слушать и запоминать

стихотворение.

- расширить и закрепить представления об осени.

- активизировать словарь детей.

- развивать выразительность речи, чувство ритма, устную речь,

воображение, образного мышления.

- воспитывать интерес к художественному слову.

- воспитывать любовь к поэзии и бережное отношение к природе.

Методические приёмы:

использование записи «Осенние звуки», загадки, Д/И «Осенние слова», рассматривание картин на осеннюю тему, беседа, чтение стихотворения, повторное чтение стихотворения, заучивание стихотворения детьми по опорной схеме (мнемотаблице), индивидуальный опрос.

Предварительная работа:

чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций, разучивание стихов, составление рассказов, рисование сюжетных картин.

Ход занятия:

  1. Организационный этап:

Приветствие, стихи на организацию внимания. 

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева,

Обними своих друзей

Вместе жить нам веселей!

  1. Подготовительный этап:

Воспитатель: -  Я предлагаю поиграть в игру «Кто самый внимательный?», а для этого нужно внимательно послушать загадку Майи Ходяковой и дать правильный ответ, ответ на загадку и будет темой нашего занятия сегодня.

(загадывание загадки)

Воспитатель: 

Стихотворение-загадка:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурится,

Если дождик льется…

Это время года…осенью зовется».

 (Автор Майа Ходякова).

Дети: - Осенью зовется.

Воспитатель:- А почему вы так думаете? По каким признакам вы определили, что в загадке говориться об осени?

Дети:- На деревьях листья пожелтели, в край далекий птицы улетели, небо хмуриться, дождик льётся. 

Воспитатель: - Ребята, назовите осенние месяцы. (Дети: - Сентябрь, октябрь, ноябрь)

Воспитатель:- Молодцы! Вы всё сказали правильно.

Воспитатель: - А сейчас, мы закроем глаза и послушаем, что нам расскажет звуки осени, подышим осенним воздухом, какую осеннюю  картину можно представить.

(Звучат звуки проливного дождя, холодного ветра)

Воспитатель: Дети, какую вы картину представили, слушая звуки осени? Например, мне представилась берёзовая роща, где льёт нескончаемый дождь, дует ветер, как-то всё сыро, холодно.

Дети рассказывают свои ощущения.

Воспитатель:- Скажите, а осень всегда такая унылая, дождливая, печальная? А какую осень знаете вы?

Ответы детей.

Показ картин.

Посмотрите на картину Владимира Золотина, как художник изобразил осень?

Д/И «Осенние слова».

Небо (какое?) голубое.

Солнце (какое?) лучистое, яркое.

Листья какие (какие?) пожелтевшие.

Трава (какая?) ещё зеленая, еле-еле пожелтевшая.

День (какой?) светлый, теплый. 

Воспитатель:- Как бы вы назвали эту картину, ещё только-только начинается осень.

Дети дают название картине. 

Воспитатель:- Картина называется «Ранняя осень».

Воспитатель: - Посмотрите ещё на одну картину художника Исаака Левитана «Золотая осень». Здесь уже осень совсем другая. 

Воспитатель: - Посмотрите ещё на одну картину художника Алексея Саврасова «Поздняя осень». На всех картинах осень разная.

Какие же периоды осени изобразили художники в своих картинах?

Дети: Осень раннюю, осень золотую, осень позднюю.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам превратиться в осенние листочки и мы с вами немного полетаем.

Физминутка «Осенние листочки».

Воспитатель: Композиторы свои чувства об осени передают в музыке, художники в картинах, а поэты пишут о ней стихи.

- А мы с вами знаем стихи об осени?

(чтение стихов об осени)

Осень в парке

Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные — рябине,
 

Фартук розовый — осине,
Зонтик жёлтый — тополям,
Фрукты осень дарит нам.

( И. Винокуров)

  1. Основной этап.

Воспитатель: - Сегодня мы познакомимся со  стихотворением Ирины Петровны Токмаковой  «Осень» и разучим его.

- Обратите внимание, ребята, на портрет поэта и запомните это имя, детский писатель  и поэт Ирина Петровна Токмакова.

