Конспект подгруппового НОД по совершенствованию лексико-грамматического строя речи и связного высказывания в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме: «Зимующие птицы».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Антропова Ирина Викторовна

Вашему вниманию представляю конспект в рамках лексической темы недели "Зимующие птицы", являющийся итоговым занятием по закреплению лексического материала и развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста 6 -7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon antropova_nod_zimuyushchie_ptitsy.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17 «Искорка»

(МДОУ «Д/с № 17 «Искорка»)

Советской Армии ул., дом 10 А, г. Южноуральск, Челябинская область, РФ, 457040

Тел., факс (35134) 4-34-04, е-mail: mdouds17.iskorka@mail.ru, https://ds17-uu.educhel.ru

ОКПО 45648856; ОГРН 1027401401466; ИНН/КПП 7424018300/742401001

Конспект подгруппового НОД

по совершенствованию лексико-грамматического строя речи

и связного высказывания в подготовительной к школе группе

компенсирующей направленности для детей с ОНР

по теме: «Зимующие птицы».

Антропова И. В.,

учитель-логопед высшей кв. категории,

стаж работы – 11 лет

Южноуральск, 2023

Возраст детей: 6 – 7 лет.

Реализуется в рамках АООП ДО для детей с ТНР.

Форма проведения: подгрупповое.

Основная цель НОД:  

Развитие  связной речи.

Задачи  НОД:

  1. Закреплять образование множественного числа существительных в род. падеже;
  2. Закреплять употребление в речи предлогов «на», «под», «к», «с»;
  3. Закреплять умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок;
  4. Учить определять последний звук  в словах.
  5. Развивать внимание, память, мышление, общую  моторику.
  6. Воспитывать умение работать в коллективе, коммуникабельность, активность.

Оборудование:

Магнитная кормушка с  изображением зимующих птиц (синица, воробей, снегирь, свиристель, щегол, клест), картинки с изображением птиц, карточки с фишками для определения звука в слове, мультимедиа.

Ход НОД:

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности.

Речевое развитие

Речевая  деятельность

  1. Организационный момент.

Л.: Ребята, предлагаю вам подойти к столу, взять птицу и разделить её название  на слоги.

Речевое развитие

Слайд 1

Речевая  деятельность

  1. Упражнение «Рассмотри и назови»

Л.: Ребята, вы догадались о ком мы сегодня будем говорить?

Д.: О зимующих птицах.

Л.: Почему их так назвали?

Ответы детей.

Л.: Как вы думаете, легко птицам зимовать?

Д.: Нет. Зимой мало еды.

Л.: Как нам помочь птицам пережить холодное время года?

Д.: Соорудить для них кормушки.

Л.: Правильно. У вас в руках зимующие птицы. Поместите птиц в кормушку на доске и скажите, чем угостим каждую птицу.

Пример: Клёсту предложим шишку с кедровыми орехами.

(Ответы детей)

Речевое развитие

Слайд 2

Речевая  деятельность

Л.: Молодцы! Предлагаю присесть на стулья.

3. Игра «Рассмотри и назови»

Л.: Ребята, внимание на слайд. Ответьте на мои вопросы полным ответом.

Кто сидит на ветке дерева? (НА ВЕТКЕ ДЕРЕВА СИДЯТ ВОРОБЬИ).

Кто сидит под кормушкой?  (ПОД КОРМУШКОЙ СИДЯТ ГОЛУБИ И СОРОКИ).

Кто сидит на стволе дерева? (НА СТВОЛЕ ДЕРЕВА СИДЯТ ДЯТЛЫ).

Кто сидит на кормушке? (НА КОРМУШКЕ СИДЯТ СИНИЦЫ).

Кто летит к кормушке? ( К КОРМУШКЕ ЛЕТЯТ ВОРОНЫ).

Кто идет к кормушке? (К КОРМУШКЕ ИДЕТ МАЛЬЧИК).

 Что в руках у мальчика? ( В РУКАХ У МАЛЬЧИКА КОРМ ДЛЯ ПТИЦ).

Речевое развитие

Слайд 3

Речевая  деятельность

Л.: Молодцы, у вас получились отличные ответы.

4. Речевое упражнение «Что сначала – что потом?»

Дети рассматривают сюжетные картинки, определяют последовательность событий – что сначала, что потом.  

Затем предлагается детям послушать предложения и найти в них ошибки:

Л.: Ребята, посмотрите на картинки. Предлагаю поиграть в игру «Что сначала, а что потом?»

- СНАЧАЛА ДЕТИ ПОВЕСИЛИ КОРМУШКУ НА ДЕРЕВО, А ПОТОМ УВИДЕЛИ ЗИМУЮЩИХ ПТИЦ ИЗ ОКНА. Правильно? А как правильно?

