Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи на тему "В гости к нам пришла осень" (с использованием мнемотаблиц)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.
«В гости к нам пришла осень» (с использованием мнемотаблиц).
Цель: создание условия для развития речи детей посредством мнемотаблиц.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей подбирать однородные определения к словам, составлять пересказ об осени с помощью мнемотаблиц, используя полученные ранее знания и представления;
- рассказывать связно, используя для описания образные слова и выражения; - активизировать употребление однокоренных слов;
- составлять предложения, опираясь на картинки.
Развивающие:
- совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления;
- расширять словарный запас детей, мелкую моторику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 305 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.
«В гости к нам пришла осень» (с использованием мнемотаблиц).
Цель: создание условия для развития речи детей посредством мнемотаблиц.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей подбирать однородные определения к словам, составлять пересказ об осени с помощью мнемотаблиц, используя полученные ранее знания и представления;
- рассказывать связно, используя для описания образные слова и выражения; - активизировать употребление однокоренных слов;
- составлять предложения, опираясь на картинки.
Развивающие:
- совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления;
- расширять словарный запас детей, мелкую моторику.
Ход занятия
1. Организационный момент
Здравствуйте, девочки! (Здравствуйте)
Здравствуйте, мальчики! (Здравствуйте)
Здравствуйте, здравствуйте все! (Дети садятся)
Воспитатель:
- Послушайте стихотворение.
Золотая осень чудной красоты
Голубое небо, яркие цветы,
Будто бы художник смелою рукой
Расписал берёзы краской золотой,
А, добавив красный, расписал кусты
Клёны и осины дивной красоты.
Получилась осень – глаз не оторвать!
Кто ещё сумеет так нарисовать?
- Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? (об осени). Сегодня мы с вами поговорим о самом красивом времени года, об осени.
- Скажите, после какого времени года она наступает? (после лета)
Сейчас мы с вами отправимся в осенний лес. Закройте глазки и послушайте музыкальное произведение П. Чайковского «Времена года», которое поможет почувствовать всю красоту осенней природы.
(дети закрывают глаза, звучит отрывок из музыкального произведения, воспитатель вывешивает картину «Осень»).
- Давайте вдохнем воздуха и почувствуем, какой он? (прохладный, свежий, пахнет прелыми листьями, грибами)
- Давайте прислушаемся, в лесу тихо, а можно в такой тишине услышать самый небольшой шорох? Что вы слышите? (Как падают листочки, потрескивание веток, стволов деревьев, как перелетела птица с ветки на ветку, шепот ветра).
- Давайте попробуем изобразить ветер, если он дует сильно. (ш-ш-ш) , а теперь ветер начинает немножко стихать (ш – ш – ш), но вот он опять разбушевался (ш – ш – ш), а теперь успокоился и совсем стих (ш – ш – ш).
2.Составление описательного рассказа с использованием мнемотаблиц.
Воспитатель: Давайте вместе составим рассказ об осени.
Осень.
Пришла осень. Солнце светит ярко, но уже не греет, все чаще идут дожди. Листочки на деревьях желтеют и опадают. Птицы собираются в стайки и улетают в теплые края. Насекомые прячутся до весны. С наступлением холодов люди одеваются теплее. Осенью мы собираем урожай и делаем запасы на зиму, за это и зовут ее кормилицей.
Первичное восприятие прочитанного:
- Кто пришел к нам в гости? - Какими становятся деревья?- Что люди делают осенью? –Как еще называют осень?
Составление мнемодорожки.
Повторное чтение текста воспитателем. Затем предлагается нескольким детям самостоятельно передать рассказ с опорой на мнемотаблицу.
-Вам понравилась составлять рассказы? При помощи чего вы составляли рассказ? (мнемотаблицы).
3.Физкультминутка
Воспитатель: Давайте немного отдохнём и представим, что мы превратились в осенние листочки.
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)
4.Беседа об осенних месяцах.
Воспитатель: Дети, вы знаете осенние месяцы? Назовите их. (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Воспитатель: В старину СЕНТЯБРЬ месяц называли ХМУРЕНЬ.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, с чем связано такое название «хмурень»? (Небо часто «хмурится», погода бывает ненастной, часто идут дожди.)
Воспитатель: ОКТЯБРЬ раньше называли ЛИСТОБОЙ или ЛИСТОПАД.
Воспитатель: А вот интересное название - листобой: какие 2 словечка спрятались в этом длинном слове? (листья, бой).
-И получилось какое слово? (листобой)
-Что значит «листобой», как вы понимаете? (листья о землю падают, бьются)
-А в наше время каким словом мы заменяем слово «листобой» («листопад»). - НОЯБРЬ последний месяц осени. Задумчивый, грустный месяц. Его называют воротами зимы.
Воспитатель: - Почему называли воротами зимы? (Сильные ветры со снегом, снег ложиться и не тает больше)
-Еще называли ноябрь - ПРЕДЗИМЬЕ.
-Какое знакомое слово слышится? (Зима).
-Как вы думаете, что обозначает слово «предзимье»? (Это время перед зимой).
5.Игра "Погода осенью"
Воспитатель: У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:
Когда идет дождь - дождливая.
Когда дует ветер - ветреная
Холодно - холодная
Пасмурно - пасмурная
Сыро - сырая
Хмуро - хмурая
Ясно – ясная
6.Итог занятия.
Мы сегодня много интересного рассказали про осень. Это чудное, красивое время года. Что вам запомнилось из услышанного сегодня на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи (с элементами эмоционального развития) «Рассеянный в гостях у ребят»
Программные задачи:Уточнить знания о сказочных героях.Закрепить навыки культуры поведения, формировать «актерские»способности (выражение эмоций в мимике, жестах, интонации).Доставить детям радость.Мат...
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ
Тема занятия: "Путешествие в осенний лес"Цель занятия: ознакомление дошкоьников с миром животных, развитиесвязной монологической речи.На занятии использовала элементы ТРИЗ технологии....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/26/picture-837517-1477468706.jpg)
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»...
Конспект занятия в подготовительной группе по развитие речи на тему: «Золотая осень!»
Ребята, что происходит с наступлением осени? (Осенью листья желтеют, краснеют, опадают. Птицы улетают в теплые края....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/02/picture-483497-1417521359.jpg)
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень» 1.Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной ...
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»
ДЕТИ ВСОМИНАЮТ ОБ осени важное, красивое и интересное....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/04/picture-1067591-1541352285.jpg)
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»
1.Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений.2....