- А сейчас я прочту её стихотворение «Осень».

(чтение стихотворения) 

Опустел скворечник-

Улетели птицы,

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Всё летят, летят…

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

Воспитатель: - Какие эмоции вызвало у вас это стихотворение?

Воспитатель: - Оно весёлое или грустное?

Дети: - Это стихотворение грустное.

Воспитатель: - С чего начинается стихотворение?

Дети: - Опустел скворечник.

Воспитатель: - Скажите, ребята, а что такое скворечник?

Дети: - Жилище птиц. 

Воспитатель: - Что значит «опустел»?

Дети: - Стало пусто в нём.

Воспитатель: - А почему он опустел?

Дети: - Стало очень холодно в нём, неуютно. Наступила осень.

Воспитатель: - Почему же птицы улетели?

Дети: - Наступила осень. 

Воспитатель: - А куда улетели птицы? (В Африку). Почему именно в Африку?

Дети: - Там очень жарко и тепло.

Воспитатель: - А что же произошло с листьями? Объясните, как вы понимаете выражение «листьям на деревьях тоже не сидится»?

Воспитатель: - С кем сравнивает поэт листья?

Дети: - С птицами.

Воспитатель: - Чем похожи птицы и листья?

Дети: - Они как птицы, умеют летать.

Воспитатель: - Дети внимательно послушайте ещё раз стихотворение, как я выразительно буду читать, постарайтесь его запомнить. Посмотрите на иллюстрацию к этому стихотворению, которую сделала Белозерова Оксана.

( чтение стихотворения)

Воспитатель: - А теперь еще раз послушаем это стихотворение и будем его разучивать, опираясь на схему в картинках, давайте рассмотрим схему.

(заучивание стихотворения по опорной схеме (по мнемотаблице)

 (индивидуальный опрос)

Воспитатель:- Давайте ещё раз  назовём автора стихотворения, как называется стихотворение. О чём говориться в стихотворении? О чём мы с вами беседовали сегодня? С какими картинами вы познакомились сегодня?

Какие периоды осени мы с вами  вспомнили сегодня? ( Ответы детей).

4.Рефлексия.

Воспитатель: -  А теперь, ребята, я предлагаю вам оценить себя на занятии.

- Если вам было сложно,  вы ничего не поняли, не отвечали на занятии, и вам было не интересно, то возьмите красный листик.

-Если вы сомневались, были не уверенны на занятии, возьмите желтый листик.

-Если вам было легко, если вы со всеми заданиями справились, вы были уверенны, уверенно отвечали на все вопросы, активно участвовали на занятии, возьмите зелёный листик. ( Вопросы для детей, у которых низкая самооценка: - Ты считаешь, что не справился с заданием, ты и стихи читал, на вопросы отвечал и т.д.)

- А теперь, я предлагаю вам создать свою картину, У нас есть ствол дерева, а вы своими листиками украсите крону дерева. И вот у нас получилась замечательная картина. Как мы её назовём? (Краски осени).

-А теперь наше занятие подошло к концу.

- Давайте попрощаемся с нашими гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с нарушением зрения пересказ рассказа с опорой на мнемотаблицы "Купание медвежат" В. Бианки

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с нарушением зренияпересказ рассказа с опорой на мнемотаблицы "Купание медвежат" В. Бианки Цель: продолжать обучать связному последователь...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "В гости к нам пришла зима" (с использованием мнемотаблицы)

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "В гости к нам пришла зима"(с использованием мнемотаблицы)...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: "Заучивание стихотворения З. Александровой "Родина" (с опорой на мнемотаблицу)

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмот...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Чтение и заучивание стихотворения Лидии Огурцовой «Добрый Крым»

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческо­го — «искусство запоминания». Мнемотехника — это систе­ма методов и приемов, обеспечивающих эффективное запо­...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: заучивание стихотворения «Весенние воды» Ф.И Тютчев».

Учить детей запоминать стихотворение.Формировать навыки выразительного рассказывания.Закрепить знания детей о весенних признаках. Вызвать эмоциональный отклик....