(Ответы детей)

- ДЕТИ НАСЫПАЛИ КОРМ В КОРМУШКУ, А ПОТОМ СМАСТЕРИЛИ ЕЕ. Правильно? А как правильно?

(Ответы детей)

- СНАЧАЛА ДЕТИ ОДЕЛИСЬ НА УЛИЦУ, А ПОТОМ УВИДЕЛИ ЗА ОКНОМ СНЕГИРЕЙ.

(Ответы детей)

Л.: Как вы думайте, в правильной последовательности расположены картинки? А как правильно? Расскажите. Что было сначала, а что потом.

Д.: Сначала дети увидели за окном голодных снегирей и решили им помочь. Они оделись на прогулку, взяли с собой немного семечек. Потом вышли и покормили птиц, положив семечки в кормушку. 

Физическое развитие

Слайд 4

Двигательная деятельность

  1. Физкультминутка «Кормушка»

Рано утром на опушке

Мы повесили кормушку

Для щеглов, и для синичек,

И для всех голодных птичек.

Не едите вы с ладошки

Зерна, семечки и крошки.

Прилетайте на опушку,

Угощенье ждет в кормушке.                

Н. Нищева

Речевое развитие

Слайд 5

Речевая  деятельность

  1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок: «Расскажи-ка»

Детям предлагается посмотреть на картинки и ответить на вопросы:

- Какое было время года?

- Какая была погода?

- Кого дети увидели из окна?

- Какими были птицы?

- Что сделали дети, чтобы помочь  птицам зимой?

- Что повесили дети зимой на дерево? Зачем?

- Чем дети накормили птиц?

Детям предлагается послушать, какой рассказ получился из их ответов, и придумать к нему название.

Потом 2-3 ребенка пересказывают этот рассказ по серии сюжетных картинок.

Речевое развитие

Продуктивная деятельность

  1. Упражнение «Где находится звук?»

На столе разложены картинки с изображением зимующих птиц и карточки для определения звука в слове.

Л.: Ребята, предлагаю вам присесть за стол. Как вы думаете, для чего на нужны карточки и фишки разных цветов?

Д.: Чтобы определить, где находится звук и какой.

Л: Правильно. Предлагаю вам вспомнить, какие звуки обозначаются красным, синим и зелёным цветом.

(Ответы детей)

Л.: Выложите квадратик нужным цветом для определения последнего звука в названии картинки

(Выполнение задания детьми, логопед помогает при затруднениях в выполнении. Коллективная проверка выполненного задания).

Речевое развитие

Слайд 6

Речевая  деятельность

  1. Итог занятия.

О чем говорили? Чем занимались? Что было легко, интересно? Что трудно? Оценка работы детей.


Список литературы:

  1. З. Е. Агранович. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / СПб. 2007.
  2. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОН Р.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.- 704 с.
  3. Нищева Н. В. Круглый год: Учебно-наглядное пособие. Приложение к конспектам для подгрупповых занятий в логопедических группах (ср, ст. и подготов.) для обучения дошкольников рассказыванию / Издательство: Детство-Пресс, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе "Буми в гостях у ребят"

Занятие для детей 6-7 лет с ОНР. На данном занятии в игровой форме  дети закрепляют умение образовыватьотносительные прилагательные и учатся использовать их в связной речи...

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей логопедической группе "Лунтик в гостях у ребят"

Закрепление лексико-грамматических представлений, формирование навыка связного непрерывного логического высказывания....

Конспект непосредственной коллективной деятельность детей подготовительной группы. Совершенствование лексико – грамматических представлений и развитие связной речи. Тема: «Гость с удивительной планеты».

Цели: 1.Закрепить умение детей самостоятельно задавать вопросы по отработанному стереотипу.2. Обучать самостоятельному формированию вопросов.3. Совершенствовать умение грамматически правильно строить ...

Конспект ООД по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ффн и онр на тему "День защитника отечества"

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ НОД: Активизация и развитие словарного запаса и грамматического строя речи. Задачи OОД: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:Активизировать и расширять словарь ...

Конспект ООД "Жители водоёмов" Приоритетная образовательная область "Познавательное развитие". Возрастная группа: подготовительная к школе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Организованная образовательная деятельность "жители водоёмов" разработана в соответствии с комплексно - тематическим планированием по теме "Вода. Обитатели водоёмов" в интеграции с...

Конспект занятия по формированию лексико - грамматических категорий и развитию связной речи детей подготовительной группы с ЗПР. Тема: "Зимующие птицы"

Данный конспект разработан для воспитанников подготовительной группы, имеющих задержку психического развития....

Открытое интегрированное занятие в младшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Тема: "Зимующие птицы"

Тема: «Зимующие птицы»Цель: Формирование представлений о зимующих птицах, как о живых существах в природе и закрепление знаний....